О системе патриотического воспитания

Раздел 1. Введение. Значение патриотического воспитания в современных условиях

Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможно, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России.

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны. К.Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребности детства». Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. В воспитании все должно основываться на личности воспитателя.

В работе мы используем разнообразные методы и приемы патриотического воспитания с учетом психологических особенностей дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, незнание истории, непонимание социальных явлений и др.).

Педагоги стремятся учитывать, что воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка. В своей работе мы используем наиболее интересные и результативные формы работы – прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.).

Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни и на занятиях. Воспитатели стараются формировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помогают им осознать себя неотъемлемой частью малой родины.

Чтобы правильно выстроить работу по патриотическому воспитанию, мы опираемся на следующие документы:

  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы».
  • Закон Российской Федерации «Об образовании».
  • Закон «О днях воинской славы (победных днях) России».
  • Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества».

Для оказания методической помощи и повышения профессионального мастерства педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников нами был составлен план поэтапной работы.

  • Анализ годового плана ДОУ и его корректировка в соответствии с поставленными задачами.
  • Анкетирование воспитателей по темам «Готовность к работе по патриотическому воспитанию», «Формирование представлений детей о родном городе» на предмет выяснения их знаний культурно-исторического наследия нашего города, владения вопросами методики приобщения детей к истокам национальной региональной культуры. Результаты анализа анкет выявили необходимость повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
  • Работа с воспитателями по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
  • Мероприятия, проводимые с детьми по проблеме нравственно-патриотического воспитания.
  • Тематическая проверка работы воспитателей и ее оценка.
  • Обобщение опыта работы творческих воспитателей по патриотическому воспитанию дошкольников.

Раздел 2. Работа с воспитателями по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Задачи. Использовать комплекс средств (ближайшее окружение, изобразительная деятельность, музыка, рукотворный мир народов Якутии) в целях формирования личностного отношения к родному городу, к современной действительности. Привлекать воспитателей к проведению краеведческой работы, изучению состояния окружающей среды. Стимулировать деятельность воспитателей по изученюя традиций, истории и культуры своего народа и родного края. Выявить инновационные формы и методы по экологическому воспитанию дошкольников. Привлекать детей и педагогов к охране памятников исторического и культурного наследия народа в городе Мирном.

Мероприятия для решения поставленных задач

Педсовет «Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе».

Консультации «Возрождение русских национальных традиций», «Воспитание толерантности у дошкольников»; «Формирование представлений детей о родном городе»; «История, традиции и культура народов Саха»; «Богатства Якутии, животные, птицы, рыбы»; «Растительный мир Якутии»; «Символика России и Якутии, и ее исторические корни. Формы работы с родителями по воспитанию у детей чувства патриотизма».

Семинар-практикум. Для повышения профессиональной компетентности педагогов в области современных методов и форм патриотического воспитания проведен семинар-практикум, который включает пять занятий. Занятия проводились один раз в месяц. Воспитатели самостоятельно изучали методическую литературу (см. рекомендуемую литературу в конце статьи).

В нашем детском саду открыт Музей патриотического воспитания дошкольников – это обучающая и развивающая среда, которая дает неплохие результаты в патриотическом воспитании дошкольника – будущего гражданина. Под музейной работой мы понимаем не только организацию экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их воспоминания, проведение досугов и праздников. Материалы музея, представленные в доступной для детей форме, дают возможность соприкоснуться с историей своего города, республики, страны. Экспонаты подбираются не только педагогами, но и детьми и родителями. Это важно для того, чтобы они чувствовали себя причастными к сохранению духовного и материального наследия прошлого. Вошло в традицию проведение игры под названием«Бабушкин сундук», когда детям, нашедшим для музея экспонаты, предоставляется возможность рассказать о них. Воспитанники гордятся тем, что в музее остаются предметы, собранные ими. В музее экспонируются фотографии и фотодокументы из архивов семей воспитанников детского сада. Мы стараемся, чтобы они поняли, что прошлое, настоящее и будущее неразрывны, что мы часть единого древа жизни.

