Организация адаптивной группы кратковременного пребывания детей дошкольного возраста

Н. Ларина, заведующая, Е. Годова, старший воспитатель, Г. Быстрова, воспитатель, МДОУ – детский сад №69 «Теремок» комбинированного вида, Казань, Республики Татарстан.

 

Дошкольное детство, как известно, уникальный период в жизни человека, период, когда происходит становление личности, закладываются основы здоровья. Из детства ребенок выносит то, что потом сохраняет всю жизнь.

Чтобы развитие ребенка было полноценным и гармоничным, независимо от того, где  он воспитывается – в детском саду и семье  или только в семье,  необходимо создать эмоционально комфортные условия для раскрытия его способностей, сделать его жизнь интересной и содержательной, расширить круг его интересов, научить общаться со сверстниками и взрослыми.

Современная система дошкольного образования предлагает образовательные услуги, ориентированные на различные группы населения.

В целях реализации 1)  права  детей на равные стартовые возможности, в том числе на получение дошкольного образования;  2) права родителей на выбор  наиболее доступной оплаты пребывания их ребенка  в детском саду, а также снижения напряженности в обществе за счет уменьшения очереди в дошкольное образовательное учреждениепри Кировском районном отделе образования (Казань) был издан приказ о создании в нашем детском саду группы кратковременного пребывания на базе первой младшей группы и выделении специального воспитателя.

Были изучены варианты разных моделей кратковременного пребывания детей:

  1. Кратковременное пребывание детей в  группе детского сада  на занятиях и на прогулке.
  2. Кратковременное пребывание детей в специально выделенном для этих целей групповом помещении.
  3. Адаптационные группы кратковременного пребывания детей ясельного возраста.
  4. Семейные группы кратковременного пребывания детей (1–3 года и их родителей) в специально организованных семейных комнатах.
  5. Кратковременное пребывание детей  в группах обслуживания  специалистами и медицинским персоналом.
  6. Кратковременное пребывание детей в группах подготовки  к школе в вечернее время;
  7. Группы вечерние, выходного дня и т.д.

Мы остановились на модели адаптационной группы (ранний возраст).

Обычно период  адаптации  детей к условиям ДОУ не превышает двух  месяцев. Чтобы они прошли без лишних потрясений, мы все должны постараться  избавить малышей и их родителей от травмирующих  факторов.

В период  адаптации  происходит перестройка ранее сформированного динамического стереотипа, физиологии и иммунной системы. Появляется необходимость преодоления психологических преград. Стрессовая ситуация вызывает защитную реакцию организма в виде отказа от еды, сна, общения с окружающими. Дают о себе знать и различные соматические заболевания.

Организация периода адаптации – серьезная  проблема для всего коллектива. Работа сотрудников нашего детского сада направлена на поиски путей и методов усиления психологической безопасности наших воспитанников.

В нашем детском саду:

 * все предметы в группе находятся на уровне глаз ребенка и в плоскости его действий;

 * имеются уголки уединения;

 * большая часть комнаты освобождается для самостоятельной двигательной активности детей;

 * смена обстановки происходит за счет того, что занятия проводятся не только в группе, физкультурном и музыкальном зале, но и в уголке природы, изостудии, комнатах по безопасности дорожного движения и ознакомлению с окружающим миром.

Нами был составлен журнал адаптации, включающий подробный анализ поведения ребенка. Повседневное наблюдение за ним позволяет делать  выводы, на основании которых производятся индивидуальные назначения, облегчающие процесс адаптации.

Определение поведенческой реакции ребенка

Эмоциональное состояние

+3. Весел, жизнерадостен, подвижен, активен.

+2. Улыбается, настроение хорошее, спокоен.

+1. Иногда задумчив, замкнут.

– 1. Легкая плаксивость, хныканье.

– 2. Плачет за компанию, плач приступообразный.

– 3. Сильный плач, подавленное настроение.

