Вечная проблема: адаптация ребенка к детскому саду. Взгляд ООП «Радуга»

Е.В. Соловьева, Т.И. Гризик, кандидаты педагогических наук, Москва

Адаптация к детскому саду… Казалось бы, что еще можно добавить по теме, о которой так много сказано и накоплен большой опыт? Однако, как показывает практика, разговор об адаптации ребенка к условиям общественного воспитания остается одним из актуальных, важных и достаточно не простых. Поэтому прислушаемся к народной мудрости «Повторение – мать учения» и рассмотрим данную проблему в настоящем.

 

Немного истории…

Вопросы адаптации ребенка к детскому саду давно волнуют науку и практику (ДОО и семью). В прошлом веке педагоги получили прекрасное пособие Н.Д. Ватутиной «Ребенок поступает в детский сад» (М., Просвещение, 1983 г.), в котором представлено многолетнее исследование автора и даны простые эффективные методические рекомендации. С данной книгой следует ознакомиться и современным педагогам.

На границе веков проблема адаптации детей к саду серьезно изучалась в рамках разработки программы «Радуга». Авторский коллектив рассматривал данную проблему в научном контакте с медиками, физиологами, гигиенистами и психологами. Методические рекомендации и практические советы прошли серьезную апробацию. И на сегодняшний день их правильность подтверждена многолетним опытом применения в работе детского сада.

Итак, начинаем наш неспешный разговор об адаптации.

 

Исходные позиции перед адаптацией

В жизни многих семей нашей страны наступает такой момент, когда родители принимают решение отдать своего малыша в детский сад. Основания для подобного решения разные (необходимость выхода на работу, расширение границ социальной жизни ребенка и пр.). Однако независимо от того, что повлияло на принятие данного решения, все (ребенок – родители – педагоги) пройдут через адаптацию к изменившимся условиям жизни.

Давайте посмотрим на адаптацию с этих трех сторон, попробуем понять друг друга и выработать единую позитивную позицию во имя ребенка.

Ребенок приходит в детский сад не по своей воле, это не его выбор. Дома тепло, уютно и все понятно, поэтому в большинстве случаев малыш предпочел бы оставаться здесь. Во всяком случае, пока он не познакомился с детским садом и не увидел для себя каких-то преимуществ в том, чтобы быть там. Объяснения типа «Маме нужно ходить на работу, денежку получать, чтобы тебе купить конфету (игрушку)» малышу непонятны. Он готов отказаться и от конфет, и от игрушек! Только не разрушайте его маленький мирок! И вообще, там впереди замаячило что-то незнакомое. И как любой нормальный человек, ребенок замирает и даже пугается перед неизвестным.

Родители тоже находятся в психологически неравновесном состоянии. Одни вынуждены отдавать ребенка потому, что необходимо работать, и испытывают перед ним неосознанную вину за то, что «сдают» своего малыша «чужим людям».

Другие хотят освободить свое время, хотя бы его часть, от занятий с ребенком. Они нередко настроены очень требовательно по отношению к детскому саду и строят взаимодействие с педагогами с позиции «вы должны!».

Есть родители, которые чувствуют, что ребенку стало скучно дома, и они сами уже не могут занимать его чем-то интересным и полезным весь день. Такие родители скрыто соперничают с детским садом и неосознанно ищут недостатки и несовершенства в работе педагогов.

Нередко члены семьи имеют разные взгляды на будущее образование ребенка. Против детских садов часто выступают бабушки, иногда отцы придерживаются точки зрения, что жена должна сидеть с ребенком сама.

«Масло в огонь» сомнений и тревог могут подливать няни, которые не хотят потерять свою работу.

Педагоги вращаются в своем круге проблем. Надо сказать, что ситуация с очередями привела в настоящий момент к тому, что детским садам часто нет необходимости бороться за то, чтобы к ним пришел какой-то ребенок, если речь не идет о дополнительном платном или частном образовании.

Единственное, что может заставлять педагогов хорошо работать и по-настоящему заботиться о ребенке, которому предстоит пережить серьезное испытание, связанное с приходом в детский сад, – это профессиональная этика, совесть.

Педагогам необходимо признать и понять, что:

  • поначалу ребенок не хочет никуда идти из дома;
  • он тяжело переживает долгую разлуку с мамой и близкими;
  • он попадает в совершенно новую, незнакомую и непонятную для него ситуацию, в которой для него все непредсказуемо.

Кто из нас хотел бы оказаться на его месте?

Логика поддержки ребенка в процессе привыкания и освоения новой ситуации проста и ясна: каждую из этих проблем необходимо минимизировать. И ко всему нужно привыкать постепенно. А еще, конечно, необходимо предпринимать разнообразные педагогические ходы, которые так или иначе будут затрагивать всех: ребенка – родителей – педагогов.

Работа в адаптационный период условно делится на два больших этапа, которые можно назвать

  • этап «ДО» появления ребенка в детском саду (заочное знакомство);
  • этап «ПОСЛЕ» того, как малыш переступил порог сада и группы.

 

Этап «ДО»: заочное знакомство

  1. При современном уровне развития информационных технологий несложно один раз снять пятиминутный видеоролик для домашнего просмотра с ребенком до прихода в детский сад (как вариант это может быть хотя бы фотоальбом, который выдается на дом).

Цель ролика – в комфортной привычной для ребенка обстановке среди близких показать малышу, куда он отправится и что его там ждет; снизить тревожность всех участников адаптационного процесса.

Что следует показать в ролике?

  • Дорогу к детскому саду, внешний вид здания, дорогу от ворот ко входу.
  • интерьер сада с какими-то интересными, привлекательными деталями.
  • заведующую детским садом, вход в группу соответствующего возраста, воспитателей группы. Они могут сказать по два-три предложения – как их зовут, чем они любят заниматься с детьми и т.п.
  • все помещения группы – где дети едят, рисуют, играют, спят, где находится туалет и где можно вымыть руки;
  • игрушки, книги, пособия;
  • зал для физкультурных/музыкальных занятий; педагог может что-то спеть или сыграть.

Не нужно показывать сразу все помещения и всех сотрудников ДОО. Старайтесь избегать излишнего навязанного «позитива».

 

  1. Педагогу тоже желательно подготовиться к первой встрече с ребенком, познакомившись заранее с его родителями.

Еще до того, как ребенок в первый раз придет к вам в группу, желательно получить от его мамы (близких) некоторую информацию о нем.

  • Каково состояние здоровья ребенка? Часто ли он болеет и что страдает в первую очередь (носоглотка, органы дыхания, пищеварения, кишечник и т.д.)? Есть ли хронические заболевания? Перенес ли родовую травму? Каково состояние нервной системы (как он засыпает и спит; легко ли переключается с одного вида деятельности на другой; как реагирует на запреты; наказывают ли ребенка дома, и если да, то как)?

Внимание! Здоровье ребенка – сложная тема для разговора с родителями. Особенно если это касается осложнений протекания беременности и родовых травм. Некоторые сведения отражены в медицинской карте. Однако медицинский персонал не имеет права предоставлять эти данные педагогам. Совет: попросить у родителей (законных представителей) письменное разрешение на ознакомление с данными медицинской карты. Остальную информацию педагоги могут получить только от самих близких. Причем ровно в том объеме, в котором родители сочтут нужным поделиться ею.

  • Какие привычки и традиции сложились дома в процессах еды, засыпания, пользования туалетом и т.п.? Какие требования предъявляют родители к ребенку в эти моменты?
  • Чем больше всего любит заниматься ребенок? Что может доставить ему радость?
  • Семейная ситуация, в которой развивается ребенок: полная ли семья, живут ли родители вместе с дедушкой и бабушкой, есть ли в семье другие дети (братья, сестры). И т.п.
  • Как называют ребенка дома? Вы можете обнаружить, что Дима никак не отзывается, когда вы обращаетесь к нему. А дело в том, что дома его зовут Митя. Если Оксану дома называют Ксюшей, Лену – Аленой, а Ярослава принято всегда величать полным именем, желательно называть ребенка в детском саду так же, как это принято у него дома.
  • Как воспринимают детский сад родители и сам малыш?

 

Другая задача разговора – убедить маму в том, как важно дать малышу возможность постепенно привыкнуть к новой обстановке. Для этого следует начать водить его в детский сад примерно за месяц до выхода мамы на работу и понемногу увеличивать длительность пребывания ребенка там в течение четырех недель.