Экспонаты музея распределены в соответствии с их тематикой и назначением по разделам:

  • «Из истории родного города»: основание города, история названия улиц города (фотоматериалы, краткие описательные тексты), священные места, любимые места горожан.
  • «Жизнь современного города»: участие детей в знаменательных мероприятиях подразделений акционерной компании «АЛРОСА» (лидера в области разведки, добычи и реализации алмазов), репортажи о передовиках, которые являются шефами нашего дошкольного учреждения, фотографии из жизни современного города.
  • «История нашего детского сада с момента его основания»: фотодокументы об открытии детского сада, фотовыставка и воспоминания первых сотрудников, материалы знаменательных дат.
  • «Город, в котором я живу»: стенд с фотографиями узнаваемых мест города и комментариями к ним.
  • «Детям о Великой Победе».
  • Макеты русской избы и якутского балагана, урасы с предметами быта двух народов.

Особой формой повышения профессионального мастерства являются встречи воспитателей в творческой гостиной «Край мой родной – Саха». В детском саду созданы творческие микро-группы педагогов, которые выступают перед воспитателями с сообщениями о родной стране, ее обычаях и культуре своего народа: «Мифы народов Саха», «Мифы о сотворении Земли», «Хозяева земли, леса и воды», «Мифы о трех мирах». «Сверхъестественные существа – абаасы» (абаас – огромное каменно-железное чудовище; живет в лесной чащобе, искушает людей, насылает несчастья и болезни) и др.

Самое пристальное внимание уделяется якутскому фольклору: сценкам по якутским сказкам, пословицам, поговоркам, загадкам народа Саха. Были организованы встречи воспитателей с работниками предприятия тепловодоснабжения (ПТВС), с геологами, с известной местной поэтессой М. Софианиди. Воспитатели ежегодно выступают с театрализациями на празднике «Проводы зимы» и занимает призовые места. Творческая группа воспитателей разработала символику детского сада: гимн, эмблему и девиз.

Большое значение придается изучению воспитателями государственной символики Республики Саха (Якутия) и России, животному и растительному миру Якутии (подготовлены соответствующие наглядные пособия).

Среди воспитателей проведен конкурс на лучший макет «Игра моей мечты».

В целях обогащения предметно-игровой среды в ДОУ изготовлены настольные макеты якутского балагана и русской избы, монумента первооткрывателям алмазных месторождений «Трубка Мир», мемориального комплекса «Три меча», Свято-Троицкого храма, Мечети, Дацана, русской старинной церкви. Для развития познавательной деятельности детей решено разместить в каждой группе макет русской избы и якутского жилища с предметами быта двух народов. В группах среднего и старшего дошкольного возраста созданы мини-музеи родного края. Приобретаются изделия народно-прикладного искусства России, изделия умельцев Якутии, сувениры, книги, видеофильмы о Якутии.

Раздел 3. Обобщение опыта воспитателей по патриотическому воспитанию дошкольников

Опыт работы воспитателя Л.А. Леушиной «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания» опубликован в журнале «Дошкольное образование». Авторские стихи Л.А. Леушиной по ознакомлению с родным городом получили высокую оценку педагогов ДОУ и широко используются в работе с детьми. Несколько стихов опубликовано в местном журнале для работников дошкольного образования и родителей «Дошкольный возраст» (см.: № 4/8 и 3/7 за 2007 год).

На городском конкурсе конспекты педагога Л.А. Леушиной «Экскурсия по алмазному пути, или Быль о том, как алмаз стал бриллиантом», «Встреча с Кембриком» признаны лучшими.

На базе нашего детского сада в 2004 г. проведены семинары «Мой город», «Приобщение к якутской национальной культуре», «Система патриотического воспитания в ДОУ».

Обобщен опыт работы воспитателей О.А. Мирончук «Традиции и культура народов Саха» и Е.В. Йохна «Возрождение русских национальных традиций». Их опыт работы рекомендован к распространению на региональном семинаре по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников.

