Игры для самых маленьких
Автор – Елена Юрьевна Шаламонова, музыкальный руководитель, г. Торжок, Тверская область
Игры представлены в двух блоках – для детей первой младшей группы и для детей второй младшей группы.
Краткое описание игр
Первая младшая группа
Бабочка. Игра с атрибутами-цветами, разложенными на полу. Проводится под пение музыкального руководителя. Движения по тексту песни дети выполняют по показу взрослого, но он поощряет их самостоятельность. Игра на развитие внимательности, музыкальности, координации движений, на закрепление знаний о цветах. С нотным приложением.
Игра с мячом. Музыкальный руководитель читает стихотворение о мячике, а воспитатель манипулирует мячом. Дети выполняют движения в соответствии с характером исполняемой музыки, аккомпанирующей «движениям мячика» и детей, которые ему подражают. Игра на развитие музыкальности, ритмических навыков.
Кошка и котята. Педагог читает шутливое стихотворение о кошке и её котятах – такой же характер носит сама игра. Воспитатель изображает кошку, дети – это котята. Заключительная часть игры проводится под музыкальное сопровождение («котята убегают»). Игра на закрепление знаний о частях тела, на развитие внимательности, музыкальности.
Чем друзей мы угостим? Дидактическая игра. Используется фланелеграф, плоскостные фигурки домашних животных и карточки с изображением еды для животных и людей. Педагог читает стихотворение, а дети выполняют действия в соответствии с его содержанием. В игре дети запоминают названия фруктов, овощей, а также любимые лакомства домашних животных. Малыши учатся доброму отношению друг к другу и к животным.
Вторая младшая группа (некоторые игры доступны детям 2–3 лет)
Игра с барабаном. Барабан в руках музыкального руководителя, читающего стихотворение об этом музыкальном инструменте, «приглашает детей» к выполнению действий различного содержания и характера. В игре дети знакомятся с барабаном, приемами игры на нём (показ педагога), у них развивается слуховое внимание и другие качества.
У бабушки Нюры. Дидактическая игра. Педагог читает стихотворение, демонстрируя персонажей на фланелеграфе. Дети подражают голосам домашних животных, различая низкий и высокий тембр.
Чей сапожок? Игра с элементами кукольного театра. Музыкальный руководитель поёт, дети во время песни вступают с ним в диалог, отвечая на вопросы. Появление персонажа-куклы, хорошо известного детям, вносит в игру элемент сюрприза и повышает её эмоционально-радостный фон, побуждающий детей к заключительной весёлой пляске. С нотными приложениями.
Что в корзиночке моей? Музыкальный руководитель читает стихотворение, доставая из корзинки игрушки (лягушку, мишку и т. д.) – дети должны не только сказать, кто это, но и показать, как двигается этот персонаж. Все движения дети выполняют по показу воспитателя. Музыкальный руководитель подбирает маленькие характерные фрагменты музыки для каждого персонажа. Игра на расширение кругозора, развитие музыкальности, чувства ритма, слухового внимания, артистичности.
Перечень публикаций
Игры для самых маленьких//2006. – № 4. – С. 33.