Семинар «Истоки творчества» 17 октября 2018 года

«Использование детских музыкальных инструментов для развития музыкальных и творческих способностей детей»

17 октября состоялась первая в этом учебном году встреча музыкальных руководителей детских садов и педагогов дополнительного образования на семинаре «Истоки творчества», проводимом Московским центром развития кадрового потенциала образования (МЦРКПО) и журналом «Музыкальный руководитель» Издательского дома «Воспитание дошкольника».

Надо отметить, что одним из последствий «Московского эксперимента», присоединившего детские сады Москвы к школам, явилось отсутствие специальных курсов повышения квалификации для музыкальных руководителей. Обучающие программы, странным образом, рассчитаны на общий педагогический состав. Но работа музыкальных руководителей имеет свои профессиональные особенности, отличаясь от работы воспитателей.

Поэтому в настоящее время семинар «Истоки творчества» является единственной бесплатной учебной площадкой для музыкальных руководителей Москвы.

Встречи с педагогами-мастерами, которые бескорыстно делятся с коллегами своим опытом работы, – всегда радостное событие для московского педагога-музыканта.

Об этом говорят полные залы на встречах в рамках семинара «Истоки творчества», несмотря на  то, что теперь достаточно сложно «отпроситься » по месту работы на учебное городское мероприятие. Многие педагоги готовятся к нему, заранее отрабатывая время, проведённое на семинаре. Но не будем говорить о грустном.

На октябрьской встрече свой опыт представила известный педагог Москвы — Лилия Рафаиловна Меркулова, музыкальный руководитель ГБОУ «Школа № 962», Почётный работник образования РФ, активный участник семинара «Истоки творчества», лауреат конкурсов «Надежда», «Музыкальное искусство народов мира», «Музыкальный дивертисмент», автор программы «Оркестр в детском саду».

Более двадцати пяти лет Лилия Рафаиловна работает в учреждении, гостеприимно принявшем музыкальных педагогов Москвы.

Наша встреча была посвящена одному из видов музыкальной деятельности детей – музицированию.

Дошкольное детство называют периодом особой восприимчивости детей к тем или иным способам и видам деятельности, к способам эмоционального реагирования. Об уникальной роли раннего обучения детей музыке в формировании личности, о важности этой деятельности для развития мозга написано множество работ выдающихся учёных: А. Бехтерева, Л. Выготского, Б. Теплова, В. Медушевского, в том числе и наших современников  Т. Черниговской, К. Тарасовой, Д. Кирнарской и многих других.

Этот вид музыкальной деятельности широко используется и в коррекционной педагогике (для детей логопедических групп, детей с задержками в развитии он является одним из эффективнейших методов компенсации).

В детском саду игра на детских музыкальных инструментах – один из самых любимых видов творчества дошкольников.

Ребёнок-исполнитель становится творцом музыки, незаменимой частицей того целого, что именуется оркестром. Музыка, рождённая для слушателя, остаётся в сердце, в душе маленького музыканта навсегда.

Не случайно впоследствии многие воспитанники Лилии Рафаиловны продолжают обучение в музыкальных школах. Но самые первые шаги вместе с ребёнком в этом направлении были сделаны именно ею, музыкальным руководителем дошкольного учреждения. Она научила чувствовать партнера в ансамбле и слышать  звуковую и смысловую красоту исполняемого произведения, дала детям азы музыкальной грамоты, сделала музыку родной и понятной для детского сердца.

Как проводится обучение игре на детских музыкальных инструментах в дошкольном учреждении, мы увидели на занятиях в младшей и старшей группах, а также в фильме «Переход детей от музицирования «для себя» к музицированию «для других».

Множество интереснейших приёмов и заданий, практических советов по работе с партитурой и по адаптации музыкального материала к возможностям юного исполнителя было дано Лилией Рафаиловной участникам семинара. А на практическом занятии по инструментовке произведений и игре на детских инструментах сами слушатели превратились в оркестрантов. Лилия Рафаиловна провела интереснейший мастер-класс на тему «Использование музыкальных инструментов для развития музыкальных и творческих способностей детей».

Стоит сказать несколько слов о прекрасном оснащении детского учреждения. Дети имеют возможность играть не только на привычных для детского сада колокольчиках и бубнах. В их распоряжении прекрасные оркестровые наборы детских музыкальных инструментов фирмы «Орфей» (глокеншпили, ксилофоны , трубчатые металлофоны, бонго, джембе…) – всего не перечислить. Это, конечно же, развивает кругозор ребёнка, даёт ему возможность освоить приёмы игры на различных музыкальных инструментах, познакомиться с их историей, приёмами звукоизвлечения, узнать о их роли в оркестре.

Когда встречаешься с таким замечательным педагогом как Лилия Рафаиловна Меркулова,  проникаешься чувством гордости за профессию «музыкальный руководитель», хочется поблагодарить организаторов  семинара «Истоки творчества»!

Татьяна Кириличева

Фото В. Колоскова

Следующая встреча музыкальных руководителей в рамках семинара «Истоки творчества» состоится 28 ноября в ГБОУ «Школа № 1544». Э.С. Назарова и её коллеги проведут мастер-класс на тему «Использование фольклора для развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия природы края, его традиций».

 

PageLines