Трое из ларца. Дидактическое пособие для музыкальной деятельности
Е.Б. Клюшина, воспитатель, БДОУ Сокольского муниципального района Детский сад № 10, г. Сокол, Вологодская область
Рекомендуемый возраст: все возрастные группы дошкольников
Материал для изготовления пособия: три пластиковые игрушки «Радуга»; три резиновых мячика-«попрыгунчика»; цветная самоклеящаяся бумага.
Основные этапы создания: приклеить мячик-«попрыгунчик» к основанию цветной «радуги»; изготовить из цветной самоклеящейся бумаги конус («колпачок»); приклеить конус на мячик, пропустив резинку от мячика.
Цели
Младший дошкольный возраст
Создавать условия для совершенствования чувства ритма, формирования и развития ладотонального чувства.
Средний дошкольный возраст
Закрепить понятийные знания детей о регистрах (нижний, средний, высокий).
Старший дошкольный возраст
Развивать песенное творчество детей, побуждая сочинять простейшие импровизации.
В игре с пособием могут участвовать от одного ребёнка до трёх детей.
Варианты игры с пособием
1-й вариант (младший дошкольный возраст)
Дети обыгрывают ритмический рисунок знакомых потешек, песенок, при этом растягивая «радугу» вверх-вниз соответственно долгим и коротким звукам.
2-й вариант (средний и старший дошкольный возраст)
Пособие используется для развития звуковысотного слуха.
Каждый из персонажей ларца – участник игры исполняет знакомую песню или сочиняет свою, растягивая и сжимая «радугу» в соответствии с высокими и низкими звуками.
Также можно исполнять песню парами по принципу «вопрос – ответ» с различными интонациями: например, вопрос: что ты хочешь кошечка? Ответ: молочка немножечко.
Целесообразно данное пособие использовать для развития ладотонального чувства, побуждая детей определять на слух мажорные и минорные мелодии или импровизировать собственные певческие интонации. При этом персонаж с красной шапочкой соответствует мажору, с зелёной – минору. Когда зазвучит мажорная или минорная музыка, ребёнок выбирает соответствующий персонаж и управляет им.
Пособие может использоваться на занятиях, в кружковой и индивидуальной работе, самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников.