Мой веселый, звонкий мяч!

Наиболее распространенной формой патологии глаз у детей дошкольного возраста является косоглазие и амблиопия. Они характеризуются разной степенью нарушения зрительных функций.

Ведя поиск эффективных способов развития подвижности зрительного анализатора у детей с косоглазием и амблиопией, мы обратили внимание на то, что любимой игрушкой для многих детей является мяч. Дошкольники с удовольствием прослеживают его движения, участвуя в различных играх. Специальных подвижных игр и упражнений с мячом для детей с нарушением зрения не существует. Ребята играют в те же игры, что и нормально видящие дошкольники, но организация игр имеет определенную специфику.

Предлагаем вашему вниманию картотеку подвижных игр и упражнений с мячом, которые могут быть использованы в совместной деятельности педагогов с детьми, страдающими косоглазием и амблиопией. Эти игры могут быть рекомендованы инструкторам по физической культуре, тифлопедагогам, воспитателям и родителям.

Картотеку легко использовать в работе: ее надо распечатать и разрезать на карточки, которые удобно брать с собой на прогулку или в физкультурный зал.

 

 

 

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «МЯЧ В КРУГУ»

для детей 3-4 года

 

Цель. Совершенствовать навык отталкивания мяча, учить ориентироваться в пространстве, развивать фиксацию взора, активизировать прослеживающую функцию глаза.

Ход. Дети сидят на корточках на полу, обра­зуя круг. Педагог (взрослый) дает одному из участников игры мяч-Колобок (на нем на­рисованы или приклеены глаза, нос, рот) и читает стихотворение.

Колобок, Колобок,

У тебя румяный бок.

Ты по полу покатись

И Катюше (ребятам) улыбнись!

По просьбе педагога (взрослого) («Катенька, покати мячик Диме») девочка прокатывает мяч двумя руками названному участнику. Тот, получив мяч, прокатывает его другому ре­бенку, которого назвали по имени, и т.д.

Правила: мяч нужно отталкивать посильнее, чтобы он докатился до другого участника игры, а также подавать выкатившийся из круга мяч.

Дозировка: каждый ребенок прокатывает мяч 2-3 раза.

 

ПОДВИЖНАЯ ИГРА  «ПРОКАТИ И ДОГОНИ»

для детей 3-4 года

Цель. Учить катать мяч в прямом направлении, отталкивать его энергично, развивать умение ориентироваться в пространстве, активизировать прослеживающую функцию глаза.

Ход. Ребенок с мячом в руках подходит к обо­значенному месту (шнур, полоска пласты­ря, цветной кружочек) и выполняет дейст­вия в соответствии со стихотворным текс­том.

Наш веселый, звонкий мячик (толкает мяч двумя руками)

Мы прокатим далеко             (смотрит, куда он покатился),

А теперь его догоним.            (бежит за мячом, догоняет его.)

Это сделать нам легко!          (поднимает мяч над головой: «Поймал!»)

В зависимости от диаметра мяча ребе­нок может прокатывать его одной рукой, чередуя правую и левую руку, если мяч ма­ленький (диаметром 5-8 см) или двумя ру­ками, если большой (диаметром 18-20 см).

Правила: ребёнок ­смотрит вперед, прежде чем катит мяч. Не бежит за мячом сразу, а дожидается речевого сигнала.

Дозировка: 3-4 раза.

ПОДВИЖНАЯ   ИГРА  «СБЕЙ КЕГЛЮ»

для детей 3-5 лет

Цель. Развивать элементарные навыки попадания мячом в цель умение энергично отталкивать мяч в заданном направлении, развивать фиксацию взора.

Ход. Педагог (взрослый) ставит две-три кегли на расстоянии 1-1,5 м от ребенка,  дает ему большой мяч.

Ребенок приседает накорточки, наклоняется, ставит ноги чуть шире плеч в обозначен­ном взрослым месте (цветной кружок или шнур), прокатывает мяч двумя руками вперед, стараясь сбить кегли. Затем идет за ним, поднимает и возвращается.

