hear_and_draw

Слушай и рисуй

Г. Лукина, воспитатель, МДОУ компенсирующего вида «Родничок», город Бородино, Красноярский край

Предлагаемый вниманию читателей цикл занятий разработан для детей 5–6 лет. Слушание сказок и рассказов с одновременной зарисовкой хода событий дают педагогу возможность развить у детей ряд психических процессов. Занятия могут проводить воспитатели и педагоги по изобразительной деятельности дошкольных образовательных учреждений и коррекционно-развивающих центров.

Истоки всего жизненного пути любого человека, как известно, находятся в раннем детстве. Первые годы жизни ребенка до краев наполнены познанием окружающего мира, в котором так много разного, в том числе добра и зла. От того, какой след в душе ребенка оставит встреча с добром и злом, научится ли он находить выход из самых неожиданных ситуаций, зависит его дальнейшая жизнь. Знакомство с окружающим миром предполагает постоянный поиск новых решений. Гармонично развитая личность легко вписывается в любую обстановку и ситуацию, легко находит контакт с самыми разными людьми.

Фантастический, сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством, привлекает детей. Они с радостью погружаются в вооб-ражаемый, нереальный мир, активно действуют в нем, творчески преображают его. Дети любят сказки, потому что они позволяют компенсировать недостаток действия в реальной жизни (А. Менегетти, итальянский психолог, философ и художник). Через сказку ребенок познает мир, понимает, какими могут быть взаимоотношения между людьми. Через сказку учится преодолевать трудности, находить выход из непростых ситуаций, верить в силу и конечную победу добра.

Очень важно, какие сказки взрослые преподносят ребенку и как. С помощью удачно подобранной сказки (придуманной педагогом) можно решить личные проблемы ребенка. Сказка должна соответствовать возрасту, быть понятной и рассказана на языке детской фантазии и воображения. Необходимо помнить, фантазия реальна для детей, является наилучшим способом анализа окружающего мира.

Самый простой способ передачи сказки – это ее рассказывание. Если оно сопровождается зарисовкой событий, это дает ребенку возможность эмоционально выразить внутреннее отношение к событию или герою, снять напряжение. Иногда дети создают рисунок, не соответствующий сказке. Это нормально, так как позволяет педагогу выделить наиболее значимый для ребенка момент и внести коррективы, соответствующие его внутреннему состоянию. Такие занятия дают возможность развить ряд необходимых психических процессов: активизировать образное мышление, ориентировку в пространстве, развить графические навыки и мелкую моторику.

Колобок

Жили-были дед и баба (рисуют), был у них Колобок. Покатился он однажды по лесной тропинке. Решил посмотреть, как звери лесные живут. Катится, песни поет. Ему навстречу заяц с ведром идет (рисуют).

– Заяц, пойдем посмотрим, как звери живут?

– Нет, Колобок. Мне надо морковь поливать, чтобы она выросла круп-ной да сочной. Тогда зимой будет что есть моим зайчатам.

Покатился Колобок дальше. Солнышко светит, птицы поют, бабочки порхают (рисуют). А навстречу ему ежик – ни головы, ни ножек, весь в грибах (рисуют).

– Пойдем, ежик, со мной! Посмотрим, как звери живут. – Некогда мне. Нужно запасы на зиму готовить. Покатился Колобок дальше один: все заняты, все к зиме готовятся. Ви-дит, в малиннике медведь сидит, ягоды ест (рисуют).

– Мишка, ты что делаешь? – спросил Колобок.

– Ягоды ем. Запасы на зиму делаю. Покатился дальше Колобок. Задумался, что же это такое

– зима? Видит, белочка на дереве грибы сушит (рисуют).

– Белочка, что такое зима? Удивилась белочка.

– Это же очень просто! Зима

– это когда много снега, нет ни травы, ни листьев, ни грибов, ни ягод. Зимой холодно очень и дуют сильные ветра. Колобку стало вдруг очень холодно от таких слов.

– Благодарю тебя, милая белочка!

И Колобок покатился дальше. Но тут налетел ветер, пригнал серые тучи, и пошел дождь (рисуют). Что случилось с Колобком дальше?

Разноцветный дождь

Однажды жарким летним днем подул сильный ветер, и на небе появилась большая, разноцветная туча (рисуют). Сверкнула молния (рисуют). Из тучи посыпались круглые красные, желтые, зеленые, синие и голубые конфеты. Они грохотали по крышам домов, скамейкам (рисуют). Ребята выбегали из домов (рисуют) и радовались такому конфетному дождю (рисуют). Ваня съел зеленую мятную конфету и весь стал зеленым (рисуют). Наташа попробовала розовую, земляничную и вся стала розовой (рисуют). Вокруг все становилось разноцветным: и ребята, и дороги, и дома, и скамейки, и трава, а также кошка Мурка и пес Барбос (рисуют). А конфеты все сыпались и сыпались (рисуют). Ах! Вы только взгляните! На небе появилась красивая разноцветная радуга (рисуют)!

