Мама, папа, я… а также бабушки, дедушки и многие другие. Распределение ролей в семье

А.И. Бучкова, детский психолог, кандидат социологических наук, Москва 

В современном мире взрослый человек вольно или невольно контактирует с огромным количеством людей. Однако мало кто станет спорить, что базовые навыки его общения формируются в первые годы жизни и большое влияние на это оказывают члены семьи. Кроме мамы и папы, у ребенка могут быть еще братья и сестры, бабушки и дедушки, дяди и тети, друзья родителей, а также другие взрослые и дети, с которыми он контактирует чаще или реже. В рамках сегодняшней темы рассмотрим основных действующих лиц такого общения. Каждому из них отведена уникальная роль. И от того, насколько они ей соответствуют, а также от того, как формируется общая картина распределения ролей в семье, во многом зависят комфорт, спокойствие и дальнейшее благополучие ребенка. Подмена ролей, ролевые конфликты и связанное с ними противоречивое воспитание нередко оборачивается трагедией для ребенка, дезориентирует его, способствует развитию  склонности к манипулированию окружающими.

 

МАМА и ПАПА

Несомненно, это ключевые фигуры в жизни малыша. Они заботятся, воспитывают, готовят к жизни во взрослом мире. Важен тандем отца и матери – ведь каждому из них в семье отведены разные, но взаимно дополняющие друг друга функции.

Основная задача мамы – напитывать ребенка любовью. Ее безусловное приятие малыша дарит ему спокойствие, чувство безопасности и умиротворения. Недостаток любви матери особенно ощутим в первые три года жизни. Когда мама берет ребенка на руки, заботится о нем, дарит свое время и внимание, он со временем достаточно насыщается безусловной любовью и постепенно отдаляется от нее, проявляя все больше независимости. Если же ребенок испытывает недостаток маминой любви, он начинает капризничать, требовать ее все больше и больше. Неудовлетворенная потребность в любви отдаляет срок формирования самостоятельности, может привести к чрезмерной зависимости от матери или, наоборот, к неприятию ее со стороны ребенка.

Неизбежно приходит время, когда маме необходимо дать сыну или дочери свободу, отпустить от себя. Когда ребенку трудно – она поддерживает, успокаивает и навсегда останется островком безопасности для него.

Мать также является образцом женского поведения для детей независимо от их пола. Эту важную функцию мы уже обсуждали в предыдущих статьях. Дети усваивают ее отношение к противоположному полу, характер взаимоотношений с отцом. Девочки нередко демонстрируют аналогичный стиль поведения в собственной жизни, а мальчики,повзрослев, нередко выбирают девушек, похожих на маму.

Если мать принимает ребенка таким, какой он есть, то для отца важнее успехи и достижения детей. Не потому, что он любит их меньше, просто основная папина задача– научить жизни, ввести в социум, познакомить с окружающим миром. Он воспитывает собственным примером, а никак не нравоучениями. В идеале это советчик, оплот силы и надежности, дающий  ребенку ощущение уверенности в собственных силах и помогающий справляться со страхами. Если отец не занимается с сыном или дочерью, то они, ощущая потребность в силе и опоре, начинают искать их в других людях, испытывают трудности в дальнейшем самоопределении и самовыражении.

И конечно же, папа – носитель мужского стиля поведения. С ним идентифицирует себя сын; отношение отца к женщинам, в первую очередь к матери, в качестве образца усваивает дочь. Так что на нем лежит не меньшая  ответственность, чем на матери.

Нередко у родителей отличаются не только подходы к процессу воспитания, но даже характер игр с ребенком. Как правило, мамы больше ориентированы на развивающие игры, рисование, лепку, чтение. Папы же предпочитают подвижные игры, использование мяча, они помогают детям выплескивать энергию (устраивают шуточные бои и пр.). Важно, чтобы в жизни ребенка были и развивающие, и подвижные игры. Необязательно, чтобы они были закреплены за конкретным родителем, но подобное равновесие желательно соблюдать, пусть даже отец выбирает спокойные развивающие игры, а мать – активные двигательные. Особое удовольствие малышу приносят игры совместные, любое времяпрепровождение вместе с обоими родителями дают ему очередное подтверждение: «мы – семья».

Итак, мама и папа – это тандем, который дает ребенку основы любви, доверия к миру, уверенности и силы. При этом родители должны демонстрировать ему, что для них значимы отношения друг с другом, в некоторых случаях они даже первостепенны. Важно, чтобы они дополняли друг друга в вопросах воспитания, тогда ребенок будет спокоен и счастлив. Мама – нежность и забота, а папа – сила и порядок. Хотя в данном случае не требуется четких разграничений, при необходимости мама может призывать к соблюдению дисциплины, а папа – проявлять заботу.