Социальные контакты

+3. Много друзей, охотно играет с детьми.

+2. Сдержан, просится на руки, неохотно играет с детьми.

+1. Безразличен к играм, отстранен, замкнут.

–  1. Невесел, с детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру.

–  2. Проявляет тревогу, бросает начатые игры.

–  3. Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть.

Аппетит

+ 3. Очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием.

+ 2. Нормальный аппетит, ест до насыщения.

+ 1. Аппетит выборочный.

– 1. Отвергает некоторые блюда, капризничает.

–  2. Приходится следить за тем, чтобы ел, ест долго и неохотно.

–  3. Отвращение к еде, кормление мучительное.

Кроме того, мы проводим диагностику развития ребенка, которая позволяет своевременно наметить развивающие и коррекционные игры и занятия.

Карта развития и поведения ребенка

В каждой графе проставляются такие условные знаки: квадрат (выше нормы), треугольник (норма), круг (ниже нормы).

Фамилия, имя ребенка

Дата рождения

Возраст при поступлении

Понимание речи

Активная речь

Сенсорное развитие

Игра

Движения

Гигиенические навыки

Конструирование

Лепка

Поведение

Заключение

Назначения

Нами был  разработан план педагогического всеобуча и индивидуальных бесед с родителями, учитывающих особенности каждого ребенка. Чтобы адаптация прошла как можно более спокойно и быстрее, наше знакомство с ребенком происходит задолго до его поступления в детский сад. При первой же встрече с родителями мы предлагаем им заполнить анкету-знакомство.

Анкета-знакомство

  1. Фамилия, имя, отчество ребенка, дата рождения.
  2. Домашний адрес и телефон.
  3. Состав семьи: количество взрослых и детей.
  4. Возраст матери, отца и других детей.
  5. Ф.И.О. мамы, образование, профессия.
  6. Ф.И.О. папы, образование, профессия.
  7. Проживающие вместе бабушка, дедушка, брат, сестра (Ф.И.О., место работы, учебы).
  8. Подвержен ли ребенок простудным заболеваниям?
  9. Знаете ли вы, как проходит процесс привыкания детей раннего возраста к детскому  учреждению?
  10. Готовили ли вы ребенка к поступлению в детское учреждение?
  11. По какой причине отдаете ребенка в дошкольное учреждение в данном возрасте?
  12. Посещал ли ребенок ранее дошкольное учреждение??
  13. Соблюдается ли режим дня ребенка в семье?
  14. Есть ли у ребенка привычка сосать пальцы, соску, пить из бутылочки (другие)?
  15. Как ребенок относится к режимным процессам: хорошо, спокойно, отрицательно(нужное подчеркните)? Уточните отдельные моменты: укладывание на сон, кормление, умывание, одевание, туалет.
  16. Как долго спит ребенок?
  17. Какими навыками самообслуживания обладает?
  18. Как называют ребенка дома?
  19. Умеет ли ребенок играть сам?
  20. Его любимые игры и игрушки.
  21. С желанием ли  играет с другими детьми?
  22. Делится ли своими игрушками?
  23. Каковы любимые занятия дома?
  24. Как вы поощряете ребенка за хорошее поведение, за послушание?
  25. Как вы наказываете ребенка, если он не слушается?
  26. Единодушны ли члены семьи в выражении поощрений? наказаний? запрещений? разрешений?
  27. Хочет ли ребенок посещать детский сад.
  28. С какими трудностями сталкиваетесь при воспитании?
  29. Что бы вы хотели получить от пребывания ребенка в детском учреждении?

Три  дня ребенок играет с детьми на участке вместе с мамой, а после прогулки уходит домой. Затем мама оставляет ребенка на прогулке на час, на два, и лишь потом малыш приходит в детский сад к 8 часам утра и остается до обеда.

