Зимушка зима, зима снежная была

Цель. Обобщать представления о зиме.

Задачи. Образовательные: создать условия, помогающие установлению закономерностей и связей в природе на примере зимнего времени года; познакомить с процессом образования снежинок. Развивающие: способствовать усвоению знаний о свойствах снега; активизировать познавательный интерес к зимним явлениям природы; совершенствовать технику рисования гуашью; закреплять навыки работы в разных техниках рисования; совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках; активизировать в речи образные слова, сравнения; поддерживать интерес к рассказыванию по предложению взрослого. Воспитательные:стимулировать инициативность, чувство взаимопомощи, ответственности за порученное дело; создать условия для воспитания аккуратности, добросовестности при выполнении работы.

Используемые приемы, методы, технологии обучения. Выбор методов и необходимость их комплексного использования определялись с учетом возрастных возможностей детей, цели и задач занятия. Для дошкольника характерно наглядно-действенное мышление, поэтому познание зимы начинаем с наблюдений на прогулке (первая часть занятия) с подключением различных анализаторов (потрогать, послушать и т.д.). Целью наблюдения является установление свойств снега, причин изменения природы зимой, разнообразия сезонных явлений. Наблюдения во второй части занятия дополняем художественными рассказами, просмотром слайдов о зиме, снеге, снежинках, картин о зиме, слушанием пьем из цикла П.И. Чайковского «Времена года», образными движениями танца снежинок. Затем все эти впечатления отражаем и закрепляем в рисовании (третья часть занятия). Используем различные методы обучения: наглядные, практические, словесные.

К наглядным методам относится наблюдение, рассматривание фотографий, рисунков, картин, слайдов, демонстрация модели снежинки. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям детей дошкольного возраста, позволяют сформировать яркие представления о снеге, зиме.

Из практических методов используем игры, элементарные опыты и рисование, в том числе нетрадиционными способами (ватные палочки, трафареты, жесткая кисточка, рисование пальчиком).

Обращаемся мы и к словесным методам: рассказам воспитателей о снеге, процессе образования снежинок, зимних явлениях природы, беседам с детьми после получения письма от обезьянки и при обсуждении приготовленных для нее подарков. Они способствуют расширению и обобщению знаний о зиме, помогают создать условия для формирования эмоционально положительного отношения к природе.

Занятия разрабатывали на основе проблемного и личностно ориентированного обучения: концепций Л.С. Выготского и Н.Н. Поддьякова, программ « Истоки», методик экологического воспитания С.Н. Николаевой и Н.А. Рыжовой, технологии Л.П. Веретенниковой « Умелые ручки».

Оборудование. Первая часть: письмо обезьянки, костюм сороки для ребенка. Вторая часть: помещение, украшенное как чертоги Зимушки-зимы, мультимедийное оборудование для показа презентация, счетные палочки белого цвета по шесть штук на каждого ребенка, модели снежинок по количеству детей, персонажи Зимушка-зима и снеговик в костюмах, музыкальное сопровождение (зимние пьесы из цикла П.И. Чайковского «Времена года», запись звуков вьюги, метели, снег на тарелках). Третья часть: листы бумаги разного цвета и формы, гуашь, акварель, трафареты, ватные палочки, кисти мягкие и жесткие, салфетки, клеенки на каждого ребенка, рисунки и фотографии зимних пейзажей на магнитной доске, модели снежинок.

Ход занятия

Первая часть

Дети получают от обезьянки Чи-Чи письмо, которое приносит сорока (девочка в костюме сороки). Воспитатель показывает детям письмо, говорит, что оно от обезьянки Чи-Чи, читает его.

«Дорогие ребята, здравствуйте! Пишу вам письмо из далекой, жаркой Африки, где живут мои подружки обезьянки. Я по ним очень соскучилась и решила навестить. Приехала, а они начали наперебой меня расспрашивать, где я бывала, что видала. Я рассказала им, что живу в далекой стране России, дружу с ребятами из детского сада. Там сейчас зима снежная, морозная, с вьюгами и снегопадами. Везде лежит снег: на деревьях, домах, земле. Очень заинтересовались мои подружки, стали спрашивать: «Что такое вьюга, какой бывает снег и откуда он берется?». Я начала объяснять и запуталась. Помогите мне, пожалуйста, расскажите моим подружкам обезьянкам о зиме, снеге, нарисуйте картинки. Жду от вас писем с нетерпением. Ваша Чи-Чи».

