Анонс журнала «Дошкольное воспитание»

Читайте в 5-м номере 2024 года

 

НАУКА

Формирование первичных этнических представлений у старших дошкольников (Полковникова Н.Б., канд. пед. наук, Москва).

Программа формирования первичных этнических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Обоснована актуальность программы, определены цель и задачи педагогической работы в области поликультурного образования старших дошкольников, раскрыты критерии оценки планируемых результатов. Представлен календарный план проведения различных форм и методов организации образовательной деятельности с детьми, краткие конспекты педагогических мероприятий.

Упражнения с теннисным мячом. Средство развития внимания у детей 6–8 лет (Саввина Н.П., Дудкина С.Н., Фаренбрух А.С., г. Липецк).

Статья посвящена изучению влияния упражнений с теннисными мячами на развитие внимания у дошкольников. Было проведено исследование, показавшее положительное влияние данных упражнений на повышение уровня внимания, которое подтвердило целесообразность работы. Разработан примерный комплекс упражнений, даны рекомендации по применению упражнений в комплексной подготовке дошкольников подготовительной к школе группы.

РЕДАКЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

Физкультура. Спорт. Безопасность

Закономерности развития нервной системы и становление высших психических функций (Семенова О.В., канд. биол. наук, г. Ярославль).

Основные этапы развития нервной системы, закономерности развития и становления высшей нервной деятельности; факторы, влияющие на становление высших психических функций.

По островкам триатлона. Познавательная спортивная викторина (Сысоева Е.П., г. Новороссийск, Краснодарский край).

В рамках познавательно-оздоровительного проекта «В мире спорта» дошкольники получают азы знаний о различных видах спорта, достижениях спортсменов, об олимпийском движении. Одним из интересных, но сложных видов спорта является триатлон, которому мы решили посвятить познавательную спортивную викторину «По островкам триатлона». Дети не только получают информацию о данном виде спорта, но и пробуют в нем свои силы.

Детско-родительский университет физкультуры и здоровья (Зайцева А.С., Жукова Т.А., Савватеева Д.А., г. Ярославль).

Деятельность Детско-родительского университета способствует возрождению, укреплению семейных ценностей, традиций, внутрисемейных отношений, установлению тесных дружеских связей между семьями и педагогами. В статье представлена структура университета, описаны разные направления работы.

СПОРТ: история, события, факты. Виктор Иванович Чукарин.

Информационный материал о ярком представителе отечественного спорта –  гимнасте Викторе Чукарине (1921–1984), человеке с удивительной судьбой.

ПРАКТИКА

Традиции многодетной семьи. Фотостатья (Девяткина М.А, с. Георгиевское, Краснодарский край).

Рассказ о многодетной семье Сатиных, в которой родители стараются привить детям уважение к старшим и младшим, интерес к праздникам и обычаям. Особенно ценным является опыт интеграции семейных традиций и увлечений с деятельностью детского сада.

Чувашские мастера. Семейное путешествие-развлечение (Савина Н.Л., Лосева Е.С., п. Вурнары, Чувашская Республика).

Сценарий комплексного мероприятия, на котором дети 5–8 лет знакомятся с народными традициями и играми, постигают национальное своеобразие, красоту произведений народного искусства.

Детско-родительское сообщество. Театрализованная деятельность (Михайлова Е.Н., Санкт-Петербург).

Опыт установления партнерских отношений с семьями воспитанников; создание атмосферы доверия и личностного успеха через организацию детско-родительской досуговой театрализованной деятельности.

Острова знаний своих прав. Игровой тренинг (Леошкина О.Н., г. Курганинск, Краснодарский край).

Дети в игровой увлекательной форме осваивают начальные правовые представления о своих правах и обязанностях.

Встречаем весну. Комплексное занятие для детей 4–5 лет (Горохова Л.А., Павлова Е.М., г. Чебоксары, Чувашская Республика).

Закрепление  представлений о весне, названиях цветов; развитие чувства ритма; упражнение в соотношении количества предметов с числом.

По дороге к сказке. Игровое путешествие для старших дошкольников (Смелова О.В., Луценко Т.Л., г. Апшеронск, Краснодарский край).

Дети закрепляют представления о создателях/авторах сказок; о разных видах сказок (повествовательные, стихотворные, музыкальные) и их особенностях;  сочиняют и инсценируют собственную придуманную сказку.

Прогулка по лесу. Экологическое воспитание. Для детей 3–4 лет (Шаповалова Т.Ю., Короткова С.А., г. Александров, Владимирская область).

Игровая прогулка в сказочный лес. Дети расширяют представления о  характерных особенностях весенней и летней погоды, о лесных растениях и животных.

Заучиваем стихотворные тексты (Васильева А.В., Санкт-Петербург).

Предлагаются методические находки автора, эффективность которых доказана как в работе со старшими дошкольниками с речевыми нарушениями, так и с детьми с речевой нормой: схема предложения + рисунок; мнемокадры.

Игровое пособие «Волшебный круг» (Елисеенко Н.А., станица Старощербиновская, Краснодарский край).

Авторское многофункциональное пособие помогает решать многие задачи речевого развития старших дошкольников.

Дружба – светлое чувство. Сценарий мероприятия для детей 5–6 лет (Фадейкина М.М., г. Балабаново, Калужская область).

Воспитанники в разнообразных формах осмысливают важное понятие «дружба».