Приобщение дошкольников к народной культуре. Технология из опыта работы

Скачать презентацию. (*.ppsx)

Приобщение дошкольников к народной культуре. Технология из опыта работы 

Обоснование актуальности представленного педагогического опыта

 

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня  как никогда наше прошлое. Современные дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовывать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой. Формируя у дошкольников устойчивое отношение к культуре родной страны,   мы создаем  эмоционально-положительную основу для  развития патриотических чувств.

 Особую роль в воспитании детей необходимо уделять изучению истории и культуры России на основе русского народного творчества, истории родного города, русский традиций. Важно формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к культурному наследию; уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей; чувство собственного достоинства, как представителя  своего народа.

           Опыт работы в детском саду по приобщению детей к русской народной культуре является результатом многолетних наблюдений, практических наработок, в основе которых лежит теория развития ребенка как личность, его социализация.

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания  и индивидуальности.

Проанализировав уровень воспитанности детей, мы пришли к выводу, что  у них  недостаточно формируется  нравственно-этические чувства. Данные исследования помогли разработать  проект «На Руси Великой», основанный на  приобщение детей  к национальной культуре  в соответствии с лучшими традициями педагогики.

Моим вкладом в создание модели детского сада, направленной на повышение качества воспитательно-образовательного процесса стала разработку и внедрение в образовательный процесс технологии «Приобщение детей к народной культуре».

 

Основные задачи технологии

·                    Создание системы работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

·                    Привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс  через  проведение русских народных  подвижных игр, знакомство с календарными праздниками, обычаями и традициями.

·                    Создание условий для  самостоятельного отражения  полученных знаний,  умений детьми.

·                    Воспитание интереса  и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю,  к народным  играм и т. д.

·                    Знакомство детей с народными праздниками и традициями, народными играми, видами фольклора  (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы).

 

Развивающая среда

Была создана специальная развивающая среда, а именно   Фольклорный мини-музей: «Истоки народной культуры».

Главная  задачей создания музей − введение детей в особую  самобытную культуру русского народа путем ее действенного  познания, приобщение детей ко всем видам  национального искусства, формирование культурного человека,  патриота и гражданина своей страны.

            В качестве экспонатов служат:

üнациональные костюмы и их элементы (для детей и бабушки Добронравушки);

üкуклы в национальных костюмах;

üразличные предметы быта (посуда, столик, самовары, корзины, пяльца, веретено, коромысла и т. д.);

üпредметы декоративно-прикладного творчества (салфетки, скатерти,  вышивки, игрушки, рушники и др.);

üнародные инструменты;

üнародные игрушки;

üтеатральные костюмы;

üхудожественная литература и иллюстрации по  ознакомлению с русской народной культурой.

Из-за многочисленности экспонатов регулярно производим их смену по  тематическим выставкам. Так же устраиваем выставки в других помещениях. Музей постоянно пополняется экспонатами, с которыми знакомятся не только  дети, но и родители воспитанников нашей группы: с большим интересом наши выставки посещают дети из других групп.

В музее проводятся различные тематические занятия по ознакомлению с   земледельческим календарём, приметами, с различными ремеслами и  промыслами, с особенностями  жизни наших предков, их образами и традициями.  На занятиях по изобразительной деятельности дети знакомятся с  искусством народных промыслов (гжель, хохлома, и т.д.), с  народной игрушкой (матрешка, свистулька и др.),  сами пробуют изготовить предметы декоративно-прикладного творчества.

В рамках реализации проекта разрабатывались дидактические игры, наглядные пособия, различные виды кукольного театра, народные костюмы, была создана картотека народных подвижных игр.

Технология носит непрерывный во време­ни характер, она продолжается от начала и до конца учебного года, работа идет в совместной с педагогом и в самостоятельной деятельности детей. Технология является живой и открытой, она позволяет адаптировать и использовать все имеющиеся планы воспитательно–образовательной работы, дидактические материалы, наглядные пособия, игры, сгруппировать их вокруг поставленных целей и задач духовно-нравственного воспитания, подвести воспитанников к определениям тех нравственных катего­рий, которые составляют ее основу.

Технология не замыкается в рамках детского сада, она предусматривает широкое привлечение родителей к работе по  формированию уважения к культуре своего народа, нравственных основ характера ребенка не только в детском саду, но и в семье.

 

Формы взаимодействия с родителями

ØРодительские собрания

ØТематические консультации

ØСеминары — практикумы

ØБеседы

ØКонсультации (индивидуальные, подгрупповые)

ØЗаписки

ØИнформационный листок

ØИнформационный стенд

ØДоска объявлений

ØГазета

ØТематические выставки

ØПапки — передвижки

ØПапки — раскладушки

ØБуклеты

ØВизиты в группу

ØЗаседания семейного клуба

ØДни открытых дверей

ØПоручения

ØСовместные досуги (дети, родители, педагоги)

ØЭкскурсии, походы

ØКопилка советов

ØБиблиотека

ØПроекты

ØИтоговые занятия

ØТрадиционные праздники

ØКаникулярные недели

ØТрудовой десант

ØРазработка новых мероприятий

После двух лет использования данной технологии была отмечена положительная динамика достижений детей и получены следующие результаты :

 

üиспользуют фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки)  — 68,2 % детей;

üразличают виды народного декоративно-прикладного творчества – 68,2 % детей;

üумеют выражать свои знания в продуктивной деятельности − 72,7 % детей;

üзнают и умеют играть в народные игры – 90,9 % детей;

üимеют навыки театрализации и драматизации  − 86,4 % детей;

üимеют первоначальные знания об истории своего народа – 90,9 % детей.

 

 

Капренко Лариса Николаевна,

воспитатель МДОУ ЦРР-детский сад № 17 «Звездочка»,

г. Большой Камень,  Приморский край

 

 

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x