Актуальный разговор. Развитие различных видов интеллекта

Актуальный разговор. Развитие различных видов интеллекта

А.И. Бучкова, детский психолог, кандидат социологических наук, Москва

 

Актуальный разговор пойдет о развитии различных видов интеллекта:

  • умственного;
  • практического;
  • социального;
  • эмоционального.

Как вы относитесь к исследованию интеллекта ребенка? Каким образом уровень IQ влияет на его успехи в дальнейшем?

Когда мы говорим об IQ, то имеем ввиду прежде всего коэффициент умственного интеллекта ребенка. Это не что иное, как уровень накопленных им мыслительных приемов, в первую очередь логического мышления. Он включает в себя также обучаемость и способность адаптироваться к новым условиям, т.е. анализировать незнакомую информацию с опорой на свой опыт или без него. Если говорить об IQ, то, на мой взгляд, его измерение имеет смысл, только если мы подозреваем задержку в развитии. Во всех остальных случаях эта диагностическая процедура не несет в себе глубокого смысла. Правда, и вреда тоже. И хотя бесполезной ее не назовешь, но куда эффективнее будет исследование познавательных процессов с учетом возраста малыша до шести–семи лет. Тем более что интеллект наряду с мыслительными способностями включает в себя все без исключения познавательные процессы.

Если в проведении исследования IQ все-таки есть острая необходимость, то желательно обратиться к квалифицированному специалисту – психологу. Диагностику интеллекта в тестовой форме проводят не ранее, чем ребенку исполнится три года и при достаточном уровне развития его вербальных способностей. Во всех остальных случаях просто наблюдают за умственным развитием малыша и ориентируются на соответствие возрастным нормам.

Что касается зависимости между интеллектом и успешностью, то проведенные зарубежными учеными исследования показали: чем выше уровень IQ, тем легче человеку учиться и зарабатывать деньги, т.е. повышается вероятность достижения им успеха. Впервые взаимосвязь между интеллектом и уровнем жизни заметил исследователь Джеймс Флинн. Однако эта зависимость действует только до IQ в 120 баллов. После она теряет свое значение. То есть шансы на успех при IQ в 120 и 170 баллов примерно одинаковы при прочих равных условиях.

Кстати, доказано, что на интеллектуальное развитие влияет не только наследственность, но и условия воспитания. Создание соответствующей развивающей среды (что мы подробно обсудили в прошлый раз) способно внести значимый вклад в развитие интеллекта малыша. Но тренировать мозг необходимо постоянно, иначе снизится скорость мыслительных навыков, соответственно, и IQ упадет. Итак, упражнения, упражнения и еще раз упражнения. Только заниматься нужно в игровой форме. Ориентироваться на развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления ребенка, его воображения и творческих способностей. Но одних занятий со взрослыми недостаточно, на развитие интеллекта влияет и взаимодействие со сверстниками.

К тому же важно помнить, что наряду с умственным успешность определяют также другие виды интеллекта, в том числе практический, социальный и эмоциональный. И успех зависит не только от интеллектуальных способностей, но и от стартовых возможностей, а нередко и от простого везения. Так что для достижения успеха развивать один только  интеллект недостаточно.


Сейчас так много говорят о различных видах интеллекта. Недавно узнала, что у нас кроме абстрактного есть еще практический интеллект. На что он влияет, и как его развивать, если это возможно, конечно?

В конце XX в. Психолог Говард Гарднер впервые заговорил о множественности интеллекта. Он выделил восемь типов интеллекта, включая телесно-кинестетический и социальный. Практический интеллект (Practical Intelligence)также рассматривается некоторыми авторами. Так, психолог Роберт Стернберг свои исследования в этом направлении обобщил в книге с одноименным названием. Обычно данный вид интеллекта противопоставляется абстрактному – как способности оперировать понятиями, понимать суть отвлеченных процессов и явлений. В основе практического интеллекта лежат способности накапливать эмпирический опыт, решать трудные задачи и находить оптимальный выход из проблемных жизненных ситуаций в личной и профессиональной сферах. Этот вид интеллекта также отвечает за способность адаптироваться в обществе и умение ладить с людьми. Соответственно, социальный интеллект рассматривается в качестве его части. Кроме того, важной составляющей практического интеллекта становится способность действовать с материальными объектами. Именно этот вид интеллекта исследователи напрямую связывают с успехом. Однако до сих пор не существует однозначного мнения как по поводу оптимального подхода к его исследованию, так и относительно конкретных процедур.

Что касается развития практического интеллекта, то тут оптимальным будет проблемное обучение и совершенствование творческого мышления. Подробную информацию о креативности можно найти в № 6 журнала «Дошкольное воспитание» за прошедший год в рубрике «Актуальный разговор». К тому же развитию практического интеллекта содействуют чтение, физическая культура и спорт, особенно командные и силовые виды, танцы, музыка и рисование, а также другие продуктивные виды деятельности.


Как развивать социальный интеллект?

Социальный интеллект (SQ) определяет способность понимать свое поведение и действия других, выстраивать успешные взаимоотношения. Включает в себя также коммуникативные способности и лидерские качества. Сформированный социальный интеллект помогает детям в успешном разрешении межличностных проблем, расширяет набор доступных им стратегий социального поведения и позволяет выбрать наиболее эффективную из них в зависимости от ситуации.

Основное направление развития социального интеллекта ребенка – через общение со сверстниками в процессе игр, прежде всего сюжетно-ролевых, и занятий командными видами спорта. Одновременно необходимо расширять круг общения малыша, чтобы в него входили люди разных возрастов, культур и профессий. Большое значение в развитии социального интеллекта имеют также навыки публичных выступлений. Только начинать развивать их следует постепенно: сначала ребенок рассказывает стихотворения, разыгрывает сценки, поет или танцует перед членами семьи, затем перед небольшими группами знакомых; постепенно состав зрителей расширяется, в их число входит все больше незнакомых людей. Не меньшее значение имеют навыки бесконфликтного общения и преодоления возникших конфликтов. Знания о них ребенок получает в семье. Родители учат малыша находить оптимальный выход из конфликтных ситуаций, моделируя их в различных играх и обсуждая уже произошедшие столкновения со сверстниками. Развитый социальный интеллект предполагает достаточный уровень развития эмоционального интеллекта. И, конечно же, его развитие (впрочем, как и всех остальных видов) будут стимулировать приятие, любовь и внимание со стороны всех членов семьи.


Зачем нужен эмоциональный интеллект? Можно ли его развивать?

Если социальный интеллект – это часть практического, то эмоциональный –социального.

Высокий уровень эмоционального интеллекта (EQ) дает возможность понимать, оценивать и выражать собственные эмоции, управлять ими, а также адекватно воспринимать эмоциональные проявления других людей. А это, в свою очередь, определяет способность эффективно взаимодействовать с окружающими, преодолевать конфликты и чувствовать уверенность в себе, что является неотъемлемыми составляющими успеха.

Развивать эмоциональный интеллект ребенка – значит учить его распознавать и контролировать свои эмоции, а также понимать чувства окружающих людей и адекватно на них реагировать. Это даст возможность малышу корректировать собственное поведение в случае необходимости и спокойно реагировать на критические замечания. А также позволит успешно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, повысит его самооценку и снизит тревожность.

Развивать эмоциональный интеллект с детства не только можно, но и нужно.

В дошкольном возрасте делать это необходимо в игровой форме. Одним из действенных приемов является знакомство с существующими эмоциями (радость, удивление, грусть, презрение, отвращение, гнев, страх и др.) и постепенное введение для каждой из них ассоциаций (зрительных, слуховых, осязательных и даже вкусовых, а также обонятельных).Для этого можно использовать сказки, главными героями которых являются различные эмоции. Важно также обсуждать с ребенком, что он чувствует в данный момент, после приятных событий или конфликтов со сверстниками, какие эмоции, по его мнению, испытывают другие люди в тех ситуациях, свидетелем которых он стал, а также какие чувства испытывают персонажи его любимых сказок и мультфильмов. Только один ключевой момент: для эффективного развития эмоционального интеллекта у малышей необходимо достаточное его развитие и у взрослых. Поэтому родителям также будет полезно учиться выражать свои эмоции, делиться с ребенком тем, что они чувствуют, причем не только по отношению к нему, но и в других жизненных ситуациях. Особенно это важно для мамы, которая играет главенствующую роль в развитии эмоционального интеллекта своего чада. И конечно, чтобы ребенок беспрепятственно выражал свои эмоции, в семье должна царить атмосфера абсолютного приятия любого его чувства.

После знакомства с существующими эмоциями полезно помочь малышу освоить способы управления ими и преодоления негативно окрашенных чувств. Разработайте ритуалы избавления от грусти, гнева, страха, вины и отвращения, в том числе с использованием музыки, творчества и игр. Например, пусть у ребенка будет «тайная» песня для преодоления грусти, специальная подушка (в качестве боксерской груши)для выплескивания гнева, «храбрый» стишок (повторяемый про себя) против страха, особая считалочка перед исправлением поступка, который вызвал чувство вины, и т.п.

 

Интересующие  вас вопросы можно присылать по адресу info@dovosp.ru

с пометкой: Рубрика «Актуальный разговор».

Гарантируем – ни один без внимания не останется.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x