Воспитатель. Поможем обезьянке, расскажем ее подружкам, что такое зима, какой она бывает?

Зимушка зима, зима снежная была

Дети отвечают согласием.

Воспитатель. Мы действительно должны помочь обезьянке. Расскажем о зиме, снеге, вьюге, запишем всё на камеру и отправим посылку в Африку. Предлагаю одеться и выйти на наш участок. А оператора с камерой позовем с собой.

Дети с воспитателем выходят на улицу.

Воспитатель. Посмотрите, какие деревья сегодня красивые! Кто же их украсил?

Дети. Мороз, зима.

Воспитатель. А что на веточках: Давайте рассмотрим.

Дети. Снежинки, ледяные иголочки.

Воспитатель. Дети, а вы ничего не чувствует? Меня кто-то щиплет за щеки, за нос, а вас? Кто это?

Дети. Мороз.

Воспитатель. Посмотрите, какие сугробы вокруг, откуда они?

Дети. Выпало много снега.

Воспитатель. Давайте наступим ногой на снег. Что с ним происходит?

Дети. Он хрустит, приминается, образуется ямка.

Воспитатель. Почему снег хрустит? откуда берется снег зимой? как образуются снежинки?

Дети затрудняются в ответах.

Воспитатель. Кто поможет ответить на эти вопросы правильно? Кто знает о снеге всё?

Дети. Зима, мороз, Снежная королева и др.

Воспитатель предлагает отправиться в гости к Зимушке-зиме, спрашивает, не боятся ли дети мороза, предлагает взяться за руки, чтобы в пути не потеряться, чувствовать рядом плечо друга. Дети возвращаются в детский сад.

Вторая часть

Зимушка зима, зима снежная была

Чертоги Зимушки-зимы. Зал украшен мишурой, блестками, белый флизелин имитирует сугробы. На елочке снег (вата). Столы, стулья, мультимедийный экран. Негромко звучит музыка из цикла Чайковского «Времена года». Входят дети и видят: за столом над волшебным лабораторным оборудованием колдует Зимушка-зима. За ней экран с зимним пейзажем (см. слайд 1).

Дети здороваются с хозяйкой.

Зима. Здравствуйте, ребята!
Дел у меня немало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки одеваю.
Белю поля, дома.
Зовут меня … зима.
Зачем пожаловали, гости дорогие?

Дети рассказывают о письме обезьянки, воспитатель уточняет.

Зима. Ну, что ж, помогу вам, если мои загадки отгадаете.

Вился, вился белый рой,
Сел на землю – стал горой
(Снег.)
Кручу, верчу, дороги заметаю,
Прохожих задираю.
(Вьюга.)
Белая, узорчатая звездочка-малютка.
Мне слетела на руку посидеть минутку.
(Снежинка.)

Зима. Умники! Все загадки отгадали! Так и быть, раскрою свои секреты. Есть у меня волшебное зеркало. Оно нам всё покажет. Садитесь удобнее и смотрите.

Зима машет волшебной палочкой и на экране появляется слайд 2.

Рассказ Зимы. Прихожу я к вам в гости, когда солнце всё реже поазывается из-за горизонта, поднимается невысоко. Путь его по небу становится коротким, поэтому и день зимний короток, а ночь длинна (см. слайд 3).

Всё чаще небо покрывают серые тучи, а в них на большой высоте начинается рождение снежинок (см. слайд4).

Образуются они из капелек водяного пара, которые превращаются в крохотные кристаллики льда (см. слайд 5).

Маленькие льдинки опускаются всё ниже и объединяются в ледяные кристаллы с шестью лучами – снежинки (см. слайды 6 и 7).

Кружатся в воздухе и падают на землю снежинки, одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звездочка с шестью гранями. И нет ни одной, похожей на другую. Все разные (см. слайд 8).

Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучики, и белые цветы и звезды превращаются в снежную пыль(см. слайд 9).

Когда нет мороза, снежинки, падая на землю, лепятся друг к другу и образуют снежные хлопья (см. слайд 10).

А если снежинки пролетят через облако с капельками воды, то образуется снежная крупа. В свое волшебное зеркало я видела, как вы на прогулке размышляли, почему хрустит снег под ногами. Почему же? (Ответы.) Он хрустит оттого, что под тяжестью наших ног ломаются звездочки и лучи на снежинках (см. слайд 11).