Прозвенел будильник. Ребята проснулись и долго еще вспоминали этот сказочный, необыкновенный сон.

Подсолнух

Летела как-то синичка и с высоты увидела на земле семечко. Взяла его в клюв и полетела к своим птенчикам (рисуют). Лететь было далеко. Ус-тала она семечко в клюве держать и уронила она его на землю (рисуют). Упало семечко в глубокую ямку. Никак не вытащить синичке его. Погоревала она о том, что нечем ей деток своих будет кормить. Вдруг видит, пробивается росток сквозь землю! С каждой минутой становится все выше и выше (рисуют). Стебель становится толще, листья слева и справа распускаются (рисуют). А на самом верху показалась шапка подсолнуха: черная серединка и желтые лепестки (рисуют). Наклонил голову подсолнух и сказал: «Угощайся моими семечками!». Обрадовалась синичка. Позвала соседей, лесных птиц (рисуют).

Всех угостил своими семечками добрый подсолнух!

Новые друзья

Жил-был автомобиль. Жил он в большом городе, где было много машин, шумные улицы, большие дома. Работал с утра до ночи, возил людей, грузы. Однажды летним ясным днем он ехал по шоссе, вдоль которого росли деревья. Вдруг автомобиль увидел за ними много света. Не удержался, свернул с дороги, аккуратно объезжая деревья и цветы. Выехал на поляну, залитую солнечным светом. Его глаза в удивлении распахнулись от такой красоты, удивление сменилось восторгом, а губы расплылись в улыбке (рисуют). Вокруг цветы: ромашки, колокольчики, незабудки, маки, васильки (рисуют). Он слушал пение птиц, любовался порхающими над цветами бабочками. Copока-бeлoбoка облетела лес и рассказала о невиданном госте. И звери стали собираться вокруг поляны.

Из-за куста выглядывал медвежонок (рисуют). Под двумя елками притаились зайчиха с зайчонком (рисуют). В верхней части листа на большом дереве устроилась белочка (рисуют). В цветах спрятался лисенок (рисуют). Вдруг автомобиль услышал шорох. «Кто там? Выходи, пожалуйста!» – доброжелательно, с улыбкой сказал автомобиль. Его улыбка и ласковый голос успокоили лесных жителей. Они потихоньку стали выходить на поляну, И через несколько минут им всем было весело и хорошо! Автомобиль рассказывал о большом и шумном городе (рисуют).

Теремок

Стоит на поляне теремок, он ни низок, ни высок, с оконцами резными, с крышей расписной, с трубой кирпичной. В дом ведет крылечко, на дверях колечко (рисуют). Вокруг поляны лес дремучий.

В верхнем правом углу семь елок. Как такой лес называется? В верхнем левом углу пять берез. Как такой лес называется? В нижнем левом углу две елки и три березы. Как такой лес называется? (Ответы.)

В нижнем правом углу большой куст растет. Выбежала мышка из хвойного леса на полянку, видит, теремок стоит. Поправила она свой расписной сарафанчик (рисуют) и спрашивает: «Кто в теремочке живет?». Тишина. Обрадовалась своей находке мышка, вошла. Дом большой, светлый, и печь есть – кашу можно варить, пироги печь. Вдруг слышит шум за окном. Выглянула в окно и видит: лягушка прыгает из-за куста к домику. Спрашивает лягушка: «Кто в домике живет?».

– Я, мышка-норушка, а ты кто?

– Лягушка-путешественница. Пусти меня в теремок. Будем вместе жить.

– Что ты умеешь делать?

– Истории рассказывать.

– Истории – это хорошо, а что по хозяйству умеешь делать?

– Воду буду носить, посуду мыть.

Стали жить вдвоем. Мышка кашу варит, лягушка воду носит. Пригрело солнышко (рисуют). Села лягушка на окошко, да и уснула крепким сном. Спит и слышит: кто-то пищит. Открыла один глаз, другой, видит: комар на крылечке сидит, на скрипочке играет (рисуют) и т.д.

Такие сказки можно продолжать долго, интерес у детей огромен. Но очень важно уловить нужный момент и вовремя закончить сказку. Ведь вовремя завершенная сказка становится фундаментом для дальнейшего творчества.

