Программа «Радуемся!»
Музыкальное развитие ребёнка раннего возраста, посещающего группу кратковременного пребывания (ГКП) или Центр игровой поддержки ребёнка (ЦИПР)
Автор – Галина Вячеславовна Кузнецова, научный сотрудник ФГАУ «ФИРО», Москва
Программа «Радуемся!» – разработка методов и приёмов работы музыкального руководителя с родителями детей, посещающих группу кратковременного пребывания (ГКП) или Центр игровой поддержки ребёнка (ЦИПР).
Предусмотрены занятия для детей этой возрастной категории, посещающих обычные группы детских садов и дошкольных подразделений образовательных комплексов. Программа с успехом может применяться также в детских центрах, семейных детских садах.
В программе отражены современные подходы к созданию партнёрских отношений с между педагогами ДОО и родителями детей раннего возраста, что соответствует требованиям ФГОС ДО. Программа прошла апробацию на базе одного из детских садов Москвы и получила широкую поддержку в разных регионах России.
Программа призвана помочь всем участникам педагогического процесса построить работу так, чтобы музыкальное занятие было понятно
взрослым и проходило комфортно и радостно для малышей.
Конечная цель программы – музыкальное развитие ребёнка раннего возраста силами родителей и педагогов ДОУ.
Структура публикаций материалов программы в журнале
- Особенности развития ребёнка раннего возраста и задачи музыкального развития
Возрастные категории детей: 6–9 месяцев; 10–12 месяцев; 1 год–1 год 6 месяцев; 1 год 6 месяцев–2 года; 2 года–3 года
- Развивающая среда
Перечислены требования к развивающей среде (обстановка, музыкальные инструменты, игрушки, репертуар и т. д.).
- Первоначальное обследование (диагностика) малышей
Предлагается анкета для родителей по выявлению музыкальных предпочтений ребёнка. Даётся пример диагностики детей раннего возраста (по С.И. Мерзляковой)
- Перечень основных методов формирования музыкального развития; задачи Программы; перечень форм обучения ребёнка музыке, предусмотренных программой
- Музыкальные занятия
Представлена классификация занятий в группах с родителями и в группах без родителей.
- Особенности организации занятий
Даются методические рекомендации и установки к проведению занятий.
- Примерное календарное планирование музыкального руководителя в ГКП и ЦИПР
Таблица включает в себя следующие разделы: дата проведения занятия; программное содержание, репертуар; атрибуты.
- Вводное занятие
Цель: познакомиться с детьми и родителями; рассказать взрослым о задачах музыкального развития детей раннего возраста; научить взрослых приёмам игры на погремушках; показать, как научить ребёнка слушать музыку; познакомить с некоторыми с простыми танцевальными движениями.
- Праздники и развлечения
Даются методические рекомендации и установки к проведению праздников и развлечений
- Праздник для детей второго года жизни «Будем с ёлочкой дружить!»
Предлагается сценарий праздника и нотные приложения.
- Примерный репертуар к программе «Радуйся!»
- Цикл развлечений с использованием климовских игрушек
- Фрагменты музыкально-игровой деятельности (игры, пение)
Цикл игр с детьми в возрасте от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев (для детей постарше игра предлагается в усложнённом варианте).
- Два праздника для детей и их родителей
Перечень публикаций
Программа «Радуемся!». Музыкальное развитие ребёнка раннего возраста в новых формах дошкольного образования//2013. – № 4. – С. 2; № 5. – С. 4; – № 6. – С. 2 (с нотными приложениями).
Цикл развлечений с использованием климовских игрушек//2013. –№ 8. – С. 2.
Фрагменты музыкально-игровой деятельности. Игры. Пение//2014. – № 2. – С. 6.
Фрагменты музыкально-игровой деятельности. Движение//2014. – № 5.– С. 12.
Два праздника для детей 2–3 лет и их родителей//2014.– № 6. – С. 2.