Как дети помогли Принцессе Музыке. Занятие в подготовительной к школе группе

Н.В. Зоря, музыкальный руководитель, МБОУ «Начальная школа № 15», г. Нефтеюганск, ХМАО-Югра

 

Цель. Развитие музыкально-сенсорных способностей средствами музыкально-дидактических игр и пособий.

Задачи. Способствовать развитию динамического, тембрового, звуковысотного слуха, воображения, произвольного внимания, логического мышления. Развивать музыкальную память, закреплять знания о ладах в музыке: мажоре и миноре. Упражнять в чистом интонировании мелодии, поступенно идущей вверх и вниз. Закреплять у детей умение различать структуру песни (вступление, запев, припев, проигрыш), передавать её с помощью звучащих жестов. Способствовать развитию песенного и танцевального творчества, коммуникативных навыков.

Материал и оборудование. Ширма. Микрофон. Метроном. Микрофон. Компьютер и мультимедийный экран. Слайды с изображениями замка. «Волшебные» часы. Металлофон. Конфетти. Плоскостные куклы-шуты на ширме. «Лица» шутов – весёлое и грустное (из плотной бумаги, на «липучках»). Музыкальные инструменты: бубен (2 шт.), ложки деревянные (4 шт.), маракасы (2 шт.), треугольники (2 шт.), колокольчик. Корона. Бантик. Бумажные сердечки. Воздушные шары в виде сердец.

 

Музыку из программного классического репертуара подбирает педагог на своё усмотрение.

 

Ход занятия

 

Звучит песня «Дружат музыка и дети» (муз. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского) – дети заходят в зал, где их встречает музыкальный руководитель.

Дети останавливаются в центре зала.

Музыкальный руководитель (м. р.) (пропевает восходящий мажорный звукоряд от первой до пятой ступени). Здравствуйте, ребята!

Дети (пропевают нисходящее мажорное трезвучие от пятой ступени звукоряда до тоники). Здравствуйте!

М. р. Присаживайтесь на ковёр!

Я знаю, что вы самые замечательные дети и у каждого из вас доброе сердце. Когда нам хорошо и легко, наше сердце бьётся спокойно. (Слышится спокойное сердцебиение.) Но иногда оно стучит беспокойно. (Слышится учащённое сердцебиение.) Это бьётся сердце Принцессы Музыки – оно просит о помощи.

Звучит «волшебная» музыка, на экране появляется заколдованный замок. Принцесса (голос за ширмой). Здравствуйте, дети! Я очень рада нашей встрече! Мой замок заколдовала злая колдунья. Помогите разрушить злые чары! Верный путь вам укажут мои волшебные часы. Удачи!

М. р. Ну что, ребята, поспешим на помощь? (Педагог и дети встают, подходим к часам.) Нам нужно сказать волшебные слова:

Стрелка, стрелка, покружи,

Верный путь нам укажи!

Дети повторяют слова, звучит «волшебные» звуки, сыплется конфетти, стрелка крутится и останавливается на секторе «Великаны и лилипуты».

Принцесса. В моём волшебном музыкальном королевстве живут великаны и лилипуты, но они не помнят, как им двигаться. Помогите!

М. р. Присаживайтесь, ребята! Представьте себе великанов – какие они?

(Огромные, неповоротливые, массивные.) Покажите, как двигаются великаны. (Показ ребенка: идёт большими шагами, размахивая руками.) А лилипуты? Какие они? (Маленькие, суетливые, подвижные, как муравьишки.) Кто изобразит нам лилипутов? (Показ ребенка: идёт на полусогнутых ногах, часто ими перебирая.)

М. р. А сейчас – музыкальная загадка, которую вам предстоит отгадать движениями рук. (Объясняет.)

Игра «О ком рассказывает музыка»

Дети слушают отрывок из музыкального произведения, в котором музыка звучит по-разному. Если она «подсказывает», что идут великаны, дети поднимают руки вверх. Если музыка «подсказывает», что идут лилипуты, опускают руки вниз.

