Учим ребенка слушать и слышать

 

В настоящее время  вопрос оказания специализированной логопедической помощи детям в условиях образовательных организаций стоит очень актуально.  Статистика показывает, что число детей с дефектами речи, увеличивается. В связи с этим предупреждение и оказание своевременной   логопедической помощи просто необходимо. Очень многие родители заблуждаются, думая, что не четкое произношение звуков пройдет у ребенка само собой. А ведь требования начальной школы стали выше, и многие родители хотят, чтобы их ребенок учился хорошо, писал грамотно и правильно, изучать иностранные языки. В связи с этим хочется поделиться с ними следующей информацией, которая поможет им в воспитании ребенка.

Фото 1. Учитель-логопед С.В. Ухабова со своими воспитанниками Стешей и Ромой.

С самого рождения нас окружает многообразие звуков. Мир звуков прекрасен. Жить в нём   радостно,   увлекательно   и   интересно.   Но   стоит   на   мгновение   закрыть   уши, погрузиться в тишину, как тебя сразу окружает множество   безликих предметов.   Мир, теряя свои звуковые    краски, блекнет. Так будем наслаждаться этим     разнообразием звуков, которые нас окружают. Слух является непременным условием формирования речи. Ребенок начинает говорить, благодаря тому, что слышит речь окружающих его взрослых.

Слух — это больше, чем просто функция одного из органов чувств. Он играет важную роль в формировании поведения и характера ребенка. Ребенок появляется на свет, обладая врожденной чувствительностью к звукам. Слух дает ребенку возможность слышать сигналы опасности, ориентироваться, общаться с взрослыми и сверстниками, приобретать коммуникативные навыки.

Фото 2. Упражнение «Покажи, как мычит корова».

 

Формирование слухового восприятия у ребенка проходит ряд этапов:

0-4 месяца

Ребенок  начинает  поворачивать  голову  в  сторону  исходящего  звука,  ищет  глазами источник звуков. Он пугается внезапных или громких звуков.

3-6 месяцев

Ребенок проявляет интерес к разным звукам и сам начинает издавать звуки. Это период появления «гуления». Кроме того, он предположительно узнает знакомые голоса.

6-12 месяцев

Ребенок начинает лепетать и понимать простые слова, как, например, «мама» и «баба». Также начинает реагировать на простые предложения.

12-18 месяцев

Лепет постепенно превращается в слова. Ребенок может использовать около 20 слов, а понимает большее количество слов около 50.

2 года

Чаще всего ребенок может строить простые предложения и пользоваться словарным запасом, состоящим из 200-300 слов. Ребенку нравится, когда ему читают вслух детскую книгу, он может указать пальцем на рисунки в книге и называть знакомые, встречающиеся в ней предметы.

3-4 года

Ребенок использует слова и предложения для того, чтобы спрашивать, выражать свои желания и чувства. В течение этих двух лет значительно улучшаются произношение и понимание речи, и расширяется словарный запас.

При поступлении ребенка в детское дошкольное учреждение или в школу родителям необходимо пройти ряд специалистов, в том числе и учителя — логопеда. На приеме, у которого выявляется уровень речевого развития ребенка.

Одной из причин нарушения речи, нарушения звукопроизношения у дошкольников является нарушение артикуляционной моторики, другая причина это нарушение фонематического слуха.

Нарушение фонематического слуха тормозит процесс звукообразования у ребенка -звукопроизношение формируются с большой задержкой, а звуки произносятся ребенком искаженно. Услышав о нарушении фонематического слуха, родители очень часто в недоумении отвечают: «Мой ребенок хорошо слышит?!» « А что такое фонематический слух?»

Фото 3. Упражнение «Покажи, как язычок баловался».

 

У человека можно выделить следующие виды слуха:

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ СЛУХ в норме — ребенок слышит, на расстоянии 2 -3 метров отдельные слова, шепотную речь, отличает звук приближающегося мотоцикла от звука машины, гул вертолета от гула самолета.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ   СЛУХ – способность    человека   воспринимать   отдельные   качества музыкальных звуков. Если ребенок двигается в такт музыки, держа в руках бубен или деревянные ложки, не нарушает ритмического рисунка песни, поет в нужной тональности, — поздравляем: у вашего ребенка прекрасный музыкальный слух.

Что же такое фонематический слух? Способность слышать от природы дана птицам, животным и человеку, но только человеку дана способность — говорить.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ — это речевой слух, это умение слушать, способность выделять, воспроизводить и различать фонемы, то есть звуки речи.