Путешествие Умки

Умка был любопытным медвежонком. Он жил на Севере, среди вечных снегов. Умка очень хотел знать, что находится за горизонтом. Однажды он стоял на большой льдине и смотрел вдаль. Было тихо, светило солнце, дул легкий ветерок. И вдруг кусок льдины, на которой стоял медвежонок, отломился и поплыл. Льдину течением несло все дальше и дальше (рисуют). Умка смотрел на свой дом, который становился все меньше и меньше. Он первый раз отправился в путешествие. Он об этом давно мечтал, но где-то в глубине была тревога: а что все-таки там, за горизонтом? А льдина все плыла и плыла. Вдали показалась высокая серая скала (рисуют).

Умка вглядывался вдаль, и ему казалось, что гора живая, шевелится. Медвежонок протирал глаза, но это не помогало. Гора продолжала шевелиться. Когда льдина подплыла ближе, Умка увидел множество птиц, которые свили гнезда на скале и вывели птенцов (рисуют). Птицы постоянно летали над морем и приносили корм своим птенцам (рисуют). Вокруг скалы грелись на солнышке морские котики (рисуют).

Умке было любопытно знать, что это за птицы с большими крыльями, которые так ловко умели нырять, и что за животные с блестящими спинками, у которых не было лап, но они могли очень ловко передвигаться и плавать. Он с любопытством познавал мир! А течение несло льдину вокруг острова и в сторону дома, где жил Умка (рисуют).

Снеговик

Зима. Декабрь. Выпало много снега. Дети ждут праздника. Они сделали много елочных игрушек, шариков, хлопушек. Написали письмо Деду Морозу и пригласили елочку на праздник. На улице холодно, мороз. Как письмо отнести Деду Морозу? Кто знает дорогу? Кто может отнести письмо? «Снеговик! – весело закричали ребята. – Он и дорогу знает, и мороз ему не страшен».

Пошли на улицу и стали катать большие снежные шары. Поставили их один на один (рисуют), руки сделали из снежных комков, глаза – из угольков, нос – из морковки, рот – из прутика, надели шапку, шарф, чтобы теплее было, вручили письмо и рукавицы (рисуют). И отправился Снеговик в лес.

Идет он по лесу и видит: на опушке, под соснами два зайчонка с бельчонком играют, сорока-белобока на сосне сидит. Снеговик спрашивает у сороки: «Где дом Деда Мороза?». «Да вот он!» – застрекотала сорока. Смотрит Снеговик, и правда, стоит дом Деда Мороза, весь снегом занесен, сосульки с крыши висят (рисуют). По-стучался Снеговик, а Деда Мороза в это время не было дома, он свои владенья осматривал, все ли в порядке, есть ли снег на деревьях, укрыта ли земля.

Снеговик оставил письмо и пошел обратно. Дед Мороз прочитал пись-мо и подарил ребятам на праздник елочку. Они украсили ее игрушками, повесили гирлянду и зажгли звезду (рисуют). Праздник удался. Все пели, танцевали. А снеговик смотрел, как мигают огоньки, и был очень рад (рисуют), что помог, ребятам.

Поздняя осень

Поздняя осень. Дует ветер, гонит серые тучи, которые закрывают солнышко, только лучики видно (рисуют). На поляне стоит большой пень, под ним устроился медведь на зимовку (рисуют). А вот большая ель. Ветер наклонил ее макушку, а под ней в ямке устроился лис, свернувшись клубочком (рисуют). Наклонила свои ветви под силой ветра береза. Она сбросила свои листочки и приготовилась к зиме, только три листочка задержались на веточках и тихо шелестят. Под березой норка. Там барсуки устроились на зиму. Все приготовились к зиме, только ветер холодный да морозы ночные мешают спать. Холодно и зябко им.

Как можно помочь лесным жителям? (Ответы.)

Пошел снег, белыми хлопьями ложился он на землю. Деревья, пень, ли-стья – все засыпало снегом. Тихо стало в лесу. А снег все шел и шел (ри-суют).

Яблоня

На поляне росла большая яблоня. Мощный ствол, раскидистые, крепкие ветки, а корнями она глубоко уходила в землю (рисуют). Зимой ее обдувал холодный ветер, снежок укрывал от мороза трескучего. И вот пришла весна, солнышко пригрело, корни стали поить водицей яблоньку, на ветках начали набухать почки, появились первые листочки, веселей дереву стало (рисуют).

