Анонс журнала «Ребёнок в детском саду»

Читайте в 10-м номере 2019 года

 

Ранний и младший дошкольный возраст

Занятие «Как мы зайке помогали» (вторая младшая группа). После чтения сказки В. Сутеева «Мешок яблок» дети принимают решение помочь зайцу – довезти яблоки до его дома на грузовике. Каждый ребёнок строит машину из геометрических фигур (называет форму и цвет каждой использованной детали: кабина – квадрат, кузов – прямоугольник, колесо – круг), подбирает руль такого же цвета, как его машина. На занятии используются карточки со схематическим изображением признаков предмета.

Занятие «Весёлые козлята» (вторая младшая группа). Дети учатся сравнивать и группировать геометрические фигуры по сенсорным признакам: выполняют задания из альбома «Блоки Дьенеша для малышей. Маленькие логики», выкладывают с помощью палочек Кюизенера картинки в альбоме «Волшебные дорожки».

 

Родная речь

Проект «В Стране красивой речи» (подготовительная к школе группа). Цель проекта – создать условия для развития связной речи детей и осуществлять работу в этом направлении, взаимодействуя с семьёй. Проект «состоит» из блоков, выстроенных по принципу от простого к сложному. Каждый блок соответствует определённому типу связной речи и заканчивается итоговым мероприятием, что является показателем результативности работы педагога.

В процессе реализации проекта были использованы различные технологии: моделирование, мнемотехника, ТРИЗ-приёмы, обучение рассказыванию по картинкам. Заключительным этапом проекта стал досуг «Лучший детектив».

Игра-квест «Николай Носов и герои его книг» (подготовительная к школе группа). Дети, распределившись на две команды и ориентируясь на свой маршрутный лист, «путешествуют» по произведениям писателя. На каждой станции они должны выполнить задание, подготовленное одним из персонажей рассказов Носова, и получить фрагмент пазла. В конце путешествия из собранных фрагментов надо собрать обложку книги Николая Носова.

 

Математика – это увлекательно

Занятие «Помогаем жителям Страны весёлой математики» (старшая группа). Останавливаясь на каждой станции во время путешествия, дети играют в разные математические игры-задания: закрепляют знания геометрических фигур, учатся соотносить количество предметов с цифрой, оперировать математическими понятиями.

Занятие «Покорители Математической горы» (старший дошкольный возраст). Дети-«альпинисты», поднимаясь на вершину горы, проходят через несколько центров: экспериментирования, конструирования, физкультурный, игровой, музыкальный, где выполняют интересные и непростые математические задания.

Открытое занятие «Задания лесных зверей» (старшая логопедическая группа). Дети упражняются в прямом и обратном счёте, учатся правильно отвечать на вопросы «сколько?», «который по счёту?»; выполняют игровые действия с блоками Дьенеша (развивают логическое мышление); закрепляют знание геометрических фигур.

 

Физкультура и здоровье

«Путешествие в Африку» (подготовительная к школе группа). Занятие с элементами ритмической гимнастики. Проводятся общеразвивающие упражнения с лентами, дыхательные упражнения, музыкально-ритмическая игра.

Упражнения с «косичками-тянучками». Пособие «косички-тянучки – нестандартное оборудование. Его придумали дети вместе с родителями – сплели косички из трикотажных флисовых лент. «Косички-тянучки могут использоваться в разных возрастных группах при выполнении упражнений, развивающих гибкость, координацию движений, снижающих эмоциональное напряжение.

 

Коррекционная педагогика

Занятие «Наш звонкий звук [р] (подготовительная к школе группа). Дети характеризуют заданный звук, закрепляют умение составлять схемы для звукового и слогового анализа слов.

Занятие «Профессия актёр» (подготовительная к школе группа, дети с ТНР). Работа над интонацией, развитие памяти, внимания и восприятия, фонематического слуха; выполнение пластических этюдов; образование относительных прилагательных, подбор антонимов к прилагательным, различение твёрдых и мягких согласных – все эти упражнения и задания развивают связную речь ребёнка, умение обобщать и рассуждать и помогают с помощью учителя-логопеда составить рассказ о профессии актёра.

 

Психолого-педагогическое сопровождение

«Первые шаги». Программа оказания психолого-педагогической помощи родителям и детям, не посещающим ДОУ. Работа с детьми проводится в два этапа. Первый этап – диагностический, второй – формирующий (серия занятий по знакомым детям лексическим темам).

Работа с родителями тоже проводится в два этапа: подготовительный (обогащение знаний родителей об особенностях развития детей раннего возраста) и формирующий (закрепление конкретных знаний о сенсорном развитии детей, приобретение практических навыков).

 

Все профессии важны

Занятие «Знакомство с работой плотника» (средняя группа). Продолжение работы по ознакомлению детей с трудом сотрудников детского сада.

Лэпбук «Дом технических профессий». Содержание пособия подбирается в соответствии с тематическим планированием или по желанию детей. В статье представлены дидактические игры, которые можно организовать с помощью домика-лэпбука.

 

Экологическое воспитание

Проект «Национальный парк «Зюраткуль» – жемчужина родного края» (подготовительная к школе группа). Ресурсное обеспечение проекта (мультимедийное оборудование, дидактические игры и игры-викторины, экскурсии на выставки, посвящённые природе национального парка, занятия и беседы) стало основой для формирования у дошкольников представлений об уникальной природе родного края, закрепления навыков экологически грамотного поведения в природе.

Мастер-класс «Спаси дерево!» (подготовительная к школе группа). Дети-экскурсоводы знакомят гостей (воспитателей, родителей, детей другой группы) с лабораториями, организованными в группе. Дети-мастера, работающие в этих лабораториях, рассказывают, как они изготавливают бумагу из макулатуры, и объясняют, что вторичная переработка бумаги позволяет сохранять леса.

Познавательный досуг «В гостях у обитателей водоёмов» (старший дошкольный возраст). Дети, распределяясь на подгруппы, в разной последовательности проходят по этапам маршрута и выполняют задания персонажей: Карася, Пескаря Ивановича, Щуки и Золотой рыбки (роли исполняют взрослые).

 

Экспериментальная деятельность

Проект «Мыльная сказка» (подготовительная к школе группа). Дети и их родители попадают в сказочное королевство и помогают Мыльному королю бороться с его злейшими врагами – микробами. Дошкольники узнают, что использовали вместо мыла в древности и как делают настоящее мыло в наше время.

На занятиях дети учатся не только делать мыло разного цвета и состава, добавляя специальные красители и ароматизаторы, но и рисовать мылом, делать из него цветы и разные фигурки.

 

Игра – каждый день

Проект «Шахматы – детям» (средний и старший дошкольный возраст). Для работы над проектом были созданы центры «Юный шахматист», «Грамота», «Театрализованная деятельность», «Рисование и конструирование».

Оформлена предметно-развивающая среда. В групповой комнате оборудован шахматный центр (напольные шахматы с разборным покрытием, магнитная доска с комплектом фигур, картонные шахматы, «шахматная тетрадь» – для закрепления навыков игры и др.). На игровом участке (в весенне-летний период) установлены столы с шахматными полями и фигурами, есть большое шахматное поле на асфальте и картонные фигуры. Все дети проявили интерес к игре в шахматы, а большинство овладели навыками этой игры. Выпускники, учась в школе, участвовали в соревнованиях «Белая ладья» и становились призёрами.

«Нетрадиционные игры в шашки» (старшая и подготовительная к школе группы). В детском саду организован кружок дополнительного образования «Мир шашек». Чтобы заинтересовать дошкольников в этой игре и сделать процесс обучения увлекательным, воспитатель «превратила» шашки в игру-забаву. А чтобы такие игры приносили детям удовольствие, рекомендовала соблюдать определённые правила.