 

БАБУШКИ и ДЕДУШКИ

В идеале они:

  • источники безусловной радости и любви по отношению к внукам;
  • надежные помощники для родителей, если они нуждаются в поддержке или защите;
  • хранители традиций рода, которые должны передавать внукам.

Но, к сожалению, так происходит не всегда. И хорошо, если они просто не участвуют в жизни внуков, а не вносят разлад и дезориентируют, предлагают совершенно ненужную или даже неадекватную помощь. Особенно в том случае, если их взгляды на воспитание прямо противоположны родительским. Противоречивое воспитание только навредит ребенку. В результате в большинстве случаев родители теряют для него авторитет. В ситуации, когда бабушка с дедушкой чрезмерно балуют ребенка, он может посчитать, что мама с папой слишком строги и несправедливы, а вот бабушка с дедушкой его действительно любят. Но тогда дисциплинировать малыша будет все сложнее. А в случае авторитарных бабушек и дедушек будет подорвана вера во всемогущество и силу родителей. И опять же – никакие правила и требования ребенок воспринимать не будет. Более того, возможен сценарий, при котором ему придется приспосабливаться, подстраиваться под противоречивые линии поведения взрослых, в результате он манипулирует ими, расшатывается психика, не создано необходимых условий для развития  самостоятельности и ответственности. А причина всему – отсутствие стабильности.

Бабушки и дедушки бывают разные, но их основная задача – невзирая ни на что, любить и баловать своих внуков. Но, как известно, баловство не вредно только в маленьких дозах. Можно с малых лет прививать ребенку отношение к бабушкам и дедушкам как к нуждающимся в его внимании и помощи. Это станет для малыша своеобразной «прививкой» от чрезмерного баловства, которое он будет воспринимать как результат своего внимательного и заботливого отношения к бабушкам и дедушкам, помощи им. Следующая важная функция старшего поколения, о которой в наше время часто забывают, – хранители традиций и обычаев. Исследователи доказали, что рассказы семейных историй, чтение поучительных сказок ребенку бабушкой или дедушкой содействуют более глубокому и быстрому усвоению семейных и культурных традиций, мудрости поколений.

И еще один важный момент – бабушки и дедушки должны подтверждать авторитет мамы и папы, оставлять самые важные решения в отношении ребенка за ними. Ведь они не являются «заменителями»отца и матери. Иначе в голове малыша будет каша, а ведь ему так необходимы стабильность и понятные «правила игры». Поэтому необходимо побеседовать со своими родителями. Если это не дает результатов, то лучше максимально уменьшить их участие в воспитании. Но, повторим, только в том случае, когда их влияние может дезориентировать малыша.

Конечно, ребенок будет гармонично себя чувствовать в семье, где он беспрепятственно общается с бабушками и дедушками. Тем более что он бессознательно впитывает характер ваших взаимоотношений с родителями и в дальнейшем может также относиться к вам. Но оптимальным будет все-таки близкое общение на определенном расстоянии с теми, кто вносит значимый вклад и действительно помогает.

 

МЛАДШИЙ БРАТ или СЕСТРА

В семье появляется младший ребенок. Внимание родителей обращено к беспомощному малышу. Что ощущает тот, кто еще вчера был единственным или младшим, а сегодня вдруг перестал им быть?

С чувством ревности знакомо большинство взрослых людей. Если родители могут осознать, понять и проконтролировать его, то дети еще не обладают такой силой воли и развитым сознанием. Когда появляется новый член семьи, которому уделяют практически все свободное время, – это неизбежно вызывает у ребенка чувство ревности независимо от его возраста. Чем он младше, тем сильнее оно может проявляться.

Важно обсудить с ребенком те эмоции, которые он испытывает. Сделать это необходимо спокойно, уважительно, без какой-либо критики и осуждения. Ребенку старшего дошкольного возраста можно рассказать о ситуациях, когда вы тоже испытывали подобное.

Но одного разговора будет недостаточно. Старший ребенок при появлении младшего как никто другой нуждается во внимании обоих родителей. Эта ситуация для него – чрезвычайный стресс, ведь он неожиданно для себя потерял часть заботы мамы и папы. Поэтому важно уделять ему внимание, выделять время, когда вы будете только вдвоем, сделать его вашим помощником и другом, с которым вы советуетесь. Совместные дела со старшим особенно полезны. Выглядеть это может так: папа с малышом – мама со старшим, потом наоборот. Если это получается ежедневно – замечательно, можно и реже. Главное, чтобы ребенок знал, что он обязательно проведет время с мамой и папой, что родившийся недавно малыш этому не помеха.

Если старший пытается привлечь внимание с помощью грубого или агрессивного поведения, это должно сразу пресекаться. Родителям в такие моменты необходимо продемонстрировать, что они не приемлют подобных действий и не пойдут на поводу у ребенка. Он не сможет получать внимание силой, но и родителям не следует доводить его до такого состояния. Ему необходимы чувство безопасности и уверенность в том, что его любят, что с ним хотят проводить время, просто родители бывают немного заняты.

Заранее подготовьте ребенка к появлению малыша в доме. Расскажите о том, что ждете маленького, что когда он появится, вам и ему очень нужна будет помощь старшего. Терпеливо отвечайте на все вопросы, вселяйте уверенность, что он будет по-прежнему любим, привлекайте его к подготовительным работам: пусть он ходит с вами за покупками, помогает выбирать одежду, мебель и т.д. Такой стиль взаимоотношений оптимально сохранять и после рождения малыша.

Кстати, во многом позиция ребенка в семье влияет и на его характер. Так, старшие дети чаще проявляют лидерские качества, ответственны, ориентированы на победу и достижения. При этом они учатся заботиться о младших и помогать родителям в том случае, когда мама и папа не препятствуют этому.

 

СТАРШИЙ БРАТ или СЕСТРА

А как быть с младшим ребенком? Ведь он уже воспитывается в ситуации, когда есть старшие дети. Неужели ему комфортнее всех в семье? В большинстве случаев это так, особенно если он с избытком получает все внимание родителей. Однако подобная ситуация может сформировать у ребенка эгоцентризм. Поэтому достаточно заботы и любви должно доставаться и старшим. Еще один «подводный камень» – это зависть младших по отношению к старшим. Так хочется быть таким же взрослым и самостоятельным, как старший брат или сестра. Малыши начинают тянуться за ними, копируют их поведение, хотят «всего и побольше», потому что так у взрослых. В данном случае важно временами подчеркивать, что малыш ведет себя как взрослый, удовлетворять его потребность быть независимым в разумных пределах.  Младшие как никто нуждаются в новых вещах и игрушках, потому что иначе, донашивая вещи и используя старые игрушки, они завидуют старшим еще больше.

Что касается особенностей характера, то младшие дети, как правило, коммуникабельны, гибко и легко приспосабливаются к различным жизненным обстоятельствам. Но в ряде случаев они оказываются менее дисциплинированны, испытывают трудности в принятии решений. Особенно в том случае, если их чрезмерно опекают и родители, и старшие дети. Возможна и противоположная линия развития событий: устав от чрезмерной заботы, младшие начинают бунтовать и пускаться в различные авантюры. Поэтому здесь нужна мера.

 

БЛИЗНЕЦЫ, ТРОЙНЯШКИ, ПОГОДКИ

В данной ситуации возможны варианты. Если это единственные дети в семье, то они обычно проявляют черты и старших, и младших. Если родители делают акцент на том, кто появился на свет раньше, то старшие начинают общаться с остальными как с младшими, что меняет характер взаимоотношений между ними. У погодков это проявляется особенно явственно, при этом чувства ревности и зависти интенсивнее. Кстати, подобные чувства могут быть и не столь острыми в тех семьях, где родители продолжают активно общаться со своими братьями и сестрами. Собственным примером они показывают, как дружить.

В случае с детьми, между которыми разница в возрасте очень мала или отсутствует, особенно сильно может проявиться борьба за внимание родителей, бабушек и дедушек. Взрослым в данном случае остается только быть максимально корректными и внимательными в проявлении заботы.Однако гасить ревность, включаться в конфликты между детьми и уж тем более принимать чью-либо сторону не стоит. Это их школа жизни, они учатся бороться, этот опыт им точно пригодится.

У близнецов или тройняшек есть одно преимущество: они уже маленькая команда, нередко неразлучны и очень близки. С другой стороны, это может привести и к неблагоприятным последствиям, поскольку они не испытывают потребности строить взаимоотношения с другими сверстниками. В результате не совершенствуются навыки общения, неразлучность нередко мешает строить личную жизнь. В этой связи полезно подчеркивать их различие, а не полное сходство, покупать им разную одежду и игрушки, поощрять расширение контактов. Стимулируйте развитие индивидуальности своих детей, ведь они такие разные, даже близнецы. Но ни коем случае не сравнивайте их друг с другом, старших, младших, погодков, тройняшек – неважно, это очень ранит любого.

