Отчет о семинаре 17 января 2018 года

Постоянные слушатели семинара с нетерпением ждали встречи с Надеждой Анатольевной Анохиной, музыкальным руководителем ГБОУ Школа № 1394 (детский сад № 2162).  Её выступление в прошлом сезоне с детьми средней возрастной группы, имеющими тяжёлые нарушения речи, вызвало у слушателей семинара  профессиональный интерес и стремление освоить те методики и приёмы, которые использует педагог. Надежда Анатольевна обещала коллегам показать рабочее занятие со своими воспитанниками и провести мастер-класс.  Это несколько нарушало обычный формат «Истоков творчества»: мы привыкли видеть результат, наслаждаться итогом работы музыкальных руководителей, а долгий путь к успеху, пот и слёзы повседневного труда, как правило, оставались «за кадром».

Была и ещё одна причина, усиливающая интерес к мероприятию: это прозвучавшее имя известного педагога, певца, врача-фониатра В.В. Емельянова – автора комплекса фонопедических упражнений по развитию слуха и голоса,  комплекса, который давно входит в арсенал рабочих приёмов Анохиной. Его методики требуют осторожности в применении, опыта и мастерства педагога. За этим опытом и мастерством и приехали музыкальные руководители на встречу.

… Увиденное и услышанное оправдало все ожидания. Надо отдать должное всему коллективу ДОУ, которому удалось подготовить полноценный «круглый стол», посвящённый проблемам коррекционной работы с детьми, имеющими ТНР. Не секрет, что число детей с патологиями в развитии, неуклонно растёт. Наши дети становятся заложниками издержек цивилизации, их хрупкая психика не всегда может противостоять требованиям современной жизни. И мы, взрослые, допустившие такую ситуацию, должны прийти им на помощь. Специалисты ДОУ№ 2162  видят в этом смысл своей работы. На семинаре мы услышали выступления  логопеда,  психолога, которые вместе с музыкальным руководителем координируют  усилия в работе с детьми.

Несомненно, смысловой доминантой встречи стали занятия и мастер-класс, проведённые  Н.А.  Анохиной: одно – с детьми средней группы, второе – с детьми старшей группы.  Педагог на практике доказала, что развитие музыкальных способностей приводит в итоге к развитию жизненно важных функций – мыслительных процессов и речи (именно это и является главной задачей коллектива). Основополагающим принципом на занятиях стала взаимосвязь музыки, речи (особенно артикуляционного и мимического компонента) и движения (в первую очередь – мелкой моторики).

На некоторых нюансах увиденного хотелось бы остановиться подробнее.

Во-первых, надо отметить максимальное использование ресурсов каждого музыкального произведения, звучавшего на занятии,  будь то детская песенка, распевка, инструментальная пьеса для слушания и проч. Поразительно, какому глубокому анализу со стороны педагога и ребёнка подвергается взятое «в работу» произведение! Отдельно прорабатываются эмоциональное содержание, ритм и его особенности, мелодия,  текст. Помогают в этом и наглядный материал, и увлекательные дидактические игры, придуманные педагогом, и упражнения из хоровой практики (например, интонирование мелодии с текстом со сжатыми зубами).

Для чего ведётся такая глубокая аналитическая работа? Конечно, для максимальной активизации высшей психической деятельности ребёнка. Поэтому не удивительно, что выпускники, становясь школьниками, демонстрируют большие успехи в учёбе.

Во-вторых, поразила предельная концентрация внимания как у педагога, так и у детей, способность педагога «не отпускать» ни на секунду взгляд ребёнка, видеть всех детей сразу и каждого в отдельности; при первой «опасности» возвращать ребёнка в работу. Зрители почувствовали на себе этот высокий градус вовлечённости в творческий процесс, где, с одной стороны, каждое упражнение, каждый жест педагога отточены, с другой – много импровизации, диктуемой непредсказуемой реакцией детей.

В-третьих, нельзя не отметить разнообразие и виртуозное чередование приёмов и видов деятельности, не позволяющие детям утомиться или утратить внимание.

В-четвёртых, обращает внимание активное использование в упражнениях высокого «головного» регистра, являющегося, по словам педагога, своеобразным «массажем» для определённых участков мозга.

Следствием такой кропотливой работы стала демонстрация воспитанниками устойчивых навыков в развитии чувства ритма, ладового чувства, чистоты интонирования. Помогает Надежде Анатольевне в работе не только многолетний опыт, но  и солидная профессиональная база: образование педагогическое, специальное музыкальное, а также  начальное медицинское, предполагающее знание анатомии и физиологии.

Бесспорно, мы явились свидетелями научного подхода к проблеме коррекции речевых нарушений через музыкальную деятельность. В основе этого подхода лежит научно обоснованный факт, что музыкальное восприятие и музыкальная деятельность охватывают чрезвычайно широкий спектр мозговых анализаторов, включающих и речевые анализаторы. Таким образом, недостатки речевой системы восприятия можно компенсировать и развить с помощью музыкальной деятельности.

Видимо, должно пройти время, чтобы участники семинара осознали увиденное и овладели теми приёмами работы, которые продемонстрировала Надежда Анатольевна. Что мы можем взять из её опыта в свою «копилку», работая с детьми, развитие которых оценивается как «норма»? Ответ на этот вопрос будет зависеть от нашей профессиональной компетентности, понимания задач музыкального воспитания, а также потребности в непрерывном самообразовании. А пока мы увидели новые точки пересечения музыки и здоровья детей, ощутили новые горизонты в этом направлении.

От имени всех слушателей «Истоков творчества» хочется поблагодарить Надежду Анатольевну за занятия и мастер-класс и пожелать ей дальнейших творческих успехов!

Фото В. Колоскова

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x