Педагог (взрослый)сопровождает свой показ таки­ми словами:

Посмотри, какие кегли.          (педагог указыва­ет на кегли)

Ровно-ровно в ряд стоят!

К ним направим мяч умело  (толкает мяч двумя руками)

И они уже лежат!                 (обращает внимание на сбитые кегли)

Правила: энергично оттал­кивать мяч двумя руками,  смотреть вперед -на кегли.

Дозировка: 3-4 раза.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА  «САЛЮТ»

 для детей 3-4 года

Цель. Развивать  ловкость, зрительно – двигательную координацию.

Ход. Дети берут мячи разных цветов и свободно располагаются по залу. Взрослый вместе с деть­ми произносит:

Это не хлопушки:

Выстрелили пушки.

Люди пляшут и поют.

В небе - праздничный салют! (дети подбрасывают мячи и ловят их).

По сигналу взрослого: «Закончился салют!» дети перестают бросать мячи вверх.

Правила: подбрасывать мяч вверх можно только после команды «Салют».

Дозировка: 3-4 раза.

И.М. Вотолкина «Физкультурно - оздоровительная работа в ДОУ»

ПОДВИЖНАЯ ИГРА  «ВЕСЁЛЫЕ МЯЧИ»

для детей 3 – 5 лет

 

Цель. Развивать быстроту реакции, ориентировку в пространстве, зрительно – двигательную координацию.

Ход. Дети с мячами в руках выстраиваются  на исходной линии в шеренгу. Педагог произносит слова:

Раскатились все мячи, покатились.  Дети бросают мячи из-за  головы    и бегут за ними.

Вот распрыгались мячи, разыгрались  Прыгают на двух ногах на месте с мячами в руках.

Наши яркие мячи, разноцветные мячи.

В уголок бегут мячи, убегают.                   Дети бегут на исходную линию.

Там попрятались мячи, отдыхают.              Присаживаются на корточки.

Правила: действовать согласно тексту стихотворения.

Дозировка: 3-4 раза.

ИГРА МАЛОЙ ПОДВИЖНОСТИ «НАЙДИ И ПРОМОЛЧИ»

для детей 3-4 года

Цель. Развивать ориентировку в пространстве, расширять зрительное поле.

Ход. Дети стоят на одном конце зала лицом к воспитателю. Педагог показывает мячик и говорит, что они должны найти его. Тот кто найдет, должен подойти к педагогу, тихо сказать на ухо, где он увидел мячик, и отойти  на свое место, а игра будет продолжаться до тех пор, пока все дети не найдут мячик.

Затем педагог предлагает всем  повернуться лицом к стене и закрыть глаза, а сам в это время прячет мячик. По сигналу «Готово!» дети открывают глаза и расходятся по комнате в поисках мячика. В конце игры отмечается тот, кто первый увидел мячик, а также те дети, которые проявили наибольшую выдержку, наблюдательность, сообрази­тельность.

Вариант: кто первый найдет  мячик вместе с воспитателем, прячет его, а дети ищут.

Правила: тот, кто найдет, должен подойти к воспитателю, тихо сказать на ухо, где он увидел мячик, и отойти  на свое место.

Дозировка: 2-3 раза.

Л.И. Пензулаева «Физкультурные занятия с детьми 3 - 4 лет».

 

ПОДВИЖНАЯ ИГРА  «ИГРА В МЯЧ»

для детей 4-6 лет

 

Цель. Развивать  ловкость, зрительно – моторную координацию.

Ход. Взрослый  произносит слова:

Кач, кач, кач.                          Дети берут мячи и встают в круг.

Поиграть хотим мы в мяч

Из корзины, где игрушки,

Поскорей его достань

И играть со всеми встань

Кач, кач, кач.                         Дети бросают мяч двумя руками

Высоко подбросим мяч!           вверх и ловят его.

А потом его поймаем

И подбросим снова ввысь.

Только мячик наш держись.

Кач, кач, кач.                         Бросают мяч двумя руками о пол 

Мы о пол ударим мяч!                      и ловят его.