 

ДРУГИЕ РОДСТВЕННИКИ и БЛИЗКИЕ ДРУЗЬЯ

Каждая семья решает для себя, кого допускать близко к процессу воспитания, а чье участие ограничивать. Сложнее это сделать в случае совместного проживания с родственниками. Негативные последствия, как правило, имеет вмешательство родственников, которые могут стать дурным примером для ребенка, или советы друзей, которые не укрепляют семью, а напротив, провоцируют конфликты. Подобные ситуации требуют ограничения общения, особенно в случае с друзьями, ведь их задача –  поддерживать вас, а не вносить разлад. Однако нередко бывает, когда кто-то из родственников или друзей исполняет одну или несколько важных ролей, которых не достает малышу: мужской образец поведения в случае неполной семьи или стремление баловать ребенка, когда бабушек и дедушек нет. Это пойдет на пользу всем и внесет в семью умиротворение. К тому же опыт общения с разными взрослыми пригодится, так что ограничивать контакты только на самых близких взрослых не стоит.

 

Мы коснулись основных моментов, связанных с распределением ролей в семье. Хотим обратить внимание, что не стоит ориентироваться на них как на аксиомы – все мы разные, у каждого свой характер и своя история жизни. Это влияет и на те роли, которые мы готовы на себя брать. Есть вещи, которые невозможно изменить, но есть и такие, на которые вы в силах повлиять или скорректировать, в том числе и при распределении ролей в семье. Лучше сосредоточиться на них.

Итак, резюмируем: ваша семья уникальна и неповторима также, как и те люди, которые оказывают влияние на вас и ваших детей. И только вам решать, как будет лучше для всех. Пусть ваша семья будет гармоничной и счастливой!

 

В заключение вопросы для размышления и самопроверки.

  1. Проанализируйте, как распределены роли в вашей семье. Соответствуют ли они общепринятым или ваша ситуация немного отличается? Остались ли важные функции, которые никто не выполняет?
  2. С вашей точки зрения, кто должен взять на себя функцию:
  • законодателя;
  • хранителя традиций;
  • главного советчика для ребенка;
  • утешителя;
  • учителя и наставника;
  • безусловно любящего малыша;
  • балующего ребенка;
  • образца для подражания.
  1. Охарактеризуйте основные задачи матери и отца. Каким, на ваш взгляд, должен быть их оптимальный тандем?
  2. В каких случаях желательно ограничивать участие бабушек и дедушек в жизни ребенка?
  3. Какие роли бабушек и дедушек, на ваш взгляд, уникальны и не могут быть полноценно исполнены никем другим?
  4. Что предпринять, чтобы свести к минимуму ревность старших детей и зависть младших?
  5. Как подготовить ребенка к появлению в семье младшего?
  6. Как порядок рождения малыша может повлиять на его характер? Вы испытали на себе силу подобного воздействия? А ваши дети?
  7. На что обратить внимание в процессе воспитания близнецов?
  8. В чем могут быть плюсы и минусы участия родственников и друзей в жизни семьи?
  9. Мы установили, что верное распределение ролей в семье сделает процесс воспитания последовательным и гармоничным. Но, тем не менее, развитие ребенка трудно сравнить с безоблачным ясным небом – оно может быть затянуто тучами, может идти дождь и сверкать молнии. Родители нередко сталкиваются с целым спектром совершенно противоположных трудностей в воспитании. С какими проблемами столкнулись вы? Что предпринимали?Удалось ли добиться оптимального результата? В следующем номере рассмотрим основные подводные камни воспитания, в том числе агрессивность, жадность и детскую ложь. Стоит ли бить тревогу или это всего лишь особенности возраста, которые со временем пройдут?

А теперь ответы на некоторые вопросы по теме «Мама и папа больше не вместе. Непростой разговор и воспитание в неполных семьях».

Как быть, если семья стала неполной в результате смерти супруга? Стоит ли говорить об этом ребенку? И если стоит, то в какой форме?

Многие родители в такой ситуации начинают рассказывать про то, что отец улетел или работает далеко, что он не может никак связаться, но любит малыша. Однако подобные истории могут травмировать ребенка не меньше, чем правда. Тем более что не существует определенного возраста,когда рассказы о смерти папы дались бы малышу легче или тяжелее.Разве что ребенок еще не совсем понимает и не спрашивает о папе – тогда можно немного повременить. Опять же, усилить неприятные ощущения от тяжелых известий может и осознание того, что ребенка до сих пор обманывали, а правду сказали только спустя какое-то время. Поэтому, на наш взгляд, рассказать все-таки стоит, тем более есть достаточно  много доступных и понятных объяснений с учетом культурных и религиозных традиций. Главное – подчеркнуть, что папа не с нами, он не вернется, но он наблюдает за нами и очень любит.

