Решение коррекционных задач через ознакомление детей с ПДД

Наш детский сад №225 г. Уфы −  образовательное учреждение  компенсирующего вида. Его посещают дети с ограниченными возможностями здоровья, а именно с тяжелой двигательной патологией (ДЦП). Многие исследователи (Л.А. Данилова, И.И. Мамайчук, И.Ю. Левченко, К.А. Семёнова и др.) подчеркивали, что  для детей с ДЦП характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, сенсорными (патология зрения, слуха, кинестетического восприятия) и речевыми  дефектами. Важную роль в генезе психических нарушений играют ограничение деятельности, социальных контактов, а также условия воспитания и окружение. Они также обращали внимание, что темпы моторного, познавательного и речевого развития ребенка с двигательной церебральной патологией могут широко варьировать. Часто наблюдается диспропорция в развитии отдельных функций.

      У детей, страдающих ДЦП, выделяются многообразные, но типичные  особенности развития:

—   нарушения психомоторных функций, общей и мелкой моторики;

—   нарушения речевых функций, экспрессивной и импрессивной речи;

—   нарушения сенсорно-перцептивных функций с существенными затруднениями пространственной ориентации;

—   нарушения памяти и внимания, особенно их произвольных (активных) форм;

— разнообразные нарушения мышления, особенно процессов обобщения и абстрагирования, пространственного мышления;

— «заторможенность» умственной деятельности, повышенная её истощаемость, крайне неустойчивая динамика продуктивности;

— неустойчивость эмоционального тонуса, повышенная (реже пониженная) эмоциональная возбудимость, частые перепады настроения;

—   повышенная тревожность, склонность к страхам;

— невротизация в различных формах, преимущественно с доминированием астенической или депрессивно-ипохондрической симптоматики.

          Сложная структура нарушений развития свидетельствует о необходимости проведения комплексной коррекционно-развивающей работы в процессе целенаправленного общего развития ребенка.

           В нашем дошкольном учреждении как раз такая работа и проводится.  Значительная роль отводиться развитию и коррекции речи и осуществляется через тематический подход. Но проводя один раз в год лексическую тему «Транспорт», невозможно сформировать необходимые умения и навыки грамотного, безопасного поведения. Поэтому, учитывая особенности развития детей с ДЦП, изучение Дорожной Азбуки дается нелегко. При организации  кружковой работы по ознакомлению с ПДД один день в неделю отводится данной теме.

        Актуальность и просто современная  необходимость обучения детей ПДД несомненна. Цель моей работы – выработать у детей с ограниченными возможностями здоровья устойчивые навыки безопасного поведения на улицах города, привить навыки правильного поведения на улицах города, во дворе и городском транспорте. Над этой темой  я работаю четвёртый год. При анализе  положительных результатов была выявлена закономерность: через поставленные задачи по ознакомлению с ПДД можно решить и ряд коррекционных. Используя  известные педагогам методические приемы (беседа, игры, чтение художественной литературы, моделирование, экскурсия и т.д.) и разнообразную предметно-развивающую среду  достигаются желаемые результаты.

        Учитывая то, что ведущий вид деятельности для детей дошкольного возраста – игра, свою работу организую как можно больше в игровой форме. Ведь в игре удовлетворяются основные потребности ребенка: движение, общение, познание, самостоятельность, радость, удовольствие и потребность быть «как взрослый».

        Предлагая дидактические игры («Угадай, какой знак», «Собери светофор»,  «Запрещается – разрешается», «Собери целое», «Лото пешехода» и др.), развиваются познавательный интерес, внимание, мышление, восприятие, зрительная и слуховая память, закрепляется умение различать сенсорные эталоны (величина, форма, цвет),   активизируется пассивный словарь.

 Решение коррекционных задач через ознакомление детей с ПДД

  Решение коррекционных задач через ознакомление детей с ПДД

Решение коррекционных задач через ознакомление детей с ПДД

Решение коррекционных задач через ознакомление детей с ПДД

Подвижные игры («Воробышки и автомобиль», «Цветные автомобили», «Ловкий пешеход», «Красный, желтый, зеленый» и др.), способствуют снижению уровня тревожности, усвоению пространственных понятий, умению дифференцировать правую и левую сторону тела, помогают формированию зрительно-моторной координации.

Различная  тематика сюжетно-ролевых игр  стимулирует познавательный интерес, способствует формированию  умения устанавливать контакт и потребности в общении, снижает уровень проявления различных страхов. Воспитываются личностные качества ребенка.

  Решение коррекционных задач через ознакомление детей с ПДД

Решение коррекционных задач через ознакомление детей с ПДД

Решение коррекционных задач через ознакомление детей с ПДД

         Каждый день мы читаем художественную литературу. И для данной темы есть место (И.Серяков «Улица, где все спешат», С.Михалков «Скверная история», Я. Пишумов «Азбука города»,  А. Серный «Три чудесных цвета» и др.). Познакомившись с произведением, обязательно обсуждаем их.  

        Организуется  продуктивная деятельность по каждой теме. Всегда нужно помнить о том, что детям могут быть трудны и недоступны многие, даже несложные движения кистей и пальцев рук. Поэтому начинать следует с совместного выполнения всех действий (в пассивной форме), а затем учить выполнять действия самостоятельно (по подражанию или образцу). Детям особенно понравились темы: «Мой друг светофор», «Улицы моего города», «Спешат машины разные», «Пешеходный переход».

Решение коррекционных задач через ознакомление детей с ПДД

Решение коррекционных задач через ознакомление детей с ПДД

         Немалое внимание уделено планированию прогулок, экскурсий. Дети дошкольного возраста ещё не вполне осознают, что такое  опасность. Поэтому обучаем безопасному поведению наглядно. Вместе с детьми мы наблюдали за движением транспорта и работой водителя, как пешеходы выполняют свои обязанности, как умело светофор справляется со своими задачами. Прогулки помогают стимулировать познавательный интерес, прививать психологическую устойчивость к опасным ситуациям, дисциплинированность, осторожность, наблюдательность, т.е. те  личностные качества, которые помогут им адаптироваться к дорожной среде. Эмоциональную окраску нашим прогулкам придаёт художественное слово.

Решение коррекционных задач через ознакомление детей с ПДД

           Наблюдая за детьми, проводя качественный и количественный анализ своей работы, я пришла к выводу, что они получают в детском саду необходимые знания и умения, которые необходимы для изучения ПДД. Даже если самый «тяжелый» ребенок усвоит, что дорогу нужно переходить на «зеленый – это уже радует. Для наших детей знакомство с ПДД – жизненная необходимость.  

Рекомендуемая литература

1. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. − М.: Просвещение, 1989.

2. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. − Л., 1977.

3. Левченко И.Ю. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. − М.: Академия. 2001.

4. Смирнова И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП. − СПб., 2003.

5. Детский церебральный паралич. Хрестоматия / Составители Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. − СПб., Дидактика-Плюс, 2003.

Резанова Елена Фаритовна, 

воспитатель МБ ДОУ детский сад  № 225  компенсирующего вида,

г.Уфа, Республика Башкортостан

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x