Солнышко пригревает, и на яблоньке появились цветочки, розовые, с желтыми серединками (рисуют). Привлекли цветочки своим ароматом пчел. Оживилось дерево. Закипела работа у пчел, нектар собирают (рисуют). Яблонька и рада, яблочки будут. Отцвели цветочки, стали опадать, дунул ветерок, а они, как снежинки, с яблоньки летят.

Прошло время, и на яблоньке появились наливные яблоки (рисуют). Угощает яблонька всех зверей и птиц своими яблочками. Медвежонок пришел за наливными яблоками (рисуют). Семейство ежат тоже спешит попробовать яблочки (рисуют). Птички прямо на ветках угощаются (рисуют). Все благодарят яблоню за ее вкусные, спелые, сочные, хрустящие яблочки (рисуют).

Веселый обед

Однажды зимним утром Коля с бабушкой были дома. Бабушка пекла пироги, а Коля скучал. Ходил он по комнате и вдруг за окном услышал щебетание птиц. Тихонько подошел к окну и видит: на рябину прилетели птицы, щебечут и дружно клюют (рисуют). Их щебетание было похоже на веселую дружную беседу. Они перелетали с ветки на ветку и дружно продолжали клевать. Там были воробьи, синицы, снегири и незнакомые Коле птицы. Они были с хохолком (рисуют). Коля позвал бабушку, та тихо подошла и, увидев птиц, улыбнулась.

– Как хорошо, что рябина осталась, птичкам будет что есть зимой. Слы-шишь, как они щебечут? Это они нам спасибо говорят за ягоды.

– Бабушка, – спросил Коля, – что это за птички с хохолком?

– Свиристели.

Коля внимательно посмотрел на них и пошел рисовать, а птицы, весело щебеча, улетели на другое дерево (рисуют).

Желание

В одном городе, на одной улице стояли три пятиэтажных дома, два рядом, а третий за ними (рисуют). Дома видели широкую улицу, по которой быстро пробегали машины. По пешеходному переходу мирно шли люди: дедушки и бабушки, мамы и папы, девочки и мальчики. Все они спешили: кто на работу, кто в детский сад, кто в школу (рисуют).

На перекрестке важно стоял светофор (рисуют). Когда люди подходили к перекрестку, он переключался и пропускал их, а машинам давал возможность отдохнуть (рисуют).

Дома стояли тихо и наблюдали, как спешат люди. Они думали: «Почему люди спешат? Почему не любуются голубым небом, белыми облаками, солнышком, не слушают пение птиц?». И хотелось им крикнуть: «Люди, остановитесь и посмотрите вокруг, полюбуйтесь красотой природы!». Но говорить они не умели.

Ветерок услышал желание домов и пригнал тучи, пошел летний дождь. Солнышко отражалось в каждой капельке, и на небе одна за другой появились разноцветные полоски. Это была радуга. Люди подняли го-ловы и остановились. Они увидели восхитительную радугу на голубом небе. Все заулыбались, всем стало хорошо. Желание исполнилось (рису-ют).

Зоопарк

В одном городе в зоопарке открыли детский сад для маленьких зверушек. В этом необычном детском саду были свои правила: малыши по утрам делали зарядку, мыли лапы и носы, чистили зубы, за едой не шумели, не дрались, не кусались. Этому учил их добрый филин. Шалунов он призывал к порядку, а еще он учил их грамоте. После занятий зверушки веселились.

Мишутка Чапа и зебра Полосатик любили качаться на качелях. Взлетая вверх, они представляли, что летят по небу, и звонко смеялись (рисуют). Обезьянки Чача и Чичи любили качаться на веревке (рисуют). Два брата тигренка могли весь день бороться (рисуют.). Они мерились силой, ловко-стью, то один выигрывал, то другой.

Бегемот Тимка весь день лежал в тени под зонтиком (рисуют).

А волчонок и ослик любили наблюдать за черепахами – им было ин-тересно смотреть, как те медленно передвигаются со своим домиком. «Видно, им нелегко, домик тяжелый», – думали ослик и волчонок (рисуют). Страусята Фи и Фу бегали наперегонки (рисуют ).

Всем было весело!

Пугало

Пугало огородное следило за тем, чтобы никто урожай раньше срока не собрал, не поклевал. Внешний вид у пугала был интересный: шлем из кастрюли дырявой, усы из рыжего веника, глаза большие деревянные пуговицы и много «орденов» из репейника (рисуют).