А потом его поймаем

И ударим снова в низ.

Только мячик наш держись.

Кач, кач, кач.

Утомился бедный мяч.             Дети кладут мячи  в корзину.

Закатился в уголок.

И тихонечко умолк.

Правила: выполнять движения согласно тексту.

Дозировка: 2-3 раза.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ЛОВИ – БРОСАЙ»

для детей 3-5 лет

 

Цель. Развивать координацию движений, ловкость, фиксацию взора.

Ход. Дети стоят в кругу, взрослый — в центре. Он перебрасывает мяч и ловит обратно, говоря: «Лови, бросай, упасть нeдавай!».

Текст произносит не спеша, чтобы успеть поймать и бросить мяч. Расстояние постепенно увеличивается: от 1 до 2 м и более.

Правила: ловить мяч, не прижимая его к груди; бросать точно взрослому двумя руками в соответствии с ритмом произносимых слов.

Усложнение: дети стоят в парах и перебрасывают мяч друг другу.

Дозировка: 30 сек.

Е.Н.Вавилова «Учите бегать, прыгать, лазать, метать»

 

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ШКОЛА МЯЧА»

для детей 4-5 лет

 

Цель. Развивать координацию движений, ловкость, прослеживающую функцию глаза.

Ход. Школа мяча представляет собой систему упражнений. Упражнения подбираются простые, доступные. Дети выполняют их в определённой последовательности.

1. Подбросить мяч вверх и поймать его двумя руками.

2. Подбросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши и затем пой­мать его.

3. Ударить мяч о землю и поймать его двумя руками.

4. Ударить мяч о землю, хлопнуть в ладоши и затем пой­мать его.

5. Ударить мяч о стену (или щит) и поймать его двумя рука­ми (см. рисунок)

6. Ударить мяч о стену, хлоп­нуть в ладоши и затем поймать его.

7. Ударить мяч о стену. После того как он упадет на зем­лю и отскочит, поймать его двумя руками.

8. Ударить мяч о стену, хлопнуть в ладоши и, когда мяч, упав на землю, отскочит, поймать его.

 

Т.И. Осокина «Игры и развлечения детей на воздухе»

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «БЫСТРЫЙ МЯЧИК»

для детей 5-6 лет

Цель. Развивать координацию движений, ловкость, фиксацию взора.

Ход. Играющие стоят по кругу, бросают, ловят и отбивают мячи, читая стихи:

Разноцветный быстрый мячик  Дети бросают мяч вверх и ловят.

Без запинки скачет, скачет.

Часто, часто, низко, низко.     Отбивают о землю.

От земли к руке так близко.

Скок и скок, скок и скок,        Бросают вверх и ловят.

Не достанешь потолок.

Скок и скок, стук и стук,        Отбивают о землю.

Не уйдешь от наших рук.

Правила: бросать, отбивать и ловить мяч ритмично, в соответствии с текстом стиха.

Дозировка: 2-3 раза.

Е.Н.Вавилова «Учите бегать, прыгать, лазать, метать»

 

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ШКОЛА МЯЧА»

для детей 5-6 лет

Цель. Развивать координацию движений, ловкость, прослеживающую функцию глаза.

Группа упражнений 1.

1)      Бросить мяч вверх и поймать двумя руками.

2)      Бросить мяч вверх и поймать одной правой рукой.

3)      Бросить мяч вверх и поймать одной левой рукой.

4)      Ударить мяч о землю и поймать двумя руками (рис)

5)      Ударить мяч о землю и поймать одной правой рукой.

6)      Ударить мяч о землю и поймать одной левой рукой.

Если ребенок, выполняя упражнения, уронит мяч, он пере­дает его другому играющему и ждет своей очереди. Если же он выполнит все эти упражнения, то повторяет их с хлопками.

Группа упражнений 2   (у стены).

1)      Ударить мяч о стену и пой­мать двумя руками.

2)      Ударить мяч о стену и пой­мать одной рукой.

3)      Ударить мяч о стену и пой­мать одной левой рукой.