Первая неделя – ребенок находится в группе и на прогулке с мамой или кем-то из близких и осваивает новое для себя пространство, наблюдает распорядок жизни группы.

Вторая неделя – ребенок остается в то же время без близких, при желании – обедает.

Третья неделя – ребенок проводит в детском саду первую половину дня до сна без близких.

Четвертая неделя – ребенок привыкает спать в группе.

Расскажите о режиме дня в детском саду, выясните, соблюдается ли режим дома и насколько он отличается от принятого в саду. Постарайтесь убедить маму, что надо ориентироваться на режим детского сада и соблюдать его в выходные дни дома.

Спросите маму о ее тревогах в связи с тем, что ребенок пойдет в детский сад. Вместе с ней обсудите, как облегчить ребенку период привыкания к детскому саду. Важно, чтобы мама почувствовала: вы будете подходить к ребенку индивидуально и готовы принимать во внимание особенности его характера.

Обсудите, кто будет приводить ребенка в детский сад. Опыт показывает, что нередко дети легче прощаются на время с папами, чем с мамами.

Договоритесь точно, когда ребенка в первый раз приведут в детский сад (лучше утром, ближе к концу завтрака, накормленного).

Педагогу желательно иметь план-график прихода в группу новых детей, если их будет несколько, и организовать процесс так, чтобы они приходили постепенно, а не все одновременно.

В общении с родителями нужно придерживаться следующих правил:

  • родители и близкие родственники ребенка могут прийти в группу и находиться там столько, сколько сочтут нужным;
  • родители могут приводить и забирать ребенка в удобное для них время;
  • воспитатель должен выполнять просьбы родителей относительно питания, сна, одежды ребенка;
  • все медицинские и закаливающие процедуры проводятся только с согласия родителей.

 

Этап «ПОСЛЕ». В детском саду

  1. Первая встреча с ребенком. Цель: заслужить доверие ребенка; установить с ним комфортный контакт.

И вот малыш переступает порог детского сада. Выйдите ему навстречу, поздоровайтесь, присядьте рядом, чтобы ваши глаза оказались на одном уровне с глазами ребенка. Протяните ему руку, погладьте его, возьмите его за ручку, если он позволит вам это сделать. Если же ребенок прижимается к маме, не торопитесь. Пусть мама держит ребенка за руку столько, сколько он захочет. Не надо ругать его за то, что он испугался, или на чем-то настаивать. («Ну, зайди, посмотри на других деток!».) Постарайтесь его чем-нибудь заинтересовать.

В раздевалке покажите шкафчики для одежды и расскажите ребенку, что у каждого из детей есть свой шкафчик, и он тоже может выбрать для себя любой свободный. Предложите малышу снять верхнюю одежду и пойти посмотреть игрушки. Входя в группу, обратитесь к детям: «Ребята, к нам пришел Витя. А вот Саша, это Нина, это Олег…». Если ребенок сразу побежит к игрушкам, очень хорошо. Если не отпускает руку мамы, ничего страшного. Они пройдут в игровой уголок вместе.

Через какое-то время покажите ребенку, где туалет, предложите воспользоваться им. И снова мама будет рядом.

По мере надобности помогите ребенку раздеться и одеться. Помните: первые контакты с ребенком – контакты помощи и заботы. Он должен понять, что на вас можно положиться, как на маму, что вы готовы помогать ему и защищать его в этом новом месте.

Скажите ребенку, как можно называть вас. Форма обращения может быть разной. Вполне допустимы и такие варианты, как Анна, Ира, тетя Катя и т.п.

Вместе со всеми детьми новичок собирается на прогулку. Если ребенок согласится, помогите ему застегнуть пуговицы, завязать шапку; если нет, пусть ему поможет мама. С прогулки мама забирает малыша домой. Так проходит вся первая неделя пребывания ребенка в детском саду.

