Отчет о семинаре 28 ноября 2018 года

«Использование фольклора для развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия природы родного края, его традиций»

28 ноября в ГБОУ «Школа № 1544», в рамках семинара «Истоки творчества», организованного Московским центром развития кадрового потенциала образования (МЦРКПО) и журналом «Музыкальный руководитель», музыкальные руководители Москвы встретились с замечательными детскими фольклорными коллективами педагогов Северо-Западного округа.

Встреча с мастерством этих педагогов всегда радостное событие в педагогической жизни Москвы.

Эвелина Станиславовна Назарова — музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования, руководитель фольклорного ансамбля «Реченька»;

Лариса Михайловна Катренко — учитель начальных классов, педагог дополнительного образования, руководитель фольклорной студии «Жили-были»;

Тамара Петровна Епишкина — учитель начальных классов, педагог дополнительного образования, руководитель изостудии «Кисточка»;

Инна Михайловна Адаменко — музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования, руководитель фольклорной студии «Заряночка» ГБОУ «Школа № 1747»

провели мастер-класс «Использование фольклора для развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия природы родного края, его традиций».

С педагогическим мастерством замечательных педагогов-фольклористов мы встречались на многочисленных фестивалях народного творчества и выступлениях созданных ими фольклорных студий.

Стоит немного рассказать о пути к работе с фольклором и становлении творческих коллективов педагогов.

Фольклорный ансамбль «Реченька» был организован в ДОУ ЦРР «Лукоморье» в 2008 году и продолжил свою деятельность в ряде школ округа.

Руководитель коллектива –  Э.С. Назарова в данном жанре с детьми работает с 1995 года. Она увлеклась фольклором, закончив курсы у руководителей фольклорного коллектива «Веретенце» Е.А. Краснопевцевой  и Б.С. Ефремова.

В этом фольклорном коллективе занимаются дети с 4-х до 7-и лет.

Ансамбль «Реченька» выступает с концертами в ДО «Лукоморье», в Центре социального обслуживания «Митино», постоянно участвует в районных, окружных и городских фестивалях и конкурсах: «Радуга», «Карапуз», «Карусель», «Золотая слобода», «Тимоня», «Ради жизни на Земле», неоднократно занимая призовые места.

Сценарии фольклорных праздников неоднократно печатались в журнале «Музыкальный руководитель».

Фольклорная студия «Заряночка» была организована в ДОУ № 2310 в 2009 году и с 2015 года продолжила свою деятельность в ГБОУ «Школа № 1747».

И.М. Адаменко руководит коллективом с 1996 года. Она и сама с 1995 года является участником народного фольклорного коллектива «Звонцы», Лауреатом международных фестивалей и конкурсов.

Студия «Заряночка» ведет большую концертную деятельность, участвовала в районных, окружных и городских фестивалях и конкурсах, на которых становилась обладателем призовых мест.

В 2009 году И.М. Адаменко  создала фольклорный ансамбль «Заряница», участниками которого стали сотрудники ДО «Маленькая страна».

Фольклорный ансамбль активно принимал участие в городских мероприятиях:  во Втором профсоюзном фестивале художественного творчества (2010 г.),  на городской выставке-ярмарке «От А до Я» в Центральном выставочном зале «Манеж» в преддверии нового учебного года (2013 г.).

На фестивале-конкурсе «Созвездие талантов» коллективу посчастливилось дважды завоевать высшую награду «Гран-При».

Фольклорная студия «Жили-были» была организована в сентябре 2004 года в ГБОУ «Прогимназия № 1938», а с 2012 г. продолжает свою работу в ГБОУ «Гимназия  № 1544».  Руководители коллектива — Л.М.Катренко и И.М. Адаменко  в данном жанре с детьми работают с 1996 года. Сами же они с 1995 года являются участниками народного коллектива «Звонцы».

«Жили-были» — это яркий, дружный, жизнерадостный коллектив детей в возрасте 7 – 16 лет.

Творческое  кредо коллектива – дарить людям радость и добро, приобщая к народным истокам, открывать красоту и яркую самобытность русских народных песен, обрядов, праздников.

Студия «Жили-были» ведет большую концертную деятельность. Площадками для выступлений стали школьная сцена, КЦ «Митино», ДК «Красный Октябрь», Детский клуб «Маугли» в ВВЦ, Фольклорный центр Людмилы Рюминой, Выставочно–маркетинговый центр СЗАО, Выставочный зал «Тушино», Дом общественных организаций, детские сады, школы, организации здравоохранения, Советы ветеранов ВОВ района, Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Братцево и др.

За время работы студия становилась лауреатом московских городских смотров-конкурсов,  Международных фестивалей, проходивших в Ялте, Сочи, Санкт-Петербурге, Праге (Чехия), Неаполе (Италия), Льорет-де-Мар (Испания), Лондоне (Англия).

Хочется отметить, что такая высокая оценка коллективов не случайна. Знакомясь с опытом работы данных коллективов, понимаешь,  что фольклор —  это не только песни и танцы, сказки и былины, это, прежде всего, отношение к окружающему миру.

В соответствии с ФГОС ДО одной из основных задач дошкольного и  начального образования является развитие и поддержка индивидуальности ребенка, умения строить взаимоотношения с окружающими, развитие творческого потенциала каждого воспитанника как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой.

Абсолютно всё это присутствовало на показе. И это  не случайно.

Русский фольклор — богатейший источник самого разнообразного обучающего материала, который отличает красочность и оригинальность наряду с доступностью. Фольклор — это память поколений, своеобразная копилка народных знаний, традиций жизни и быта человека.

Легкая запоминаемость текстов, яркая образность персонажей, многообразие сюжетов, обеспечивает интерес и любовь детей к фольклору.

Через народное творчество дети усваивают язык своего народа, его обычаи и нравы.

Приобщение детей к музыкальному народному наследию способствует проявлению творческих, познавательных способностей; помогает раскрытию, раскрепощению личности ребенка; развивает инициативу.

Фольклор способен выступить как механизм, позволяющий создавать благоприятную атмосферу в коллективе детей, развивает эмпатические способности школьников, умение сочувствовать, сопереживать, понимать других. Это помогает учащимся научиться взаимодействию со сверстниками и учителем.

Завораживает красота орнаментальных хороводов. Восхищает разнообразие песен и игровых хороводов, знакомящих детей с наследием предков, дающих им ключ к пониманию всех событий жизни человека, его истории. Великое национальное культурное наследие, передаваемое от поколения к поколению, создает условия для возникновения и развития эмоциональной стороны личности; позволяет активно включаться в творческий процесс пения; двигательной импровизации, интеграции музыки и других видов искусства.

Развитие человека немыслимо без ощущения себя как части своего народа, его культуры. Приобщая детей к народному творчеству, мы можем быть уверены в том, что в будущем, имея такой багаж знаний, уже взрослый человек сможет быстрее сориентироваться в многообразии окружающей действительности, осознать себя и свое место в этом мире.

От всего сердца благодарим удивительных хранителей прекрасного, наших фольклористов, уникальных педагогов и щедрых замечательных музыкантов!

Благодарим педагогов за интереснейшее обучение приёмам игры на ложках в народном ансамбле.

Отдельная благодарность учителю начальных классов, педагогу дополнительного образования, руководителю изостудии «Кисточка» Тамаре Петровне Епишкиной за уникальный мастер-класс по изготовлению оберега — куклы Рябинки.

Фото В. Колоскова

И.Е. Хыдырова, директор ГБОУ «Школа №1544»
И.Е. Хыдырова, директор ГБОУ «Школа №1544»
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x