4)      Ударить мяч о стену; после того как он упадет на землю и от­скочит, поймать его двумя руками.

5)      Ударить мяч о стену; после того как он упадет и отскочит, пой­мать его одной правой, затем левой рукой.

Все эти упражнения могут выполняться с хлопками.

Т.И. Осокина «Игры и развлечения детей на воздухе»

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ЗЕВАКА»

для детей 5-6 лет

Цель. Развивать внимание, координацию движений, ловкость, прослеживающую функцию глаза.

Ход. Дети встают в круг на расстоянии одного шага друг от друга. У одного из играющих в руках мяч. По команде педагога ребенок начинает перебрасывать мяч, называя по имени того, кому бросает мяч.  Мяч необходимо поймать. Кто уронил мяч встает в центр круга и  вы­полняет  любое упражнение с мячом.

Правила: мяч перебрасывается через центр круга. Если играющий при выполнении упражнения уронил мяч, ему даётся дополнитель­ное задание.

Дозировка: 2 – 3 мин.

ИГРА МАЛОЙ ПОДВИЖНОСТИ  « У КОГО МЯЧ»

для детей 6-7 лет

Цель. Развивать внимание, ловкость, зрительно – двигательную координацию, осязание.

Ход. Играющие образуют круг. Выбирается водящий. Он становится в центр круга, а остальные плотно придвигаются друг к другу, руки у всех за спиной.

Взрослый  дает кому-либо мяч (диаметр 6—8 см), и дети за спиной передают его по кругу. Водящий старается угадать, у кого мяч. Он говорит: «Руки!» и тот, к кому обращаются, должен выставить вперед обе руки ладонями вверх, как бы показывая, что мяча у него нет. Если водящий угадал, он берет мяч и стано­вится в круг, а тот, у кого найден мяч, начинает водить.

Правила: стараться передавать мяч за спиной так, чтобы не догадался водящий; к кому обращается водящий, должен показать руки.

Дозировка:  23 раза.

 
        Л.И. Пензулаева «Физкультурные занятия с детьми 5-6  лет»

 

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ЛОВИШКА С МЯЧОМ»

 

для детей 6-7 лет

 

Цель. Развивать скоростные качества, ориентировку в пространстве, фиксацию взора, глазомер.

Ход. Дети стоят по кругу, передают мяч из рук в руки, произнося: Раз, два, три — мяч скорей бери!

Четы­ре, пять, шесть — вот он, вот он здесь!

Семь, восемь, девять — бросай, кто умеет.

Последний, к кому попал мяч, говорит: «Я!», выходит в середину и бросает мяч, стараясь осалить раз­бегающихся в стороны детей.

Правила: передавать мяч, точно согласуя движения с рит­мом произносимых слов; тот, кого запятнает мяч, пропускает  один кон игры; мяч бросать, целясь в ноги.

Дозировка: 3-4 раза.

 

Е.Н.Вавилова «Учите бегать, прыгать, лазать, метать»

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ПОЙМАЙ  МЯЧ»

для детей 5-7 лет

Цель. Развивать внимание, ловкость,зрительно-двигательную координацию.

Ход. Играют втроем. Двое игроков располагают­ся друг против друга на расстоянии 3—4 м и перебрасывают мяч между собой. Третий становится между ними и старается поймать мяч или хотя бы коснуться его рукой. Если это удается, он меняет­ся местами с тем, кто бросил мяч.  Можно предложить детям перед броском выполнить какое-либо движение: бросить мяч вверх, вниз, поймать его, вести мяч на месте и т. д.

Правила: начинать бросать мяч по сигналу.

Дозировка: 2- 3 раза.

 

 
Э.Й. Адашкявичене «Спортивные игры и упражнения в детском саду».

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ИГРАЙ, ИГРАЙ, МЯЧ НЕ ТЕРЯЙ!»

для детей 6-7 лет

Цель. Формировать навыки владения мячом, ловкость, мелкую моторику рук.

