Занятия на тренажерах

Е. Александрова, инструктор по физической культуре, МДОУ – детский сад комбинированного вида № 23, село Успенское

В общей системе всестороннего и гармоничного развития физическое воспитание ребенка дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном детстве закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности; в эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств.

В настоящее время профилактика заболеваний и коррекция имеющихся нарушений у детей являются одним из приоритетных направлений. Если в младшем дошкольном возрасте патологию имеют 15–20% детей, то к 6–7 годам эти цифры возрастают до 30–35%.
Физическое воспитание в дошкольных учреждениях осуществляется в основном по классической форме организации обучения. Вместе с тем не исключены различные подходы к оздоровлению, воспитанию и образованию детей средствами физической культуры. Так, мы в своей работе используем разные формы физкультурнооздоровительной деятельности. Представляем один из методов оздоровления детей в условиях детского сада.

Цель. Содействовать гармоничному физическому развитию ребенка и своевременной коррекции психофизических нарушений; увеличить силу и выносливость мышц, подвижность суставов; вырабатывать правильную осанку; создать условия для эмоциональной разрядки.

Прежде чем приступить к занятиям в тренажерном зале, проводим диагностику физического развития воспитанников. После нее распределяем детей на две подгруппы.

Первая подгруппа. Это дети, имеющие первую и вторую группы здоровья (высокий и средний уровень физической подготовленности; основная физкультура).

Вторая подгруппа. В нее входят дети, имеющие вторую и третью группы здоровья (часто болеющие, имеющие некоторые морфофункциональные нарушения, низкий уровень двигательной активности и слабую физическую подготовленность, показатели ниже нормы; физкультура – подготовительная, специальная).

Такое распределение детей дает возможность педагогу осуществлять индивидуально дифференцированный подход и проводить занятия, которые различаются по объему физической нагрузки, методам и приемам.

Занятия проводятся систематически, один раз в неделю; тренажеры регулируются, что позволяет использовать их в работе с детьми разной физической подготовленности. В процессе диагностики также выясняется, что есть дети, которым по состоянию здоровья противопоказаны занятия на тренажерах.

Абсолютные противопоказания для использования тренажеров
• Хронические и острые заболевания почек, органов дыхания.
• Большинство пороков сердца.
• Значительная близорукость.

Показатели эффективности занятий с тренажерами
• Снижение заболеваемости.
• Повышение уровня физического развития.
• Повышение уровня физической подготовленности.

Методика проведения занятий

Оздоровительно-профилактические занятия с использованием тренажеров строятся аналогично занятиям классического типа, т.е. состоят из трех частей.

Вводная часть
Проводится в спортивном зале, продолжительность – 3–4 минуты. Включает разновидности ходьбы и бега. Затем дети выполняют комплекс общеукрепляющих упражнений: специальные упражнения на укрепление мышц стопы и голени, формирование сводов стопы; упражнения для профилактики нарушений осанки; комплекс упражнений с использованием мячей-фитболов (различного диаметра, в зависимости от роста и возраста ребенка).
Основная часть
Занятия на тренажерах. Работа на тренажерах строится по методу круговой тренировки. Каждое занятие включает работу с простыми и сложными тренажерами. Упражнение на одном тренажере выполняется не более 1 минуты, включая отдых.
Дыхательная гимнастика. После работы на тренажерах дети выполняют дыхательную гимнастику по А.Н. Стрельниковой или дыхательные упражнения по К.П. Бутейко.
Игровой самомассаж: для кистей и пальцев рук; для ступней и пальцев ног; для ключиц; массаж головы; массаж лица.
Оздоровительная гимнастика для глаз; закаливающие упражнения на ушных раковинах; оздоровительные упражнения для горла.
Заключительная часть
Игры малой подвижности: «Времена года, месяцы и дни недели», «Птицелов», «Совушка» и т.д.
Комплекс упражнений на релаксацию (психогимнастика) по А.М. Чистяковой: «Ручеек», «Сон на берегу моря», «Волшебный сон». Упражнения на расслабление рук, ног и корпуса и т.д.