М. р. А сейчас мы встанем и напомним великанам и лилипутам, как они должны двигаться.

Игра «Великаны и лилипуты»

Под музыку с двумя контрастными частями дети выполняют характерные для великанов и лилипутов движения.

М. р. Молодцы, все постарались правильно выполнить задание. Я думаю, великаны и лилипуты довольны!

(Звучит глиссандо на металлофоне, открывается маленькая часть замка.)

Посмотрите, наш замок оживает… Вы справились с заданием!

Поспешим же к часам и вспомним волшебные слова!

Дети повторяют «волшебные» слова, стрелка крутится и останавливается на секторе «Мажор и Минор».

Принцесса. В моём королевстве живут шуты. Они потеряли своё лицо – помогите им его найти!

М. р. Дети, садитесь на стулья. (Открывается ширма с шутами.)

Принцесса Музыка говорила о двух родных братьях-шутах – их зовут Мажор и Минор.

Игра «Два брата»

М. р. Братец Мажор, плясун-хохотун, всегда в хорошем, бодром настроении, и его музыка звучит радостно, светло, весело. А братец Минор грустный, задумчивый, и музыка его звучит жалобно и печально. Я сыграю два музыкальных фрагмента, а вы послушайте и подберите каждому шуту лицо, которое подходит к настроению музыки. (Звучит радостная музыка. Дети подбирают лицо, крепят его к шуту.) Почему вы так решили? (Потому что костюм у шута яркий, краски сочные, светлые, радостные, он застыл в позе весёлого танца.)

Послушайте следующий фрагмент. (Звучит грустная музыка. Дети подбирают лицо другому шуту.)

Объясните свой выбор. (Грустное лицо досталось шуту в костюме с тусклыми холодными красками, да и поза у него как у несчастного, печального человека.)

Очень хорошо! Давайте вспомним, как зовут шутов волшебного королевства.

(Мажор и Минор.) Замечательно! И с этим заданием вы справились! (Звучит глиссандо, открывается часть замка.) Обратимся снова к стрелкам!

На этот раз стрелка останавливается на секторе «Ноты».

Принцесса. В моём королевстве исчезли голоса и звуки. Все в отчаянии!

М. р. Может быть, наши звонкие голоса помогут расколдовать злые чары? Мы помним, что в волшебном королевстве живут великаны и лилипуты, и мы уже помогли им вспомнить, как они двигаются. А теперь поможем им вспомнить свои голоса.

Дети, какой голос может быть у крошечного человечка? (Тоненький, высокий.) А у великанов? (Грубый, низкий, толстый.)

Игра «Голоса великанов и лилипутов»

М. р. Я предлагаю вам разделиться на две группы. Мальчики превратятся на время великанов (их голос будет звучать низко и грубо), а девочки – в лилипутов (их голос будет звучать тонко и высоко). Сейчас вам предстоит отвечать музыкально на мои вопросы голосами лилипутов и великанов.

М. р. Здравствуйте, великаны! (Здравствуйте!) Здравствуйте, лилипуты! (Здравствуйте!) Как поживаете, великаны? (Хорошо!) Как поживаете, лилипуты? (Хорошо!) Что на завтрак кушал великан… (имя «великана»)?

Что сегодня делала лилипутка… (имя «лилипутки»)? Что умеет рисовать великан… (имя «великана»)? Во что любит играть лилипутка… (имя «лилипутки»)?

Дети по очереди отвечают.

М. р. Спасибо мальчикам и девочкам!

Великаны и лилипуты очень любят гулять по замку своего королевства. Они гуляют по ступенькам то вверх, то вниз. Отгадайте: куда идут великаны и лилипуты? (Играет гамму вверх, дети отгадывают.) А теперь? (Играет гамму вниз, дети отгадывают.) Молодцы! Давайте голосом погуляем по лестнице.

Распевание «Музыкальная лесенка»

М р. (поёт.) Я шагаю вверх – я шагаю вниз.

(Дети поют вместе с педагогом. Затем распевание звучит на полтона выше.) Хорошо разогрели свой голос!