Сформированность фонематического слуха, является залогом успешного обучения ребенка грамоте в школе. Звуковой анализ и синтез слова — это умение правильно назвать по порядку звуки в слове, различать и называть «гласные» и «согласные» звуки в словах, умение услышать «звук» и перевести его в графический символ «букву», и, наоборот, увидев «букву» правильно ее прочитать, то есть дать ей звуковую окраску.

Если пятилетний ребенок:

—        без ошибок повторяет чистоговорку: « Шла Саша по шоссе и сосала сушку»;

—        называет первый звук в слове «арка», «мост»;

—        может сказать, сколько звуков в слове «мак», «мост»;

 

 

Рис 1.  Карточки  «Мак», «Мост».

 

 

—        правильно раскладывает картинки, начинающиеся со звуков «Ш» — «Ж» в две стопки без ошибок;

—        может посчитать количество слов в предложении: «Пушистая белка сидела на елке». (В предложении 5 слов.) Это значит, что у ребенка сформирован фонематический слух.

Исследования лингвистов показали, что уже к двум годам, фонематический слух ребенка оказывается сформирован. Но если все же на приеме у учителя — логопеда, у вашего ребенка выявлено нарушение звукопроизношения в следствии несформированности фонематического слуха, надо начать занятия с логопедом. Своевременно оказанная коррекционная помощь, является залогом успешного обучения ребенка в детском саду, а затем и в школе. Наиболее оптимальным возрастом для начала занятий с учителем — логопедом является возраст ребенка 3-5 лет. Это наиболее подходящий период для развития психических процессов и речи ребенка. Таким образом, процесс правильного формирования звукопроизношения неразрывно связан с формированием фонематического слуха.

Дети-дошкольники очень любят играть. Игра для ребенка является основным видом деятельности. Мне хотелось бы познакомить родителей с играми и упражнениями, направленными на формирование фонематического слуха.

Игры и упражнения на формирование у детей фонематического слуха делятся на два вида:

  • первый вид игр направлен на развитие и формирование слухового восприятия на материале неречевых звуков — это восприятие начинается с узнавания природных звуков: шума воды, ветра, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных и людей. При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма. Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, если возможно трогать, брать в руки;
  • второй  вид игр — направлен непосредственно на развитие фонематического слуха.

 

В логопедии разработаны и успешно применяются на практике специальные игры и упражнения для формирования неречевого восприятия. Важно отнестись к этим упражнениям серьезно, уделить им столько времени и внимания, сколько понадобится и при этом не забывать, что Ваши занятия должны стать привлекательными и интересными для ребенка.

Предлагаемые игры не требуют пунктуального выполнения, скорее это тема для свободной игровой импровизации.

Игры и упражнения направленные на развитие слухового внимания и памяти.

  1. Чудо-звуки.

Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков — шум дождя, журчание ручья, шум морского прибоя, перезвон весенней капели, шум леса в ветреный день, пение птиц, голоса животных. Обсудите услышанные звуки: какие звуки похожи, чем звуки различаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми.

Начинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой звуков, затем — сходных по звучанию. Эти же звуки слушайте на прогулке зимой: скрип снега под ногами, звон сосулек, тишину морозного утра. Весной обратите внимание ребенка на перестук капели, журчание ручья, щебетанье птиц, шум ветра Осенью можно услышать, как шуршат листья, как барабанит дождь по подоконнику. Летом стрекочут кузнечики, жужжат жуки, пчелы, назойливо звенят комары. В городе постоянный шумовой фон: машины, поезда, трамваи, голоса людей.

Звуки природы в разные времена года

Звуки весенней природы:

Звуки летней природы:

Звуки осенней природы:

Звуки зимней природы:

 

  1. Скажи, что ты слышишь.

Исследуйте звуковую природу любых предметов и материалов, оказавшихся под рукой. Изменяйте громкость, темп звучания. Можно стучать, топать, бросать, переливать, рвать, хлопать.

Фото 3. Упражнение «Скажи, что слышишь».

  1. Угадай, что звучало.

Проанализируйте с ребенком бытовые шумы — скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан, шелест страниц и пр. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и с закрытыми глазами, постепенно надо приучать его удерживать в памяти «голоса» всех предметов, доводя их количество с 1-2 до 7-10.

  1. Шумящие коробочки.

Нужно взять два комплекта небольших коробочек -для себя и ребенка, наполнить их различными материалами, которые, если коробочку потрясти, издают разные звуки. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т.д. Вы берете коробочку из своего набора, трясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем, он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую, аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов: взрослый трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминает и повторяет заданную последовательность разных звучаний. Не забывайте меняться ролями и обязательно иногда ошибайтесь.