Однажды пугало услышало подозрительный шум. В огороде появились три друга: Коля, Валя и Саша. Уж очень им хотелось поживиться хоть чем-нибудь! Грядки они от сорняков не пололи, водой не поливали, все бегали да играли. Заахали, заохали овощи: «Неужто нас раньше времени сорвут?». Причитает редиска: «Я мала еще, мала!» (рисуют). Тыква прячется под листву, приговаривает: «Мне еще расти да расти» (рисуют). Переполох на грядках. Кабачок, морковка, огурец побежали к пугалу, за ними две картошки. Кричат, перебивают друг друга: «Что делать?» (рисуют).

«Успокойтесь друзья!» – протрубило пугало тревогу и поспешило войску на подмогу. Маршируют по грядкам жуки, червяки (рисуют). Ле-тят тучей комары и мухи (рисуют). Испугались ребята такого войска и бегом домой.

И больше на огород не заходили

Если пугало на посту, обходи огород за версту!

Верные друзья

Жил-был Коля. Жил он с мамой, папой и бабушкой в красивом доме с большими окнами, расписными ставнями и кирпичной трубой. Двор был окружен забором (рисуют). Во дворе жил озорной пес Дружок. Он бегал, весело лаял на кошку Мурку, которая гуляла по забору, гонял по двору воробьев.

В один зимний солнечный, но морозный день Мурка прогуливалась по забору и заметила, что Дружок лежит, свернувшись клубочком, и не обращает на нее внимания. «Заболел», – подумала Мурка и побежала к Коле (рисуют). Коля надел шубу, шапку, валенки и вышел во двор (рисуют). Он увидел лежащего и грустно смотревшего на него Дружка.

У пса был горячий нос. Коля укрыл друга от ветра и холода, дал ему кусочек сахара. Мурка принесла ему свою рыбку (рисуют). Бабушка, увидев в окно, как Коля заботится о друге, порадовалась за внука, за его доброе сердце. Она тоже вышла во двор, угостила Дружка пирожком ( рисуют). Пес видел заботу Коли, бабушки и Мурки. Ему было очень приятно: значит, его любят. Уже на следующий день Дружок выздоровел.

Любовь и забота близких помогают справиться с любой болезнью (рисуют).

Одуванчик

Был ясный, солнечный день, по небу мирно плыли облака (рисуют). На полянке рос одуванчик. Он одиноко качался на ветру (рисуют). Ему очень хотелось иметь друзей, но рядом никого не было, один ветерок покачивал одуванчик из стороны в сторону.

Шло время, солнышко грело, дождик поливал. И вот однажды в ка-пельке росы одуванчик увидел свое отражение и… не узнал себя: «Что случилось? Куда делись мои лепестки?». Одуванчик стал похож на белый пушистый шарик (рисуют). Однако недолго любовался он своим новым нарядом: налетел ветерок и сдул с одуванчика все его пушинки. Разлетелись они по всей полянке, дождик полил их, солнышко прогрело, и семена проросли, они росли быстро, буквально не по дням, а по часам.

Наутро на полянке было много одуванчиков с желтыми шапочками (рисуют). Они весело переговаривались, радовались солнышку. А наш одуванчик смотрел на них и тоже радовался появлению соседей.

На полянке было весело и светло потому, что солнышко сияло в каждом одуванчике. Прилетели на полянку бабочки, птички, прибежали звери посмотреть на удивительно солнечную полянку (рисуют).

Всем было весело и хорошо!

Елочка

На солнечной поляне росла елочка (рисуют). Дождик ее поливал, солнышко согревало, а ветерок обдувал. Летом прилетали бабочки и стрекозы. Птички отдыхали на могучих лапах и раскачивались. Колокольчики окружали елочку и радовали ее своим звоном. И вот пришла зима, вся земля покрылась снегом (рисуют). Птицы улетели в город, где можно прокормиться. Грустно стало елочке.

Однажды пришли в лес дети лесника, Коля и Оля, и увидели одинокую елочку, стоящую на поляне. Дети захотели ей помочь. Принесли зерен для птиц, морковку для зайцев и сено для косуль. Увидела сорока-белобока ребят и растрепала по всему лесу новость про угощения (рисуют). Прилетели к елочке воробьи, синички, снегири, прибежали зайцы (рисуют) осторожно пришли косули (рисуют). Весело стало вокруг елочки!

А на Новый год ребята украсили елочку игрушками и устроили празд-ник для всех лесных жителей (рисуют).

 

Рекомендуемая литература

  1. Вологодина Н. В. Сказкотерапия, или Как стать победителем. Ростов-на -Дону: Феникс, 2006.
  2. Гризик Т. И. Маленький помощник. М.: Просвещение, 2004.
  3. Синявский П. А. Непобедимое пугало. М.: Малыш, 1995.
PageLines