Анонс журнала «Дошкольное воспитание»

Читайте в 12-м номере 2021 года

 

Всероссийская контрольная по психологии для воспитателей. Ответы на контрольные задания третьего этапа (№ 17–20).

 

Эксклюзия в детском саду. Редакционный проект. Возможности выявления социальной эксклюзии воспитателем детского сада (Семенова Г.В., Терешкина И.Б., Гусева Ю.Е., к. п. н., РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург). Представлена модель выявления эксклюзии воспитателем детского сада. Описаны основные маркеры социального исключения и способы диагностики практик отвержения в группах детей дошкольного возраста.

 

Этнокультурное воспитание дошкольников (Антонова Т.В., г. Чебоксары, Чувашская Республика). Погружение ребенка в отечественную культуру с учетом этнических особенностей региона. Организация развивающей среды ДОО, использование национальных элементов оформления помещений и участков. Описание основных форм и средств духовно-нравственного воспитания в разных группах.

 

Праздник родного языка (Чумадина О.В., г. Красногорск, Московская область). Сценарий мероприятия с детьми 6–8 лет по формированию ценностного отношения к языку. В процессе сказочного путешествия дошкольники выполняют речевые задания и упражнения и спасают царицу Грамматику.

 

Энциклопедия физической культуры ребенка. Лыжная подготовка (Щербак А.П., к. пед. н., г. Ярославль). Особое внимание уделено формированию «чувства лыж» и «чувства снега». Описана последовательность обучения ступающему и скользящему шагу, подъему и спуску по склону.

 

«В поисках сокровищ». Спортивно-развлекательный квест для детей 5–8 лет (Шарикова Т.Г., Лебедева О.Е., г. Тихвин, Ленинградская область).

 

Праздник песка (Терехина О.А., г. Гродно, Республика Беларусь). Сценарий веселого развивающего праздника для детей и их родителей.

 

Сложные ситуации в вопросах и ответах. Личность и характер (Бучкова А.И., к. соц. н., Москва). «Актуальный разговор» пойдет о развитии личности. Кроме ответов на вопросы, дадим перечень полезных мультфильмов (с методическими комментариями) по формированию положительных черт характера и преодолению отрицательных.

 

Родители просят совета: проблемы семейного воспитания дошкольников (Браткова М.В., к. п. н., Москва). На конкретных практических примерах раскрываются особенности развития детей дошкольного возраста, которые обусловлены единым комплексом взаимовлияния двух основных факторов: социального (специфика семейного воспитания) и биологического (нарушения различных функций организма).

 

Социально-педагогическое сопровождение дошкольников с ОВЗ в условиях инклюзии (Жимаева Е.М., Москва). Сегодня инклюзивное обучение является ведущей стратегией образовательной политики в отношении детей с ОВЗ. Однако для их успешной социальной адаптации необходимо создавать специальные условия, включающие не только материально-техническое оснащение ДОО, но и организацию комплексного психолого-педагогического и социально-педагогического сопровождения дошкольников с ОВЗ и их семей. В статье обоснована актуальность социально-педагогического сопровождения таких детей в условиях ДОО, описаны результаты мониторинга практик данного сопровождения.

 

Эстетический компонент духовного развития ребенка дошкольного возраста (Зимина Ю.Н., г. Мурманск). Рассматривается взаимосвязь понятий «духовность» и «музыка» с педагогической точки зрения. Поднимается вопрос о роли музыкального искусства в развитии ребенка дошкольного возраста.

 

«Мешок яблок». Игра-путешествие (по произведению В. Сутеева) (Котова Е.Н., Горева И.Л., Яремчук С.А., г. Сокол, Вологодская область). Сценарий увлекательного мероприятия, которое позволит дошкольникам  решить задачи речевого развития (звуковой анализ слов и пр.), познавательного (решение арифметических и логических задач, знакомство с жизнью лесных обитателей) и физического (прохождение полосы препятствий). Благодаря своим умениям «читать карту» и ориентироваться на местности дети помогут зайцу собрать все потерянные яблоки для его зайчат.

 

Детский журнал. Совместная деятельность педагога и детей (Чепурнова Е.Ю., г. Нелидово, Тверская область). Интересная форма работы с приоритетом детской инициативы и самостоятельности. Описаны основные принципы и этапы работы по изготовлению ежемесячных групповых журналов.

 

Новый год. Волшебные подарки. Социальная ситуация месяца (Лысцова Н.А., Москва). Практический материал по проведению социальной ситуации месяца в формате «клубный час» по мотивам сказки Э.Т. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король», организованный по единому непрерывному сценарию из четырех этапов. Сказочная мотивация подводит детей к гуманным социальным действиям, среди которых – изготовление поздравительных открыток и поделок для одиноких пожилых людей (в рамках взаимодействия с социальной службой).

 

Указатель статей, опубликованных в журнале «Дошкольное воспитание» в 2021 году.