Дети рассматривают изображения снежинок, которые на экране, и те, что дала им Зима, считают лучики, любуются ими. Зима. Помогите мне сделать больше снежинок на моем волшебном облачке.

В чертогах Зимы есть стол, на котором она в беспорядке рассыпала палочки-льдинки, из которых дети собирают снежинки, снежные хлопья.

Зима. Молодцы! Всё правильно сделали. Каждый может взять на память большую снежинку.

Начинает играть музыка, имитирующая сильный ветер, вьюгу (см. слайд 12).

Зима. Что случилось? Ветер-проказник решил закрутить вас в зимнем хороводе вместе со снежинками. Они то взлетают, то падают на землю, кружатся в воздухе снежной метелью, вьюгой, заметают все пути-дороги.

Дети со снежинками в руках бегают, опускают их и поднимают, кружатся.

Голос из-за кадра читает стихотворенье И. Никитина «Вьюга».

Зашумела, разгулялась в поле непогода,
Принакрылась белым снегом гладкая дорога
Белым снегом принакрылась, не осталось следу,
Поднялася пыль и вьюга, не видать и свету

Зима. Берегись, путник, не мудрено тебе заблудится и замерзнуть в такую погоду (см. слайд 13).

Музыка затихает, дети останавливаются, садятся на стулья.

Зима. Утихнет вьюга, и ляжет снег на землю (см. слайд 14), укроет теплым одеялом корни и семена растений, спящих в земле. На улице трещит мороз, а растениям под снегом тепло (см. слайд 15).

Укутываю я снегом деревья, дарю снежные шапки домам (см. слайд 16), украшаю снежной бахромой заборы и кусты. Бело, чисто кругом!

Понравился вам мой рассказ?

Дети отвечают.

Воспитатель. Спасибо тебе, Зимушка-зима. Пора нам в обратный путь собираться.

Дети благодарят Зиму.

Зима. На прощанье для вашей обезьянки и ее подружек подарю снега больше. (Снеговик вносит два блюда со снегом). Да боюсь, не донесете вы его. Попробуйте взять его в руки.

Негромко звучит музыка из цикла «Времена года».

Опыты. Дети трогают снег теплыми руками и видят, что он превращается в воду. Тогда Зима предлагает слепить из снега комки. В ходе лепки спрашивает, что можно сделать из снега на улице, почему в комнате снег тает? На экране появляются слайды 17–20 из серии «Снежные забавы».

Зима. До свиданья, ребята! Надеюсь, я помогла вам и вашей обезьянке. Зимних вам чудес!

Дети прощаются и с моделями снежинок уходят в группу.

Третья часть

В группе на столах приготовлены материалы для работы: листы бумаги разного цвета и формы, гуашь, акварель, трафареты, ватные палочки, мягкие и жесткие кисти, салфетки, клеенки на каждого ребенка, рисунки и фото зимних пейзажей на магнитной доске.

Воспитатель. Мы побывали в гостях у Зимушки-зимы и многое узнали. А сейчас давайте подготовим подарки-сюрпризы обезьянке Чи-Чи и ее подружкам, изобразим зиму, снег, зимние забавы. У нас для этого есть краски, бумага, ватные палочки, печатки, и многое другое. Сейчас каждый из вас закроет глазки и пофантазирует, подумает, что бы он хотел нарисовать, а потом выберет необходимые материалы для работы.

Дети сами выбирают рабочее место, рисуют в разной технике, работают с различными материалами. Затем их работы помещают на магнитную доску. Воспитатель предлагает всем подойти и рассмотреть их. Желающие могут рассказать о том, что они изобразили и почему сделали такой выбор.

Воспитатель (подводит итог). Я думаю, обезьянка и ее подружки очень обрадуются вашим рисункам. Скажите им «До свиданья».

Рекомендуемая литература

  1. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: Учитель, 2004.
  2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина З.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: Сфера, 2004.
  3. Казакова Р.Т. Занятия по рисованию с дошкольниками: Метод. пособие. М.: Сфера, 2008.
  4. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. М.: Сфера, 2005.
  5. Времена года: Стихи для чтения и заучивания в детском саду и начальной школе. Ярославль: Академия развития, 2005.
  6. От осени до лета (детям о природе и временах год). Для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей. Волгоград: Учитель, 2004.
  7. Программа «Истоки»: Базис развития ребенка-дошкольника / Т.И. Алиева, Т.В. Антонова, Е.П. Арнаутова и др.; под ред. Л.А. Парамоновой и др. М.: Просвещение, 2003.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x