«Фитбол-гимнастика»

Цель. Коррекция осанки, увеличение силы и выносливости мышц; улучшение координации движений; закаливание; эмоциональная разрядка.
Последовательность работы
Построение, проверка правильной осанки, ходьба со скрещиванием прямых рук перед собой. Руки на поясе, ходьба на носках, на пятках, бег (20 секунд). Ходьба «погреемся»: развести руки в стороны – вдох, обхватить руками плечи – выдох.

Упражнения для профилактики нарушений осанки (с гимнастическими мячами)

И.п. – сидя на мяче, спина прямая, ноги на ширине плеч, руки опущены. Поднять плечи вверх – вдох, опустить – выдох (4–6 раз).

И.п. – сидя на мяче, ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед. Поворот туловища вправо, правая рука в сторону, левая рука вперед, тоже в левую сторону (6–7 раз).

И.п. – сидя на мяче. Выпрямить правую ногу вперед, коснуться пяткой пола, вернуться в и.п.; то же другой ногой (5–6 раз).

И.п. – стоя на коленях, мяч перед собой, руки на мяче. Откатывая мяч вперед от себя, наклонить туловище вперед, потянуться за мячом. Спина прямая, голова опущена между руками, вернуться в и.п. (6–7 раз).

И.п. – сидя на полу, опора спиной на мяч, ноги на полу согнуты в коленях. Выпрямляя ноги, спиной лечь на мяч (2–3 раза).

И.п. – лежа животом на мяче с упором на кисти и носки. Поочередное поднимание ног (4–6 раз).

И.п. – стоя, прыжки вокруг мяча, в правую, левую сторону (10–15 секунд).

Занятия для основной части (6–7 минут)

Дыхательная гимнастика «Подыши одной ноздрей»

Цель. Учить укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

И.п. – сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание). Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую за
крыть указательным пальцем левой руки – через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась «ямка».

Упражнение «Обними себя» (дыхание нормальное)

И.п. – ноги на ширине плеч, руки в стороны и отведены назад, ладони вперед, пальцы врозь. Руки скрестить на груди, ладонями хлопнуть по лопаткам, одновременно сделать выдох. Вернуться в и.п. – вдох.
Комплекс оздоровительных упражнений для горла

«Лошадка» – цокаем языком то громче, то тише (цоканье копыт лошадки, катающей на своей спине веселых ребятишек), скорость движения лошадки показываем так же: то снижая, то увеличивая темп повтора звуков (20–30 секунд).

«Змеиный язычок» – длинный змеиный язык пытаемся высунуть как можно дальше, стараясь достать до подбородка (6 раз).

«Веселые плакальщики» – громкие всхлипывания (имитация плача), сопровождаемые резкими, прерывистыми движениями плеч и шумным вдохом (10–20 секунд).

«Смешинка» – смешинка попала в рот, и невозможно от нее избавиться. Глаза при щурились, губы раздвинулись, произносим звуки «хахаха», «хихихи».

«Зевота» – сидя, удобно расслабиться, опустить голову, широко раскрыть рот; не закрывая его, зеваем.

Заключительная часть

Игра малой подвижности «Коршун и наседка»
Дети (цыплята) встают в колонну, держа друг друга за пояс; воспитатель (наседка) впереди. Водящий (коршун) пытается поймать последнего в колонне цыпленка. Наседка поворачивает колонну таким образом, чтобы помешать коршуну.

Варианты. 1. Дети стоят парами, в две колонны и вместе убегают от водящего. 2. Роль наседки может исполнять ребенок, а воспитатель – роль хозяйки.

Релаксация. Дети лежат с закрытыми глазами, звучит тихая музыка, педагог проходит, поглаживая руки, ноги детей, негромко произносит слова:
Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко,
Ровно, глубоко.
Наши руки отдыхают,
Ноги тоже отдыхают.
Отдыхают, засыпают.
Шея не напряжена
И расслаблена.
Губы чуть приоткрываются.
Все отлично расслабляется.
Дышится легко,
Ровно, глубоко.

Педагог. Мы хорошо отдохнули и набрались сил. Чувствуем силу рук, ног; на наших лицах добрая, веселая улыбка. Мы делаем глубокий вдох и открываем глаза. Смотрим вокруг, потягиваемся. Нам хочется встать и двигаться. Мы знаем, что у нас все получится и все будут к нам добры и приветливы с нами.

PageLines