 

  1. Привыкать к новому легче постепенно

В течение второй недели воспитатель постепенно начинает принимать все большее участие в одевании, раздевании ребенка, предлагает ему различные игры. Мама может уйти по своим делам спустя 10–15 минут, обязательно четко сказав ребенку, что придет за ним, как обычно, после прогулки. Малыш остается в группе столько же времени, как и в первую неделю, но без мамы. Если ребенок быстро привыкает к новой обстановке и сам выражает желание пообедать или поспать в детском саду вместе с другими детьми, адаптационный период закончится быстрее. Хорошо, если в течение этой недели он привыкнет к вам и будет принимать вашу ласку, сам идти на руки, на колени.

Для ребенка очень непросто адаптироваться к новым условиям кормления, новым вкусовым ощущениям от предлагаемой пищи. Поэтому, чтобы дополнительно не травмировать малыша утром, в течение первых двух недель желательно кормить его дома.

В течение третьей недели постарайтесь приучить его есть в детском саду. Никогда и ничем нельзя кормить ребенка насильно. Докармливать можно только в том случае, если ребенок не возражает. Малыш имеет право не любить то или иное блюдо: оно может показаться ему невкусным.

Желательно, чтобы в первые две–три недели мама приходила за ребенком к концу прогулки, помогала раздеться, и он бы обедал в детском саду в ее присутствии. Мама может покормить ребенка, даже если он прекрасно ест сам. В следующий раз предложите ему свою помощь: покажите, что вы готовы покормить его так же спокойно и ласково, как мама, что вы не будете настаивать на том, чтобы он доел все или ел то, что ему не нравится.

Если по окончании обеда ребенок отказывается ложиться спать, мама забирает его домой. Через два–три дня предложите ему остаться и поспать со всеми детьми в группе, в той кроватке, которая очень ждет малыша.

Многие дети дома любят класть с собой в постель любимую игрушку. Ребенок может принести ее в детский сад. Если малыш не хочет спать, скажите, что он только полежит в кроватке со своей игрушкой и поможет ей отдохнуть (уснуть).

Обязательно нужно посидеть с ребенком, ласково погладить его. Желательно при этом шепотом говорить ребенку что-нибудь ласковое: «Сашенькины ручки будут отдыхать, им тепло, хорошо и спокойно, они лежат свободно… глазки закрываются, тоже будут отдыхать… и ножки будут отдыхать». Можно тихонько напеть колыбельную песенку. Детей удивительно успокаивает мелодия известной песенки «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю…». Вы можете тихо напевать ее без слов.

Итак, главное, к чему вы должны стремиться в первые недели пребывания ребенка в детском саду, – чтобы он освоился в новой обстановке, привык к вам, решил для себя, что воспитатель «хорошая тетя», совсем как мама.

 

  1. Самообслуживание

Много времени и сил вам придется уделить формированию у детей навыков самообслуживания. В новых условиях даже те дети, которые дома сами ели, одевались, пользовались горшком, часто просят покормить их, одеть. В этом проявляется подсознательное желание проверить, готовы ли взрослые заботиться о них. Поэтому никогда не отказывайте ребенку в помощи. Если он будет спокойно чувствовать себя в детском саду, очень скоро он захочет делать сам все, что умеет.

Не следует проявлять излишнюю настойчивость и родителям – пусть помогают малышу во всем, о чем он просит. Однако тех детей, которые не умеют что-то делать, надо терпеливо учить, одновременно помогая. Ребенок должен чувствовать, что вы учите его для того, чтобы он мог все делать сам, как большой. Каждое прикосновение ваших рук должно быть приятно ребенку. Одевать, причесывать, кормить детей надо ласково. Желательно при этом разговаривать с ними.

При первом знакомстве с помещениями группы и их предметным содержанием особое внимание надо обратить на те объекты, которые станут собственностью ребенка (его шкафчик, постель, стульчик, горшок, полотенце и т.п.). Осознание, что в детском саду, как и дома, есть вещи, принадлежащие лично ему, позволит быстрее привыкнуть к новым условиям. С предметами личной собственности каждого ребенка необходимо специально познакомить.