Процесс прихода ребенка из семьи в детское дошкольное учреждение сложен и для самого ребенка, и для родителей. На первом собрании знакомим родителей с режимом дня, сеткой занятий, планом педагогического всеобуча и даем первое задание – привыкнуть к мысли: «Мой ребенок идет в детский сад, там ему будет хорошо, о нем будут заботиться, он будет играть со сверстниками». Может быть, трудно убедить себя в этом, но без такой уверенности родителей невозможна безболезненная адаптация маленького человека в дошкольном учреждении.

План педагогического всеобуча с родителями

Декабрь

  1. Знакомство с группой и ее оснащением. Заполнение анкеты-знакомства.
  2. Знакомство  с режимом дня и сеткой занятий.
  3. Собеседование «Адаптация. Что это такое?».
  4. Практические рекомендации врача по преодолению трудностей  периода адаптации.
  5. Практические занятия с родителями: работа с тестом как снятие психологического напряжения; пальчиковое рисование; пальчиковая гимнастика.

Январь

  1. Тренинг «Чудо материнской любви».
  2. Анкетирование «Портрет особого ребенка».
  3. Консультация «Игры с дидактическими игрушками».

Февраль

  1. Консультация «Как маленький ребенок открывает для себя мир природы».
  2. Беседа «Подчиняется ли ребенок правилам, инструкциям».
  3. Практические рекомендации по профилактике ОРВИ и гриппа.

Март

  1. Беседа «Как заинтересовать ребенка?».
  2. Практические советы «Роль настольного театра в развитии у ребенка познавательного интереса».

Апрель

  1. Беседа «Ваш ребенок – это личность».
  2. Консультация «Здоровье и физическое развитие ребенка».
  3. Тренинг с родителями «Преодоление кризиса 3 лет».

Май

  1. Консультация «Роль общения в развитии умственных способностей ребенка».
  2. Практические рекомендации по развитию двигательной активности.
  3. Физкультурный семейный праздник.

Для снятия психологической напряженности с детьми проводятся оздоровительные игры, они работают с природными материалами – глиной, песком, водой, камешками: изучают их свойства, играют с ними, проводят эксперименты: льют воду через трубочки,  переливают из лейки в тазик. Определяют, какие предметы не тонут в воде и почему; из какого песка можно строить, а из какого нет. Опыт и наблюдения повторяются, усложняются, переносятся из группы в природную среду и наоборот.  Так  проявляются творческие качества, развиваются воображение и сенсомоторные способности

Не секрет, что дети очень любят животных. В уголке природы мы наблюдаем за птичками, хомячком Борей,  мышкой Катей, рыбками, кормим их, разговариваем с ними. Такое общение с живой природой вызывает  положительные эмоции. Дети активно воспринимают все, что говорит и делает воспитатель. Внимательно слушают его рассказ о том, что растения и животные живые, дышат, пьют воду, а самое главное, чувствуют почти как люди.

Так происходит стимуляция потребности в познании окружающего мира,   осознании  красоты и неповторимости окружающего мира; формирование нравственно-этических норм поведения, любви к ближнему.

Исходя из особенностей работы группы кратковременного пребывания, мы  составили план мероприятий и развивающих занятий с активным участием родителей к  процессу обучения. В программе, по которой мы работаем, отобраны такие методические приемы, которые  родители могли бы использовать в домашних условиях.

Художественная деятельность (лепка)

Декабрь

  1. Угостим кукол конфетами.
  2. Скатаем снежный ком.
  3. Железная дорога.
  4. Черепашка.

Январь

  1. Снеговик.
  2. Зернышки для попугая.
  3. Заборчик для избушки.
  4. Мы кормушку смастерили.

Февраль

  1. Блинчики для матрешки.
  2. Печенье для лисички.
  3. Горох для петушка.
  4. Вот как мы умеем!

Март

  1. Любимой мамочке испеку я прянички.
  2. Башенка.
  3. Миска для собачки.
  4. Погремушка.

Апрель

  1. Вишни в корзинке.
  2. Зайчик.
  3. Кукла-неваляшка.
  4. Мисочка для кота.
  5. Поможем доктору Айболиту вылечить медвежонка.

Май

  1. Цыпленок.
  2. Птички в кормушке.
  3. Миска для котенка.
  4. Что мы научились лепить.

Художественная деятельность (конструирование)

Декабрь

  1. Дорожка для автомобиля.
  2. Кровать, диван.
  3. Мебель для кукол.

Январь

  1. Диван и кровать.
  2. Лесенка из кирпичиков.
  3. Лесенка из кубиков.
  4. Горка и дорожка.

Февраль

  1. Короткая скамейка.
  2. Длинная скамейка.
  3. Мост и дорожка.
  4. Ворота и скамейка.

Март

  1. Автобус.
  2. Трамвай.
  3. Домик лисички.
  4. Высокая башня.

Апрель

  1. По лесенке.
  2. Маленький мостик.
  3. Новый дом.
  4. Настурции.

Май

  1. Маленькая горка.
  2. Цветочная поляна.
  3. Солнышко.
  4. Парусник.
  5. Вот что мы умеем.

Художественная деятельность (рисование)

Декабрь

  1. Рельсы для игрушечной железной дороги.
  2. Выпал первый снежок.
  3. Ветки елки.
  4. Клубочки для котят.

Январь

  1. Новогодние подарки для зайчат.
  2. Огни в окнах домов.
  3. Тарелочки и блюдца с полосками.
  4. Сушки и печенье для лесного магазина.

Февраль

  1. Снег кружится, снег ложится.
  2. Колеса и светофоры.
  3. Шарики в коробочке.
  4. Неваляшки – яркие рубашки.

Март

  1. Украсим платочек для мамы.
  2. Солнышко, нарядись, красное, покажись.
  3. Польем фикус.
  4. Сосульки.
  5. Разноцветные колечки.

Апрель

  1. Узор для платья куклы.
  2. Колеса для машины.
  3. Колобок.
  4. Рыбка плавает в водичке.

Май

  1. Солнечная поляна.
  2. Ниточки для шариков.
  3. Тележка для ежика.
  4. Лесенка для зайчика.

Математическое развитие

Декабрь

  1. Разноцветные ниточки.
  2. Отгадай, что в мешочке.
  3. Разложи в коробки.
  4. Какой этот предмет формы.

Январь

  1. Лесные детишки.
  2. Магазин посуды.
  3. Расскажи мартышке про снег.
  4. Рассматривание кукольной одежды.

Февраль

  1. Машинкин день.
  2. Мишкины подарки.
  3. От кого пришло письмо.
  4. Птицы зимой.

Март

  1. Уложим кукол спать.
  2. Матрешки в магазине.
  3. Куклы идут гулять.
  4. Где спрятался мишка.

Апрель

  1. Машины возят кубики на стройку.
  2. Едем к кукле в гости.
  3. Соберем букет.
  4. Рассматривание распустившейся ветки тополя.
  5. Переполох.

Май

  1. Подбери перышко.
  2. Найди пару.
  3. Разбери и собери.
  4. Что изменилось.

Развитие  речи

Декабрь

  1. Рассматривание картины «Таня кормит голубей».
  2. Чтение стихотворения о зиме.
  3. Разучивание стихотворений о зиме.
  4. Рассматривание елки, украшенной игрушками.

Январь

  1. Рассматривание картины «Зимой на прогулку».
  2. Настольный театр «Репка».
  3. Дидактическая игра «Оля и Айболит».
  4. Рассказ на тему «На чем люди ездят».
  5. Игра-инсценировка по мотивам сказки «Репка».

Февраль

  1. Сюжетно-ролевая игра «Куклы в гостях у детей».
  2. Игра-драматизация по мотивам сказки «Репка».
  3. Мытье кукольной посуды.
  4. Занятие по потешке «Коза-Хлопота».