М. р. Жители волшебного королевства очень любят петь и слушать, как поют дети. (Исполняет отрывок из песни «Первый снег», муз. А. Филиппенко, сл. А. Горина//Музыкальный руководитель. – 2008. – № 7. – С. 28.)

Вам знакома эта песня? Давайте споём выразительно, чётко пропевая слова. Будем петь стоя. (Дети исполняют песню.) Мне очень понравилось, как вы исполнили песню – думаю, жителям волшебного королевства тоже. (Предлагает детям сесть на стулья.)

Скажите, дети, из каких частей состоит песня? (Из вступления, запева, припева, проигрыша.)

Игра «Звучащие жесты»

М. р. Сейчас мы будем исполнять песню, используя звучащие жесты. Какие вы знаете? (Хлопки, щелчки, притопы, шлепки.) Будем их использовать на вступлении и проигрыше. Попробуем?

Вы справились и с этим заданием! Здорово у нас получилось!

(Звучит глиссандо, открывается часть замка.)

Мы на правильном пути! Волшебное королевство оживает всё больше!

Дети по приглашению педагога подходят к часам. Стрелка останавливается на секторе «Музыкальные инструменты».

Принцесса. Злая колдунья смешала звучание музыкальных инструментов. Верните каждому инструменту своё звучание.

М. р. Дети, вы должны по звучанию музыкального инструмента определить его название.

Игра «Угадай, на чём играю»

Из-за ширмы раздаются звуки музыкальных инструментов (по одному) – дети называют их, инструменты показывают детям, после чего они садятся на стулья.

М. р. А теперь мы поиграем с инструментами.

Игра «Повтори ритм»

Двое приглашённых педагогом детей встают друг к другу спиной. На столиках перед каждым из них – одинаковый набор музыкальных инструментов. Один ребёнок берёт инструмент, придумывает и исполняет ритм, другой должен взять такой же инструмент и повторить прозвучавший ритмический рисунок. Игра повторяется с другими детьми.

М. р. Молодцы, вы справились и с этим заданием!

Королевство почти спасено, осталось совсем немножко.

(Звучит глиссандо, открывается часть замка.)

Поспешим же снова к часам!

(Стрелка крутится и останавливается на секторе «Принц».)

Принцесса. У меня, как и у любой сказочной принцессы, есть Принц. Но злые чары мешают нам встретиться. Помогите!

М. р. Дети, садитесь в круг на ковёр. Найти Принцессу поможет музыка. Где музыка будет звучать громко, там и находится Принцесса. Давайте выберем Принца.

Мальчику надевают на голову корону Принца.

Игра «Принц и Принцесса»

Дети встают в круг и убирают руки за спину. Принц закрывает глаза – в ладошки одной из девочек кладётся бантик, она – Принцесса. Звучит музыка – Принц медленно идёт по кругу рядом с детьми (педагог регулирует динамику звучания от тихого до громкого). Услышав громко звучащую музыку, Принц останавливается и протягивает руки девочке, она раскрывает ладошки. Если бантик у девочки, значит, она – Принцесса. Принцесса выходит в круг, Принц приглашает её на вальс.

Звучит глиссандо, открывается весь замок.

М. р. Посмотрите, мы спасли волшебное музыкальное королевство!

Принцесса. Дорогие дети, я благодарю вас за доброту ваших сердец, теперь моё сердце бьется спокойно. (Слышится спокойное сердцебиение.)

М. р. Наше путешествие подходит к концу. Волшебные часы помогли расколдовать музыкальное королевство. Дети, подарите частичку своего доброго сердца тем жителям, с которыми вам понравилось путешествовать больше всего. (Прикрепляет «сердце» на сектор «Принц».) Мне понравилось, как вы помогали расколдовывать Принца.

Далее «сердечки» по очереди прикрепляют на тот или иной сектор дети, обосновывая свой выбор.

Принцесса. Спасибо вам, ребята! У нас опять весёлое и счастливое королевство! Мои жители тоже дарят вам свои сердца.

Из-за ширмы вылетают воздушные шары в виде сердец.

 

PageLines