Ход. Дети располагаются на пло­щадке. Каждый играет с мячом, выполняя действия по своему выбору: бросает вверх и о землю, отбивает мяч на месте и в движении; бросает мяч в стену, в корзину. После сигнала педагога все должны быстро поднять мяч вверх.

 

Правила: играть с мячом, не мешая товарищам, находить свободное место на площадке; не успевший по сигналу поднять мяч получает штрафное очко.

Дозировка: 2-3 мин.

 

Е.Н.Вавилова «Учите бегать, прыгать, лазать, метать»

 

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ОХОТНИКИ И ЗВЕРИ»

для детей 6-7 лет

 

Цель. Развивать скоростные качества, ориентировку в пространстве, глазомер.

Ход. На площадке (в спортзале) обозначается круг. Играющие делятся на две команды: «охотники» и «звери». Звери становятся в круг, а охотники распределяются за кругом. У одного из охотников мяч. По сигналу охотники «стреляют» - бросают мяч в зверей (в ноги детей). Звери, находящиеся в кругу увертываются от мяча (отходят в сторону, подпрыгивают и т.д.). Охотники ловят мяч и продолжают бросать его в зверей. По сигналу охота прекращается и подсчитывается количество пойманных зверей. Затем команды меняются местами.

Правила: те звери, кого «подстрелили», отходят в сторону.

Дозировка: 4 раза.

 

 

А.И. Фомина «Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду»

 

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «У КОГО МЕНЬШЕ МЯЧЕЙ»

для детей 6-7 лет

 

Цель. Развивать внимание, ловкость, зрительно-двигательную координацию, прослеживающую функцию глаза.

Ход. Играющие делятся на две команды. Команды размещаются на разных сторонах площадки. Посередине площадки натягивается сетка или шнур. У каждого играющего в руках мяч. По сигналу педагога дети перебрасывают мячи правой и левой рукой через сетку или шнур. После второго сигнала прекращается перебрасывание мячей и подсчитывается количество мячей на игровом поле у обеих команд. У кого меньше мячей,  та команда победила.

Правила: перебрасывать мячи через верх шнура, после сигнала закончить перебрасывать мячи.

Дозировка: 4 раза.

 

А.И. Фомина «Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду»

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «СТОЙ!»

для детей 6-7 лет

Цель. Развивать слуховое внимание, ориентировку в пространстве, зрительно-двигательную координацию.

Ход. Играющие становятся в круг. Водящий выходит в середину круга с малым  мячом. Он подбрасы­вает мяч вверх (или ударяет им сильно о землю) и называет чье-либо имя. Ребенок, которого назвали, бежит за мячом, остальные разбегаются в разные стороны. Как только назван­ный ребенок возьмет в руки мяч, он кричит: «Стой!». Все играющие должны остановиться и стоять неподвижно там, где их за­стала команда. Водящий старается попасть мячом в кого-ни­будь. Тот, в кого бросают мяч, может увертываться, приседать, подпрыгивать, не сходя с места. Если водящий промахнется, то бежит за мячом опять, а все разбегаются. Взяв мяч, водящий снова кричит: «Стой!» — и старается осалить кого-либо из играющих. Осаленный становится новым водящим, игра про­должается.

Правила: тот, в кого бросают мяч, должен увертываться, приседать, подпрыгивать, не сходя с места.

Дозировка: 1- 2 мин.

 

А.И. Фомина «Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду»

 

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «КОГО НАЗВАЛИ, ТОТ И ЛОВИТ МЯЧ»

для детей 6-7 лет

Цель. Развивать внимание, ловкость, быстроту реакции на сигнал.

Ход. Дети ходят или бегают по площад­ке. Взрослый держит в руках мяч. Он называет имя одного из детей и бросает мяч вверх. Названный должен поймать мяч и сно­ва бросить его вверх, назвав имя кого-нибудь из детей. Бросать мяч надо не слишком высоко и в направлении ребенка, имя которого называют.

Правила: слушать сигнал.

Дозировка: 2-3 мин.

Э.Й. Адашкявичене «Спортивные игры и упражнения в детском саду».

