Анонс журнала «Дошкольное воспитание»

Читайте в 7-м номере 2024 года

 

НАУКА

Речевой этикет как инструмент нравственного воспитания старших дошкольников (Гущина Г.А., д-р пед. наук, Титкова А.В., Калининград).

Представлены результаты исследования по нравственному воспитанию старших дошкольников, намечены возможные пути повышения его уровня посредством формирования речевого этикета при вовлечении в этот процесс всех участников образовательных отношений. Дано теоретическое обоснование и содержательная структура программы формирования речевого этикета как инструмента нравственного воспитания старших дошкольников, реализация которой направлена на формирование у детей этически ценных форм, способов поведения и речи в отношениях с другими людьми.

Метод модерации на родительских собраниях в ДОУ (Попова Е.И., канд. пед. наук, Слизкова Е.В., канд. пед. наук, г. Тюмень).

Метод модерации «Корабельный совет» и особенности его применения на родительском собрании в ДОУ. Правила проведения совета и план действий, дающий возможность родителям собирать идеи и предположения по значимой проблеме воспитания дошкольников, обмениваться ими, делиться собственным опытом.

Редакционный проект «Физкультура. Спорт. Безопасность»

Энциклопедия физической культуры ребенка. Технология (Щербак А.П., канд. пед. наук, г. Ярославль).

Рассматривается технологический подход к организации образовательного процесса, дается его сравнение с материальным производством (строительством дома). На примере технологии «Маленький дом большого здоровья» описываются этапы образовательной деятельности по формированию физической культуры ребенка: от создания развивающей среды – к знаниям, переход от репродуктивного – к продуктивному обучению, выстраивание ребенком собственной системы саморегуляции.

Двигательная активность дошкольников – что предпочесть: физкультуру или спорт? (Семёнова О.Н., канд. биол. наук, г. Ярославль.)

Влияние оздоровительной физической культуры и интенсивных тренировочных занятий на здоровье ребенка дошкольного возраста. Даны определения понятиям «физическая культура» и «спорт», показаны принципиальные различия этих определений.

«Я здоровье берегу – быть здоровым хочу». Развлечение для детей и родителей (Амосова В.А., Ивашнева Н.В., Вторыгина Н.С., г. Северодвинск, Архангельская область).

Сценарий игрового мероприятия, направленного на систематизацию и углубление знаний о ЗОЖ.

Страницы истории. Олимпийские игры. Информация о летних (1980 г.) и зимних (2024 г.) Олимпиадах, проведенных на территории нашей Родины.

Детям. Игровые задания и упражнения на тему «Спорт. Физкультура».

ПРАКТИКА

Путешествие по страницам истории. Как детей влюбить в историю своего народа (Сучкова Е. Ю., Мокрушина И.В., Москва).

Проект по изучению истории Древней Руси, охватывающий разнообразные формы работы с детьми: задания от игровых персонажей, посещение музея «Русская изба», создание макетов, знакомство с русской одеждой и пр. Особое место в проекте отводится знакомству с богатырями, защитниками Русской земли (одежда, оружие), рассказы и чтение литературы о богатырях-стихиях и богатыре-человеке. Все мероприятия в рамках проекта сопровождаются практической деятельностью детей.

Создание мультфильма (Ширко Н.Н., Тяжельникова А.А., г. Абакан, Республика Хакасия).

Дети любят смотреть мультфильмы. Но большинствунравится их создавать! Дети старшего дошкольного возраста могут выступать в роли оператора, сценариста, режиссера-мультипликатора, аниматора, художника, актера и даже композитора. Дана последовательность работы по созданию мультфильма с описанием особенностей каждого этапа и методическими советами. Статья с QR-кодом и ссылкой на видео.

Современная игрушка в жизни ребенка (Бузук Л.А., Запорожец И.Ю., Москва).

Что несет в себе игрушка? Игрушка, приближенная к действительности, развивает доброту, позволяет ребенку в игре передать реальные положительные отношения; непонятная агрессивная страшная игрушка, конечно, несет агрессию и отрицательное влияние. Опыт работы в ДОО, построенный на анализе детских рисунков.

Что такое воздух? Опытно-экспериментальная деятельность (Гусева Н.В., г. Курганинск, Краснодарский край).

Чтобы помочь Лунтику понять, что такое воздух, дети выполняют различные игровые задания и опыты. Так собирается/систематизируется информация о свойствах воздуха.

Экономическое воспитание + математика (Шамсетдинова А.Г., г. Казань).

Сценарий мероприятия, где в рамках знакомства с понятием «экономика» дети закрепляют представления о времени и пространстве, упражняются в счете.

«В поисках сокровища». Познавательно-игровой досуг (Сиджах Г.Д., Клаповская Н.С., Москва).

Сценарий комплексного мероприятия, направленного на решение задач познавательного, речевого и физического развития.

Воздушные цветы. Фотостатья (Попова Т.Ю., Москва).

Детям нравится рассматривать цветы, разнообразные по размеру (маленькие и большие, высокие и низкие), форме лепестков и листьев, цвету, оттенкам и пр. Цветы можно фотографировать или фиксировать их красоту всеми доступными художественными средствами. Статья знакомит с одним из таких способов.