В гости к звукам. Конспект коррекционного часа для детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Образовательные задачи:

— закрепление и дифференциация звуков [р-л] в словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.

Коррекционные задачи:

— учить правильно, произносить слова, словосочетания, предложения;

-расширять и активизировать словарный запас детей;

-развивать грамматический строй речи;

-развивать слуховое восприятие;

-развивать связную речь;

-развивать внимание, память, мышление;

-развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику.

Воспитательные задачи: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование:  звуковые дорожки, распечатанные на бумаге А4 и заламинированные,  предметные картинки на звуки [р] и [л] , текст  «В зоопарке», предметные картинки к тексту, массажные колечки «Су-джок», мяч.

Ход мероприятия

Дети с педагогом в коррекционном уголке присаживаются за стол.

Педагог.  Сначала  мы с вами сделаем артикуляционную гимнастику. Я буду считать, а вы выполняйте упражнения.

В гости к звукам. Конспект коррекционного часа для детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

   

Под счёт от 5 до 7  дети перед зеркалом выполняют упражнения: «Парус», «Чистим верхние зубки», «Маляр», Лошадка», «Грибок», «Гармошка».

   

Педагог. А теперь посмотрите на картинку.  

Детям педагог показывает картинку парохода.

Педагог. Как гудит пароход? Помоги пароходу доплыть до пристани. Ребёнок проводит пальчиком по дорожке, произнося отчетливо [л-л-л].

Педагог показывает картинку, на которой изображена машина.

Педагог.  Теперь помогите машине доехать до гаража. Заведи мотор и веди пальчиком по дорожке, произнося отчетливо [р-р-р].

В гости к звукам. Конспект коррекционного часа для детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями                                       

Дети по очереди выполняют упражнение «Звуковая дорожка».

Педагог предлагает детям разложить предметные картинки. 

Педагог. Ребята, посмотрите, Лада и Рома перепутали картинки, помогите им. Картинки со звуком [л] «отдайте» Ладе, а картинки со звуком [р] «отдайте» Роме.

Дети.  Ложка со звуком [л], поэтому ее отдам девочке Ладе. Ручка со звуком [р], её  отдам  Роме. 

В гости к звукам. Конспект коррекционного часа для детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями           

Педагог. А теперь уберите картинки  в коробку  и по памяти поочередно назовите слова.   Слова со звуком [л] называет Андрей, а со звуком  [р] называет  Рома.

Педагог.  Молодцы!  Вы справились с этим заданием.  А теперь мы поиграем с мячом. Я буду называть слово со звуком [л], вы его повторяете, а затем изменяете звук [л] на [р] и возвращаете мне мяч, произнося новое слово.

Педагог бросает мяч,  называя слово со звуком [л],  ребёнок, возвращая мяч, повторяет слово, а затем  изменяет в слове звук [л]  на звук [р] и произносит новое слово.

Слова: лак — рак, ложки — рожки, игла — игра, плут — пруд, свалка — сварка,  бал — бар, глаза — гроза, лама — рама, лом — ром.

 Педагог. Сейчас давайте отдохнем и поиграем с пальчиками.  На каждую строку стихотворения нанизываем на палец массажное колечко. ( У каждого ребенка своё массажное колечко.)

Поднял ушки бурундук,                                             мизинец

Он в лесу услышал звук:                                            безымянный

− Это что за громкий стук,                                         средний

Тук да тук, тук да тук?                                               указательный

− А пойдём, − сказал барсук.                                    большой

                                                     Меняем руки

−Сам увидишь этот трюк:                                            большой

Это дятел сел на сук                                                   указательный

И без крыльев, и без рук.                                           средний

Ищет он, где спрятан жук, −                                     безымянный

Вот и слышен перестук!                                            мизинец

В гости к звукам. Конспект коррекционного часа для детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями         

 

Педагог. Я сейчас вам  по очереди прочитаю предложения. Послушайте их. Найдите и исправьте ошибки.

Предложения.  Халат надел маму. На белке сидела ёлка. В розах растут сады. Мусор убирает Рому. Стол поставили на лампу. Стул укатился под клубок. Куры кормят Марусю. Рыба поймала рыбака.

Дети по очереди исправляют ошибки.

Педагог. А сейчас следующее задание. В предложениях перепутались слова. Помогите словам вернуться на свои места: «подружите» их и произнесите предложения правильно.

Проводится дидактическая игра «Составь предложение».

На, лодка, парус, красивый. Рома, топор, дрова, рубить. Папа, подарить, розы, мама. Рынок, на, продавать, фрукты.

Педагог. А сейчас давайте отдохнём. Вставайте, выполним нашу зарядку.

Проводится физкультминутка.

Педагог.

Руки требуют заботы,                             

Ведь у них полно работы:                          Руки вытягивают перед собой.

Трудно целый день писать,                        Имитируют движения письма.

И лепить, и рисовать.                                 Хлопают в ладоши.

Потянулись вверх, потом                          Поднимают руки вверх.

Руки шире разведём.                                 Разводят руки в стороны.

Вот и все. Конец зарядке.                         Хлопают в ладоши.

Сели вновь за стол, ребятки.                   Дети садятся обратно за стол.

Педагог. Молодцы! Хорошо выполнили зарядку. А теперь внимательно прослушайте рассказ «В зоопарке».

Педагог читает рассказ и выставляет предметные картинки.

 Педагог.  В выходной день Рая с родителями пошла на экскурсию в зоопарк. Там она увидела разных животных: жирафа, зебру, тигра. Родители рассказали ей о том, что все эти животные живут в жарких странах. Самая длинная шея бала у жирафа. Полосатая зебра очень похожа на лошадку. А детеныши огромного хищного тигра играли друг с другом, как котята. Рае очень понравилось в зоопарке.

Педагог. Теперь каждому из вас я буду задавать вопрос. Не забывайте отвечать полными предложениями.

Вопросы. Куда ходила Рая? С кем Рая ходила на экскурсию? Кого девочка увидела в зоопарке? Где живут все эти животные? У кого из них самая длинная шея? Кто похож на полосатую лошадку? Чьи детеныши играли, как котята? Понравилось ли Рае в зоопарке?

Педагог. Хорошо! Теперь перескажите рассказ, а картинки вам помогут.

Дети по очереди пересказывают рассказ с опорой на предметные картинки.

Педагог. Над какими звуками мы сегодня работали? Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей.) Вы сегодня молодцы!  Хорошо занимались на занятии. Большое вам спасибо!

 

 

Литература

1. Коррекционно-педагогическая  работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушением речи/ под редакцией Ю.Ф.Гаркуш. − М.: Ин-т общегуманитарных  исследований, 2006.

2. Филичева Т.Б.  Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. − М.: Гном-Пресс, 2000.

3. Филичева Т.Б., Каше Г.А.  Методическое руководство к дидактическому материалу  по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. − М.: Просвещение,1989.

4. Шевченко И.Н. Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников.−СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

Волкова Ольга Александровна, воспитатель

Кучеренко Марина Александровна, учитель-логопед

МДОУ № 79 г. Раменское, Московская область

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Светлана
Светлана
2 лет назад

Замечательный конспект!

1
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x