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «МЯЧ  ВЕДУЩЕМУ»

для детей 6-7 лет

Цель. Развиватьвнимание, прослеживающую функцию глаза.

Ход. Дети объединяются в 2—3 группы, каждая образует свой круг диаметром 4—5 м. В центре каждого круга – ведущий  с мячом. По сигналу педагога ведущие поочередно бросают мяч своим игрокам, стараясь не уронить, и получают его обратно.

Когда мяч обойдет всех игроков круга, ведущий поднимает его вверх. Побеждает команда, меньшее количество раз уронившая мяч.

Правила: начинать бросать мяч по сигналу.

Дозировка: 2- 3 раза.

Э.Й. Адашкявичене «Спортивные игры и упражнения в детском саду».

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «МЯЧ  ВДОГОНКУ»

 для детей 6-7 лет

 

Цель. Развивать  крупную моторику, зрительное внимание, глазомер.

Ход. Дети становятся по кругу. Взрослый дает двум детям, стоящим в разных местах, по мячу. Затем он  говорит: «Мяч вдогонку!» — и дети одновременно начинают передавать их товарищам. Если один мяч догонит другой, т. е. оба окажутся в руках одного ребенка, то он на некоторое время выходит из игры. Педагог дает мячи другим детям, и игра продолжается.

Правила: мяч передают по сигналу, не пропуская игроков.

Дозировка: 2- 3 раза.

 

Э.Й. Адашкявичене «Спортивные игры и упражнения в детском саду».

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «МЯЧ  ВОДЯЩЕМУ»

для детей 6-7 лет

Цель. Развивать координационные умения, ловкость, глазомер.

Ход.  На земле проводятся две линии на расстоянии 1,5 м одна от другой. За одну из них в колонну по одному становятся играющие (5 – 6 человек). За другую линию, напротив них, становится водящий. Он бросает мяч ребенку, стоящему в колонне первым; тот, поймав мяч, возвращает его водящему и перебегает в конец колонны. В это время второй ребенок продвигается к линии и повторяет те же движения. Если ребенок, стоящий в колонне, не поймал мяч, водящий бро­сает ему мяч еще раз, пока он не поймает его. Когда все дети бросят мяч, выбирается новый водящий.

Игру можно провести с элементом соревнования. В этом случае удобно играющим стать в две колонны и выбрать двух водящих. Успех зависит от умения детей бросать и ловить мяч. Если играющий роняет мяч, водящий бросает его повторно, но из – за этого колонна теряет время и может проиграть.

Правила: начинать бросать мяч по сигналу.

Дозировка: 2- 3 раза.

 
Э.Й. Адашкявичене «Спортивные игры и упражнения в детском саду».


ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ПЕРЕДАЛ - САДИСЬ»

для детей 6-7 лет

 

Цель. Укреплять мышцы спины и плечевого пояса, развивать быстроту реакции на сигнал, тренировать зрительное сосредоточении на заданном предмете.

Ход. Дети образуют несколько команд, каждая команда выбирает капитана. Команды становятся в колонны за ли­нией старта. Капитан каждой команды с мячом в руках становится напротив своей команды на расстоянии 1,5 - 2м от нее.

По сигналу педагога капитан передает мяч первому игроку колонны, который ловит его, передает обратно капитану и приседает. Капитан таким же образом передает мяч второму, затем— третьему и всем остальным игрокам. Каждый игрок пос­ле передачи мяча капитану приседает. Когда мяч передан капита­ну последним игроком, капитан поднимает мяч вверх над головой и вся команда быстро встает. Выигрывает та команда, которая раньше выполнила задание. Если игрок не поймал мяч, то он обязан за ним сбегать, вернуться на свое место и передать мяч капитану.

Правила: начинать бросать мяч по сигналу.

Дозировка: 2- 3 раза.

 

Э.Й. Адашкявичене «Спортивные игры и упражнения в детском саду».

Пышненко М., руководитель физического воспитания,

Крылова Л., учитель-дефектолог,

МАДОУ детский сад комбинированного вида №196, г. Хабаровск, Хабаровский край

Личный кабинет