 

Маленькие хитрости

«Домик для твоей одежды». При первом знакомстве со шкафчиком ребенок вместе с воспитателем и мамой обходит раздевалку, рассматривает яркие картинки на стенах, проходит вдоль шкафчиков. «А это шкафчики, – говорит воспитатель, – маленькие домики. В них живут туфельки и сапожки, кофточки и шапочки, курточки и шубки. Они приходят сюда вместе с ребятками. Посмотри». Воспитатель открывает шкафчик, где висит детская одежда. «Знаете, – обращается воспитатель к маме и ее малышу, – сегодня здесь проехала маленькая машинка (пробежала куколка, проскакал зайчик, пролетел самолетик и т.п.). Давайте поищем ее. По-моему, она спряталась в каком-то шкафчике».

Воспитатель, мама и малыш открывают два–три шкафчика и в одном из них находят игрушку (ее заранее приносят родители ребенка). Воспитатель берет игрушку и ведет с ней разговор: «Какая ты красивая, машинка! Откуда же ты к нам приехала? Из Сашенькиного дома? А почему ты приехала сюда? Ты узнала, что Сашенька идет в детский сад, и тебе тоже очень захотелось приехать сюда! А почему ты спряталась в этом шкафчике? Ты выбрала этот красивый шкафчик для Сашеньки? Конечно, он будет вешать сюда свою одежду». Далее воспитатель предлагает ребенку (и его маме) раздеться и пройти в группу. При этом необходимо помнить, что ребенка нельзя заставлять раздеваться, и если он отказывается, то не надо настаивать на этом. Желательно, чтобы малыш положил в шкафчик какой-нибудь предмет своей одежды (шапочку, кофточку и т.п.).

 

«Кроватка ждет тебя, малыш!». Прежде чем познакомить ребенка с его кроваткой, необходимо подготовить будущее спальное место.

Отведенную для него постель разбирают: откидывают уголок одеяла, взбивают подушку. На стульчик рядом с кроватью сажают симпатичную мягкую игрушку. Мама и малыш входят в спальную комнату. «Это спальня, – говорит воспитатель. – Здесь кроватки, одеяла и подушечки. Каждая кроватка ждет своего хозяина. Его она пригреет и усыпит. Мягкая подушка ласково прижмется к щечкам малыша, одеяло накроет ручки, ножки, животик и будет согревать их!».

Воспитатель обращает внимание на разобранную постель: «Смотрите, эта кроватка ждет кого-то. И подушечка приготовилась, и одеяло приветливо распахнулось… А это кто? Что ты здесь делаешь, зайчик? Поспать захотел, а что же не ложишься? Ждешь кого-то? А, я все поняла, вы все ждете Сашеньку, приглашаете его к себе… Саша, смотри, постелька и зайчик ждут тебя! Сашенька, ты придешь к зайчику? Поспишь с ним в своей постельке?».

Обязательно предложите ребенку присесть на край кровати, погладить одеяло, положить на подушку голову: «Мягко ли тебе, Сашенька? А как подушечке приятно: у Сашеньки такие мягкие теплые щечки!».

Наконец воспитатель, передавая в руки малыша игрушку, предлагает ему уложить зайчика спать в кровать, укрыть его одеялом: «Спи, заинька! Засыпай! Скоро и Сашенька придет к тебе в свою постельку».

 

Что делать в трудных ситуациях?

  • Если малыш не хочет играть с вами (рассматривать книжку, слушать сказку, строить дом), оставьте его в покое. Он все равно слышит и видит вас и обязательно придет, как только что-то заинтересует его.
  • Что бы ни случилось с ребенком, не суетитесь, не повышайте голос, не паникуйте. Ваш испуг только повредит малышу!
  • Если ребенок не сильно ушибся и хнычет, отвлеките его. Поглаживая место ушиба, приговаривайте: «У сороки не боли, у вороны не боли и у киски не боли, у собачки не боли, а у Димы заживи». Повторите причиталочку один–три раза.
  • Если и другие малыши предъявят вам свои синяки и царапины, «полечите» и их.
  • Если в вашем присутствии мама или папа не обращают внимания на плачущего ребенка, поспешите ему на помощь: «Ты сегодня много играл. Ты построил замечательный дом для белой собачки. Ты подрос и дотянулся до самого звонкого колокольчика и позвонил в него. Ты немного устал и решил чуть-чуть поплакать. Сейчас я вытру твои слезки и помогу тебе одеться. А мама пусть отдохнет. Она тоже устала».

 

(Окончание следует.)

PageLines