Фото 4. Упражнение «Шумящие коробочки».

  1. Что как звучит.

Сделайте с ребенком волшебную палочку, постучите палочкой по любым предметам, находящимся в доме. Пусть все предметы в Вашем доме зазвучат. Прислушайтесь к этим звукам, пусть ребенок запомнит, что как звучит и находит предметы, которые звучали, по Вашей просьбе: «скажи, покажи, проверь, что звучало», «что звучало сначала, а что потом». Дайте палочку ребенку, пусть он «озвучит» все, что попадется ему под руку, теперь Ваша очередь отгадывать и ошибаться. Не забудьте взять с собой волшебную палочку на прогулку. Более сложный вариант — узнавание звуков без опоры на зрение. Ребенок отвечает на вопросы: «По какому предмету я постучала? А сейчас? Что звучит похоже? Где мы слышали похожие звуки?»

Фото 5. Упражнение «Что как звучит».

  1. Где позвонили — определяем направление звука.

Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? — слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант — «жмурки». Ребенок в роли водящего.

Фото 6. Упражнение «Где позвонили».

 

 

Игры, направленные на развитие фонематического слуха.

  1. Хлопни в ладоши

Детям предлагают внимательно послушать и хлопнуть в ладоши, когда они услышат заданный звук в ряду других звуков. Например «А» — взрослый произносит « У-И-А-О-И-А-У-А». Ребенок хлопает в ладоши, услышав звук «А»

  1. Определи первый звук

Сначала детей учат слышать, определять первый звук в слове (если слово начинается на гласный звук, то звук должен стоять под ударением «облако»). Например, ИРА, ОСТРОВ, АИСТ, МАШИНА, КОШКА, РЫБА и т.д.

  1. Где звук?

Определение позиции звука «С» в слове: в начале, в середине, в конце. Например, СОВА — НОСОК — АВТОБУС.» Дети сидят за столом, у каждого из них полоска и фишка /кружок/. Педагог или родители называют слово, в зависимости от того где слышится звук фишка ставиться в начало, конец или середину полоски.

  1. Подбери словечко

Подбор слов с определенным звуком, например «Ш». Педагог или родители показывают ребенку картинки и называют их. Ребенок должен выбрать картинки, начинающиеся на заданный звук.

  1. Фанты

Педагог или родители называют какой-нибудь звук и просят детей придумать слова, в которых встречается этот звук. За каждое правильно придуманное слово ребенок получает фант.

  1. Возьми картинку

Различение слов-паронимов близких по звуковому составу. Перед ребенком лежит ряд картинок на которых изображены различные предметы. Взрослый называет слова, а ребенок кладет перед собой картин с изображением предметов. Например, ДОМ-КОМ, МИШКА- МИСКА, МАК-БАК, ЛАК- РАК.

Рис 2. Крыса-крыша, мишка-миска, лак-рак.

  1. Телеграф

Деление слов на слоги с помощью хлопков, шагов, отбивание мячом: ВА-ТА, СО-БА-КА, БУ-СЫ. Ребенок должен хлопнуть в ладоши столько раз, сколько слогов в этом слове.

Такое  многообразие   игровых  дидактических  приемов   позволяет  учителю-логопеду, родителям, педагогам детских садов постоянно поддерживать интерес детей к занятиям в процессе формирование фонематического слуха.

В общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите четко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные  слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните малышу.

Не   подделывайте   свою   речь   под   детскую,   своевременно   устраняйте   нарушения звукопроизношения у ребенка и это будет залогом правильно и четкой речи вашего ребенка.

 

Использованные материалы:

Фонотека «Звуки природы в разные времена года»  с сайта «Сезоны года».

Фотографии из опыта работы ГБОУ Лицей № 1598 г. Москва.

 

Рекомендуемая литература:

1.Дети с отклонениями в развитии. Методическое пособие. — (сост. Шматко Н.Д.) — М.,

1997,  с.88-89.

  1. Игры в логопедической работе с детьми. (Под ред. Селиверстова В Л.) — М., 1974 , с. 15-32.
  2. Игры и игровые упражнения для развития речи. Швайко Г.С. — М., 1988, с.42-63.
  3. Воспитание у детей правильного произношения. Фомичева М.Ф. М.,1966, с 7-9.
  4. Игры и упражнения со звуками и буквами.- И.А Кравченко М.,1999.

Анцупова Татьяна Васильевна, учитель-логопед,

ГБОУ детский сад № 375, г. Москва.

PageLines