Март

  1. Игра-инсценировка «Медвежонок и козлята».
  2. Настольный театр «Теремок».
  3. Рассматривание картины «Кошка с котятами».
  4. Чтение стихотворения Бродского «Солнечный зайчик».

Апрель

  1. Дидактическая игра «Поручения».
  2. Чтение рассказа Е. Чарушина «Курочка»,
  3. Рассматривание картины «Дети кормят цыплят».
  4. Игра-драматизация «Теремок».

Май

  1. Игра-инсценировка «Теремок».
  2. Настольная игра «Колобок».
  3. Игра-инсценировка «Колобок».
  4. Занятие на тему «Пастушок и коровки».

Социальный мир

Декабрь

  1. Детский сад для зверят.
  2. Наблюдение за попугаем.
  3. Где спит медведь.
  4. Машины едут по улице.
  5. Лошадки.
  6. Зимние пейзажи.
  7. Зайчики.

Январь

  1. Поймаем снежинку.
  2. Соберем шишки.
  3. Котята.
  4. Воробышки.
  5. Кукла заболела.
  6. Что мы купили в магазине?
  7. Что для чего?
  8. Мы едем, едем, едем.

Февраль

  1. Нам на улице не страшно.
  2. Где обедал воробей?
  3. Наблюдение за хомячком.
  4. Рассматривание комнатных растений.
  5. Автомобиль.
  6. Собачки.
  7. Пройди по дорожке.
  8. Искупаем куклу Катю.

Март

  1. Моя мамочка.
  2. Бабушка.
  3. Тает снег.
  4. На деревьях почки.
  5. Высадка лука.
  6. На дороге светофор.
  7. Заболели зубки у Мишутки.
  8. Рассматривание веток деревьев.

Апрель

  1. Наблюдение за рыбками.
  2. По небу летят самолеты.
  3. По морю плывут корабли.
  4. Поймай бабочку.
  5. Одуванчик золотой.
  6. В зоопарке.
  7. Стало жарко.
  8. Чтение рассказа В. Сутеева «Под грибом».
  9. Муравьишка.
  10. Птички прилетели.

Май

  1. Кто живет дома.
  2. Моя семья.
  3. Мои друзья.
  4. Дикие животные.
  5. Домашние животные.
  6. Мы едем в лес.
  7. Водичка, водичка.
  8. Лето.

У детей раннего возраста отмечается огромный интерес к движениям. Каждое новое движение – для них загадка, которую они непременно хотят разгадать, т.е. самим выполнить это движение. Для поддержания и закрепления этого естественного интереса к движениям по программе  «Движение + движение» (автор В.А. Шишкина) проводится физкультурно-оздоровительная работа  в соответствии с уровнем развития двигательных умений и навыков каждого ребенка. На этих занятиях снимается  мускульное напряжение, развивается координация движений.

Развитость движений – один из показателей правильного нервно-психического развития в раннем возрасте. Гигиенисты и врачи утверждают: без движения ребенок не может вырасти здоровым. Движение – это предупреждение разного рода болезней, дыхательной и нервной системы. Движение и игра для малыша не только жизненная необходимость – это сама жизнь. Поэтому в своей работе мы используем игровую форму проведения занятий. Замечено,  если ребенок много двигается, он быстрее и легче привыкает к новой обстановке, охотнее идет в группу.  В утренние часы легче переносит расставание с родным человеком, если его внимание переключается на активную двигательную деятельность.

Основная педагогическая задача нашего коллектива – вызвать у малышей желание завтра снова прийти в детский сад.

Первые признаки того, что ребенок адаптировался

  1. Хороший аппетит.
  2. Спокойный сон.
  3. Охотное общение с другими детьми.
  4. Адекватная реакция на любое предложение воспитателя.
  5. Нормальное эмоциональное состояние.

Педагогически грамотная организация адаптационной группы кратковременного пребывания детей в дошкольном учреждении, взаимодействие  семьи и образовательного учреждения позволят решить задачи полноценного развития ребенка.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x