Еще один актуальный вопрос – это присутствие на похоронах. Только вам это решать, но ребенок имеет право проститься с близким человеком. Конечно, ему не стоит присутствовать в течение всей траурной церемонии, особенно если это сопровождается рыданиями и обмороками, ни к чему ребенку и сцена погребения. И если вы принимаете решение, что малыш попрощается с близким, то особенно важно его предварительно подготовить к этому, в доступной форме спокойно объяснить, что случилось и что будет происходить. В любом случае с темой жизни и смерти детям лучше познакомиться с помощью родителей, а не родственников, друзей или интернета.

В дальнейшем важно сохранить положительный образ отца в памяти ребенка, рассказывать о его поступках, силе и мужественности, о том, как он любил свою семью. Это также поможет мальчику успешно идентифицироваться с папой в том случае, если трагедия произошла до достижения им семи–восьмилетнего возраста.

 

Что делать, если бывший супруг не хочет видеться с ребенком ? Как объяснить это ему?

Желательно избегать двух крайностей: придумывать истории о том, как занят папа, или негативно отзываться о нем. С одной стороны, ребенок прекрасно почувствует, что мама неискренна с ним, а с другой – может ощутить себя брошенным, покинутым. Негативное отношение может сформироваться как по отношению к папе, так и к маме (в том случае, если ребенок идеализирует образ отца). Но особенно опасно сообщать о том, что отец не хочет видеть ребенка – это может сильно травмировать его. Оптимальный вариант – сказать, что папа живет в другом месте и не вдаваться в подробности. Если расспросы продолжаются, можно высказать предположение, что у отца нет свободного времени, но именно предположение, а не утверждение.Если малыш не спрашивает, поднимать эту тему вообще не стоит.

Тем не менее, если мама искренна и спокойна, то в большинстве случаев ребенок чувствует, что отец с ним общаться не хочет. Лучшее, что может сделать мать, – это компенсировать недостаток мужского общения и внимания. Образцом могут стать дедушка, дядя, друзья семьи.

 

Мне предстоит уже второй развод. Очень переживаю за ребенка. Как он это воспримет?

Повторный развод провоцирует довольно сильные эмоции, причем чем взрослее ребенок, тем они сильнее. И в данном случае задача родителей – поддержать его, уделить внимание. Принципы и рекомендации те же, что и при первом разводе. Ситуации в жизни бывают разные, но и в данном случае основное правило остается неизменным – как можно меньше травмировать ребенка. И чувство вины, а также ваша тревога и неуверенность в данном случае совсем не помощники.

 

Когда после развода у кого-то из родителей появляется новый спутник жизни и планируется создание семьи, как сообщить об этом ребенку?

Прежде всего не стоит торопиться знакомить ребенка с новым избранником (избранницей) и сообщать о планах на будущее. Сделать это важно в тот момент, когда вы точно определились с выбором и уверены, что впереди вас ждет совместная счастливая жизнь. Кстати, по статистике, это не всегда происходит в рамках следующих за разводом отношений, особенно если они возникают в первые год–два после распада семьи.

Основная тревога детей может быть связана с двумя моментами: «будет ли его по-прежнему любить родитель?» и «будет ли уделять ему столько же времени?». Разговор необходимо начинать с акцента как раз на чувствах мамы (папы) по отношению к малышу. Объяснять, что он бесценен, очень любим и этот факт нельзяизменить.

Заводить подобный разговор необходимо не слишком рано, но и не слишком поздно. Понадобится время, чтобы ребенок нашел общий язык с новым избранником, и желательно, чтобы общение их началось до переезда. Еще один акцент, на который вам как родителю важно обращать внимание – это появление в семье сводного брата или сестры. Дети часто переживают, что другой ребенок может занять его место. Тут придется приложить все свое старание и умение, чтобы внимания хватало обоим детям и чтобы оно исходило и от мужчины, и от женщины как отца и матери вновь созданной семьи. Кстати, гармоничные отношения супругов дадут детям позитивный образец взаимоотношений и отношения к противоположному полу.

 

Ждем ваших писем с предложениями, вопросами, комментариями.

Адрес прежний: info@dovosp.ru

Тема письма: Рубрика «Актуальный разговор».

PageLines