Раздел 4. Мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Основные цели. Формирование духовно-нравственного отношения к семье, городу, стране, природе родного края, культурному наследию своего народа. Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Задачи. Нравственное воспитание. Самое существенное в воспитании нравственных чувств – это непосредственное проявление их в реальных практических поступках. Действенное отношение к окружающему миру проявляется в игре, труде, творческой и изобразительной деятельности, общении, повседневной жизни. Физическое воспитание. Развитие смелости, ловкости (особенно в спортивных играх с военно-патриотическим содержанием). Трудовое воспитание. Поощрение трудовой деятельности детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для других. Труд дошкольника невелик и несложен, однако он необходим для формирования его личности. Взрослые должны приучать детей добросовестно относиться к своей работе, добиваться поставленной цели, воспитывать бережное отношение к общественному добру, к природе родного края. Формирование бережного отношения к природе. Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе (уход за животными, работа на участке, подкормка птиц, выращивание цветов, овощей) сочеталось с воспитанием любви к родному городу, с желанием работать вместе по его благоустройству (озеленение и уборка участков). Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданина, ему необходимо помочь осознать свое собственное Я, свои корни. В нашем саду работа проводится по следующим темам: «Ознакомление с городом Мирным», «Республика Якутия – край, в котором я живу», «Защитники Родины», «Наша Родина – Россия», «Духовные ценности русского народа», « Изучение государственной символики Якутии, России».

Используемые методы работы

  • Целевые прогулки и экскурсии.
  • Наблюдения (например, трудовой жизни людей, изменений в облике города и т.д.).
  • Объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.
  • Беседы о родном городе.
  • Разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.
  • Ознакомление с произведениями народного творчества (вышивка, роспись, скульптура).
  • Обогащение и стимулирование детского творчества.
  • Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.
  • Воспитание уважения к ветеранам войны и труда.

Воспитатели проводят экскурсии в школу «Искусств», в историко-производственный, краеведческий музеи, по улицам родного города, к историческим памятникам, различным ощественным зданиям (больница, библиотека, почта, дома культуры. спортивные сооружения, школы, аэропорт и др.); на темы «Исторические события в зданиях и памятниках»», «Любимые места горожан», «Милый сердцу уголок» (посещение мест, наиболее любимых детьми).

Воспитатели детей старшего дошкольного возраста проводят занятия по изучению культурного наследия страны, знакомят детей с государственной символикой России, Якутии, города Мирного, с народными праздниками и обычаями, рассказывают легенду о происхождении народа Саха, о других народах, населяющих Республику.

Воспитатели проводят беседы: «О значении коня в жизни якутского человека, об обычаях почитания лошади», «О роли огня, о жизни древнего человека, об обычаях поклонения огню», «О добром, щедром старике-духе Байанае, который выручает людей, попавших в беду в лесу». Воспитатели провели занятия по народному декоративно-прикладному искусству Якутии: национальный якутский костюм, техника украшения национальной одежды, орнаменты, предметы быта (сэргэ, чепрак), национальной посуды (чорон, туесок).

О системе патриотического воспитания

Дети разучили якутские игры, танцы, стихи якутских поэтов Л. Попова, Л. Васильева С. Данилова, познакомились с якутскими народными сказками, пословицами и поговорками, с героическим эпосом якутского народа «Олонхо», с удовольствием смотрели спектакли, поставленные воспитателями и детьми по якутским народным сказкам «Плетка-самостегайка», «Старуха Таал-Таал», «Гусь и журавль», «Лошадь и олень».

Ежемесячно в подготовительных к школе группах проводились заседания «Клуба Почемучек», викторины «Край мой родной – Республика Саха», «Люби и знай свой край родной». Ежегодно среди детей старших и подготовительных к школе групп проводится конкурс чтецов (стихи о Мирном о Якутии и России).

В нашем саду ежегодно проводятся традиционные обрядовые праздники «День Солнца». В 2007 г. был проведен праздник в честь 375-летия вхождения Якутии в состав России, 85-летия образования Республики «Содружества и благополучия». В саду проводился конкурс детских рисунков, посвященный этой дате на тему: «В мире нет прекрасней края, чем Якутия моя». Стихотворение «Вместе и навсегда», написанное воспитателем нашего детского сада и посвященное этой знаменательной дате, получило высокую оценку педагогических коллективов ДОУ города Мирного. К этой дате был разработан план мероприятий, которые успешно проводились в ДОУ. С детьми подготовительных к школе групп проведён досуг к 375-летию вхождения Якутии в состав Российского государства «Вместе и навсегда».

