Традиционная одежда коми-ижемцев: платок как элемент костюма. НОД в подготовительной к школе группе

С.Е. Новосёлова, воспитатель, ГБДОУ ЦРР – детский сад «Аннушка», г. Нарьян-Мар, Ненецкий автономный округ, участник конкурса «Моя малая родина»

 

Цель. Приобщать детей к материальной и духовной культуре народов, населяющих территорию Ненецкого автономного округа, к их традициям, обычаям, нравственно-эстетическим ценностям.

Задачи

Образовательные: создать условия для получения детьми знаний о традициях народа коми, элементе костюма – платке; закрепить умение вырезать, используя разнообразные приёмы: по прямой, по изогнутой линии, из бумаги, сложенной в двое; развивать умения рисовать и составлять узоры из растительных элементов на листах бумаги квадратной формы восковыми карандашами и цветной бумаги.

Развивающие: продолжать развивать внимание, память, воображение, речь, мелкую моторику.

Воспитательные: формировать интерес к истории культуры коми, желание изучать культуру коренных народов; воспитывать уважение к людям разных национальностей, их обычаям и традициям.

Планируемые результаты

Ребёнок должен знать: традиции коми народа; последовательность выполнения аппликации и рисование восковыми карандашами и акварелью.

Ребёнок должен уметь: организовать рабочее место; выполнять работу самостоятельно, анализировать свою работу.

Данное занятие можно использовать с детьми подготовительной к школе группы, адресовать воспитателям, специалистам дошкольного воспитания, а также родителям для организации работы с детьми дома.

Материалы и оборудование: белый лист, простой карандаш, восковые карандаши, акварельные краски, цветная бумага, ножницы, кисточки, фотографии платков, платки, куклы в национальных костюмах.

ТСО: проектор, экран.

Литература: фотоальбом «Традиционная одежда коми-ижемцев Ненецкого автономного округа» (ГБУК «Этнокультурный центр Ненецкого автономного округа»).

Интернет-ресурс: http://www.gazeta-respublika.ru/article.php/47364

 

Ход НОД

I. Организационный момент

Мимический этюд «Хорошее настроение»

Воспитатель приветствует детей и предлагает поделиться друг с другом хорошим настроением. Дети вместе с воспитателем встают в круг, берутся за руки и, проговаривая стихотворение, дарят друг другу улыбку и хорошее настроение.

Дети и педагог (выполняют движения в соответствии с текстом).

Собрались ребята в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Вместе мы пойдём направо,

А теперь пойдём налево.

В центре круга соберёмся,

И друг другу улыбнёмся.

Педагог. Ребята, скажите мне, пожалуйста: как называется страна, в которой мы живём? (Ответы детей.) Правильно. А как называется главный город нашей Родины? (Ответы детей.) А как называется округ, в котором мы с вами живём? (Ответы детей.) Молодцы, ребята! Столицей нашего округа является… (Дети называют: Нарьян-Мар.) Правильно, ребята. Округ наш небольшой, но в нём проживают люди разных национальностей. Можете ли вы их назвать? (Ответы детей.) И все мы живём между собой дружно.

(Слайд № 2) Ребята, посмотрите на экран и скажите: кого вы видите? Как вы думаете, эти девушки одной национальности? А почему вы так решили? (Ответы детей.) Эти девушки разных национальностей, они в красивых костюмах. Но что их костюмы объединяет? (Ответы детей.)

(Слайд № 3)

Педагог. Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить? (Ответы детей.)

Я сама по национальности коми и хочу рассказать немного о культуре коми народа, а именно о таком элементе костюма как платок.

Платок является неотъемлемой частью женского русского, украинского, белорусского костюма. Женщины ненецкой национальности летом тоже покрывают свою голову платком, хотя традиционным головным убором ненецкого костюма является шапка.

(Слайды № 4, 5)

Уже не первый век традиционным элементом костюма коми-ижемки являются яркие платки. Для ижемок характерны два вида головных уборов – девичий и женский. Девичьи платки оставляли открытыми волосы и теменную часть головы, имели форму венка, обруча или повязки. А замужние женщины полностью покрывали голову платком. Вспоминая свою бабушку, не могу припомнить её без платка – она никогда его не снимала.

(Слайды № 6–8)

Самые дорогие – это репсовые платки (из шёлковой ткани, лицевая и изнаночная стороны покрыты рубчиками) конца XIX – начала XX века. Их привозили купцы из Ирана, Индии, Сирии и Пакистана. В будни же носили простые хлопчатобумажные или холщовые платки, которые нарезали из тканей, привозимых с ярмарок. Платки всегда были самым желанным подарком для женщин. Ижемские женщины берегли платки как зеницу ока. Чтобы не испортить, их даже никогда не стирали. А чтобы платок оставался чистым, его просто выветривали. Яркие праздничные платки, приобретённые давно, передаются из поколения в поколение как семейные реликвии. Купить такой платок сегодня практически невозможно. И в моей семье есть такой платок, который моей маме подарила её мама, моя бабушка. (Показывает платок.)

Платки встречаются разных расцветок: сине-оранжевые, зелёно-розовые,

сине-жёлтые, розово-алые и другие. Традиционные рисунки репсовых платков – цветы, листья, завитки. Крупные цветы располагались по центру или по углам платка. А сам цветок окружали веточки, на которых было много листиков. По краям платок обшит бахромой.

Скажите, а маме в качестве подарка можно преподнести платок? А из чего мы можем выполнить этот подарок? (Ответы детей.)

(Слайд № 9)

II. Постановка цели

Педагог. Сегодня мы с вами попробуем сделать платок из бумаги. Перед тем как выполнять работу, поделимся на две группы. Те, кто любит рисовать восковыми карандашами и акварельными красками, составят первую группу, а те, кто любит выполнять аппликацию – вторую.

III. Практическая работа

Задание для первой группы

Педагог (обращается к детям). Внимательно рассмотрите платок. Обратите внимание на то, как составлен узор. Цветы, завитки, листы на бумаге будете прорисовывать восковыми карандашами, а фон платка нанесёте акварельной краской. Приступайте к работе.

Задание для второй группы

Педагог (обращается к детям). Для работы вам понадобятся цветная бумага, шаблоны, клей, ножницы. Что мы должны помнить при работе с ножницами? (Ответы детей.) Для того чтобы получилось два одинаковых цветка, нужно бумагу сложить вдвое, наложить шаблон и обвести по контуру. Затем вырезать полученную заготовку. Так же выполните остальные элементы аппликации. Из полученных деталей составляете композицию платка и приклеиваете.

Ребята, а мы можем сделать бахрому на бумаге? А как мы можем это сделать? (Ответы детей: по краю листа через небольшие промежутки нужно сделать надрезы.)

Дети выполняют работу самостоятельно. Педагог оказывает помощь, контролирует.

IV. Анализ работ

Педагог. Я приглашаю ребят, которые рисовали платки. Расскажите о своей работе. (Представление детьми своей работы.)

А сейчас о своей работе расскажут ребята, которые выполнили аппликацию. (Представление детьми своей работы.)

V. Рефлексия

Педагог. Ребята, продолжите предложение.

Сегодня я узнал(а)…

Мне было интересно…

На занятии мне было трудно….

Теперь я смогу…

Педагог. Мне очень понравилось, как вы сегодня трудились, выполнили сложную, но интересную работу.

 

Презентация

PageLines