Прекрасные возможности в воспитании патриотизма предоставляет знакомство с русским народным творчеством, с историей русского народа, традициями, культурой, обычаями, бытом, прикладным искусством и фольклором России. Педагоги поставили задачу – показать детям красоту русского языка через устное народное творчество (песни, припевки, колядки); формировать интерес к фольклору и, как следствие, обогащать словарный запас детей. Способы подачи информации для детей разнообразны: беседы, занятия, участие в обрядах, играх, хороводах, прослушивание народной музыки и обучение игре на народных инструментах.

О системе патриотического воспитания

Наиболее высокая степень интегрирования разного художественного материала осуществляется в ходе организации музыкально-театрализованных представлений, основу которых составили традиционно-обрядовые праздники: «Веселая ярмарка», «Русский сувенир», «Как у наших у ворот», «Пой, танцуй, хоровод!», «В гостях у бабушки», «Мы за чаем не скучаем», «Праздник картошки», «Праздник огорода – явление древнее». Музыкальные руководители детского сада творчески подходят к созданию сценариев, развлечений и подбору музыки. Они добиваются полной гармонии действия и музыки в кукольных спектаклях по мотивам русских народных сказок «Теремок», «Репка», «По щучьему велению», «Три медведя», «Проказы кота Васьки», «Петушок Голосистое горлышко, «Жадная ежиха».

Педагоги ДОУ знакомят детей с народными праздниками и обрядами – Рождество, Масленица, Сороки, Благовещение, Пасха, Зеленые Святки. Детям приносит радость не только праздник, но и подготовка к нему, в ходе которой они знакомятся с музыкальным материалом, историей, обычаями, бытом, костюмами, устным народным творчеством. В народных праздниках, обрядах, играх нет зрителей: разнообразие ролей позволяет каждому стать действующим лицом в соответствии со своими склонностями и способностями: кто-то лучший плясун, и он первый в пляске, кто-то знает много частушек и с удовольствием исполняет их, а у кого-то замечательные актерские способности, и он исполняет роли главных героев. (Неудивительно, что выпускники детского сада продолжают занятия в народном ансамбле «Сударушка» и «Кустуук».) На «посиделках» и других праздниках в разных формах и разными способами осуществляется социализация детей, им сообщаются те этические и эстетические нормы, в соответствии с которыми должна протекать их взрослая жизнь.

По теме «Наша Родина – Россия» педагоги старших и подготовительных к школе групп провели цикл познавательных занятий и бесед «Путешествие в историю», с целью поддержания интереса к жизни наших предков, обогащения их знаниями об исторических событиях и конкретных личностях: «Город чудный, город древний», «Москва златоглавая», «Русь – защитница», «Полководцы и герои», «Русские богатыри».

Педагоги ДОУ, как уже говорилось, знакомят детей с государственной символикой Российского государства и Республики Саха (Якутия), закрепляют представления о гербе родного города и других городов республики, страны, рассказывают об истории родного города.

В рамках нравственно-патриотического воспитания проводятся развивающие игры «Прошлое и настоящее города», «Прошлое и сегодняшний день алмазодобывающей промышленности». Их цель – учить сравнивать характерные особенности старого и современного города, развивать мышление, речь, закреплять знания о родном городе, воспитывать интерес к настоящему и прошлому: «Как выглядели улицы раньше и какие они сейчас» (проезжая часть, тротуары, цветники, газоны): «Старинные и современные здания» (палатки, балки, рубленые дома и современные, благоустроенные здания); «Быт жителей города Мирного – прошлое и настоящее (питание, одежда, вода, стирка, баня)»; «Игры детей. Досуг в прошлом и в наши дни. Телевидение».

Педагоги ДОУ стремятся показать, что Мирный – красивый современный город, что это город-труженик, поэтому знакомят детей с профессиями их родителей и предприятиями, на которых они работают: «Все работы хороши» (знакомство с различными профессиями), «Мы – маленькие следопыты» (знакомство с алмазодобывающей промышленностью города).

В нашем детском саду была разработана и осуществлена программа, посвященная 65-летию Победы. Педагоги вообще много внимания уделяют Великой Отечественной войне, ими проведена большая краеведческая работа. В музее есть уголок Славы и Памяти, который заставляет наших воспитанников задуматься над такими понятиями, как честь, долг, формирует уважение к героям, отдавшим жизнь за Родину. Дети узнают о том, когда и как началась война, какие сражения сыграли важнейшую роль в ходе военных операций, о роли женщин в войне, о том, какой ценой досталась нашем народу Победа. Воспитатели рассказали о бесстрашных героях войны, о тысячах солдат, погибших в годы войны, о братских могилах, оставшихся на полях сражений, о могиле неизвестного солдата у Кремлевской стены, куда приходят поклониться миллионы людей. Разработаны занятия-беседы, которые проводятся в апреле и мае «Детям о Великой Победе»: «Почему война называется Великой Отечественной?», «Разгром фашистов под Москвой», «Блокада Ленинграда», «Сталинградская битва», «Битва на Курской дуге», «Женщины на защите Отечества», «Дети и война», «Битва за рейхстаг», «Праздник День Победы».

Собраны семейные реликвии, связанные с военной темой (письмо-треугольник, написанное отцом врача нашего ДОУ Р.В. Ивашечкиной, вещи, награды дедушки воспитателя Л.А. Шупилко, воспоминания, фотографии). Так дети вступают в живую историю, приобщаются к духовным, историческим ценностям своего народа. Были организованы выставки репродукций картин на военно-патриотическую тему отечественных художников «Этих дней не смолкнет слава», конкурс детского рисунка «Мир-главное слово на свете!». Дети начинают понимать: многие из тех, кто жил в то время и делал историю, живут рядом с нами. Р.В. Ивашечкина в годы войны была ребенком. Ее рассказы о военном детстве, об отце, которой не вернулся с войны, дети слушают затаив дыхание. С каким неподдельным интересом они внимают строкам из фронтового письма, адресованного маме Раисы Васильевны и «дорогим деткам». Ко Дню Победы планируем пригласить ветеранов войны на праздник «Нам нужен мир».

Мы уверены, что эти знания способствуют нравственно-патриотическому воспитанию детей, помогают им лучше узнать историю России, почувствовать гордость за свой народ, за свою Отчизну. Достижения детей

  1. В честь празднования 50-летия города Мирного дети выступали на торжественных заседаниях, посвященных ветеранам труда, на открытии стадиона «Триумф», на заседании «Профалмаз».
  2. 2. Высокую оценку получили выступления детей подготовительных к школе групп на мероприятиях, посвященных 50-летию треста «Якуталмаз».
  3. Наши воспитанники поют песни, читают стихи, написанные воспитателем детского сада Л.А Леушиной и музыкальным руководителем В.Ф. Файзулиной о городе Мирном, о родном крае. Музыкальные произведения наших педагогов «Гимн Мирному», «Мирный – мой город родной» стали лауреатами в номинациях конкурса песен «Лучший дебют», «Приз зрительских симпатий». Дети сочиняли рассказы на темы «Герб города Мирного», «Нам город Мирный очень дорог». Был проведен конкурс рисунков о городе «Город Мирный, мой город любви».
  4. В Республиканской олимпиаде дошкольников наш воспитанник Витя Калачиков показал высокие результаты. В течение 2006 /2007 учебного года дети 12 раз выходили на большие сцены города и предприятий АК «АЛРОСА»: в компании АК «АЛРОСА» и Дворце культуры «Алмаз» на торжественном заседании в честь празднования 50-летия треста «Якуталмаз»; на творческом отчете Авиапредприятия, ПЭТС и ЖХ; на мероприятиях, посвященных Дню защиты детей; в Центре сортировки алмазов, в администрации города и района на праздновании «Дня матери» и др.

Раздел 5. Работа с семьей

Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, семьи, той атмосферы, которая царит дома. Ежемесячно с января 2007 г. выпускается стенгазета для детей, родителей и воспитателей «Дружная семейка» (родители активно участвуют в конкурсах, выставках рисунков, фотовыставках, проводимых в детском саду, предоставляют материал для стенгазеты).

Изготовлены фотостенды «Есть такая профессия – Родину защищать!», «Наши домашние любимцы».

Объявлен фотоконкурс «Город, в котором я живу» (фото на фоне узнаваемого места в городе и комментарии к нему).

Организована выставка рисунков (сотворчество детей и родителей) «В мире нет прекрасней края, чем Якутия моя», «Моя земля – Олонхо».

В группах «Колобок» и «Солнышко» родители представляют собственные проекты о родном городе Мирном «Город моего детства», семейных праздниках, традициях, коллекциях. Они знакомят детей с историей своей семьи, рассказывают, где родились и жили прадеды и прабабушки, дедушка и бабушка ребенка, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать. Проект выполняется на альбомных листах, где размещаются фотографии с момента рождения ребенка, фотоснимки, повествующие о значимых событиях («Мой день рождения», «Праздник в семье», «Наше путешествие», «Мы в походе», «Экскурсия в музей»). Некоторые работы выполнены следующим образом: в центре листа фотография ребенка, а вокруг него – фотографии родных с небольшими комментариями.

В мае обычно проводится акция «Пусть наш город будет чистым!», в которой родителям и детям предлагалось очистить от мусора путь следования к детскому саду, принять участие в озеленении и благоустройстве участка детского сада: посадке деревьев, цветов.

В результате планомерной работы с родителями дети воспринимают их как союзников, так как папы и мамы узнают проблемы ребенка, стараются понять его чувства, его деятельность, его точку зрения. У детей, которые чувствуют постоянную поддержку, понимание родителей, повышается самооценка.

Вывод. Благодаря тесной связи с родителями, активной их помощи, улучшилось качество учебно-воспитательного процесса по патриотическому воспитанию дошкольников.

Нами разработан перспективный план работы с родителями по воспитанию патриотических чувств у детей.

Рекомендации для родителей

Заключение

Работа, построенная предлагаемым нами образом, значительно расширяет знания дошкольника о родном городе, республике, стране, воспитывает в нем чувство уважения к Родине, воспитывает настоящего патриота.

Мы стремимся к тому, чтобы в результате нашей работы у ребенка появилось или укрепилось сознание собственной индивидуальности, повысилась самооценка, чтобы он почувствовал интерес и уважение к себе со стороны окружающих, как взрослых, так и ровесников.

Таким образом, разработанная нами система работы по патриотическому воспитанию дошкольников позволила решить следующие задачи:

Рекомендуемая литература

  • Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.
  • Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице. Поговорите о назначении каждого объекта.
  • Дайте представление о работе общественных учреждений. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
  • Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению территории детского сада, своего двора.
  • Расширяйте собственный кругозор.
  • Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
  • Читайте книги о родине, ее героях, традициях, культуре своего народа.
  • Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
    • Сформировать у подрастающего поколения чувство ответственности и уважения к истории и культуре родного края.
    • Закрепить знания о родном городе, республике и их культурных, исторических ценностях.
    • Воспитать у ребенка чувство собственного достоинства как представителя своего народа; толерантное отношение к представителям других национальностей.
    • Дать детям представление о нелегкой истории России; воспитать чувство гордости за своих предков, признательности за их подвиг, верность и преданность Родине.
    • Воспитать чувство гордости за свою страну, республику, город.
    1. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П. Система патриотического воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. М.: Учитель, 2007.
    2. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в ДОУ: практическое пособие. М.: АРКТИ, 2007.
    3. Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007.
    4. Зеленова Н.Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2003, 2008.
    5. Казаков А.П., Шорыгина Т.А. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне. М.: ГНОМ и Д, 2008.
    6. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005.
    7. Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. М.: Скрипторий 2003, 2008.
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x