den-materi-2

Сложные ситуации в вопросах и ответах — 6

А.И. Бучкова, детский психолог, кандидат социологических наук, Москва

 

Сентябрь не за горами. Поэтому актуальный разговор посвятим вопросам, связанным с адаптацией к детскому саду и психологической готовностью к школе.


Ребенку недавно исполнилось три года. Скоро отдадим в детский сад. Очень волнуемся. На что стоит обратить внимание тем, чьим детям предстоит первый раз пойти в детский сад?

Прежде всего наладить доверительный контакт с воспитателем, к которому попадет малыш, заранее познакомиться с ним, рассказать о ребенке, о его характере и привычках. Важно с самого начала взаимодействовать с педагогом как с равным партнером, а не относиться к нему как к человеку, который вам «должен». Если у малыша есть проблемы со здоровьем или развитием, лучше отдать его в специализированный детский сад, например логопедический или ортопедический. Это позволит максимально эффективно подготовить ребенка к школе, тогда как нагрузка в обычной дошкольной организации может оказаться чрезмерной для него.

Познакомьтесь с режимом дня, установленным в детском саду, и начинайте приучать малыша к такому распорядку. Особые трудности в адаптации у детей вызывает ранний подъем и дневной сон, поэтому обращайте на это особое внимание. По возможности, время приема пищи тоже должно соответствовать  режиму в детском саду, а в идеале – и меню, хотя бы отдельные его элементы.

Первое посещение детского сада не должно стать для малыша сюрпризом. Важно, чтобы он понимал, куда и зачем идет, что будет там делать. Необходимо обсудить с ним это, рассказать о собственном удачном опыте, поиграть в детский сад, например, в то, как любимая игрушка ребенка пошла в детский сад, общается там с другими детьми, помогает им, делится игрушками. Вы или ребенок можете поочередно исполнять роль воспитателя, во втором случае вы поймете – как он воспринимает детский сад. Важно не отзываться негативно о воспитателе и дошкольной организации и ни в коем случае не пугать малыша детским садом.

Общение с группой детей также не должно стать неожиданностью для ребенка, поэтому стоит почаще бывать на детских площадках, посещать развивающие центры, участвовать в детских праздниках. Учите малыша знакомиться, делиться игрушками, играть.

Будет полезным предварительное знакомство ребенка с детским садом, с воспитателем, посещение группы совместного пребывания, если такая есть в организации. Когда настанет заветная дата, не рекомендуется сразу оставлять малыша в саду на целый день. Лучше сначала побыть с ним несколько часов, потом – до обеда, затем до послеобеденного сна. Оптимально, чтобы первоначальный этап продлился неделю – полторы.

Когда родители начнут оставлять ребенка, он должен знать, когда за ним придут. И речь идет не о точном времени, которое все равно непонятно малышу. Объясните ему все с ориентацией на его действия, например «заберу тебя, когда ты поспишь», «приду за тобой после того как ты пообедаешь, поспишь и поиграешь на улице». Малыш должен чувствовать себя защищенным и четко знать, когда его заберут. Разрешите ребенку брать с собой любимую игрушку. Интересуйтесь занятиями ребенка в детском саду, храните его поделки. Все это облегчит процесс адаптации.


Сколько длится адаптация к детскому саду?

Это зависит как от возраста малыша, так и от его индивидуальных особенностей. Для детей до трех лет этот период длится в среднем две – две с половиной недели, для малышей после трех лет – до трех недель, а после пяти – до одного месяца. То есть чем младше ребенок, тем быстрее проходит адаптация. Одновременно с этим реакция на изменение ситуации также может проявляться сильнее в раннем, чем в более старшем возрасте. Это во многом связано с сильной привязанностью к матери или другим близким взрослым.

Обозначенные временные рамки имеют отношение к быстрой и легкой адаптации. В некоторых случаях она может затягиваться до двух, а то и трех месяцев. В этом случае малыш нередко демонстрирует либо агрессию и конфликтное поведение, либо апатию и уход в себя.

Затягивание адаптационного периода обычно связано с индивидуальными особенностями ребенка, в том числе сильной привязанностью к значимым взрослым, наличием братьев и сестер (единственные дети в семье испытывают больший дискомфорт), а также состоянием здоровья, спецификой характера и сформировавшимися привычками.

Однако независимо от индивидуальных особенностей ребенка рекомендуется обратиться к детскому психологу (а иногда и к неврологу) при адаптации, длящейся более трех месяцев, а также при появлении хронических заболеваний и острых негативных реакций на посещение детского сада (фобий, неврозов, заикания, а также регулярных истерик, криков после ухода родителей)  длительностью более пяти–шести месяцев.


Как понять, что ребенок адаптировался к детскому саду?

Начало посещения дошкольной организации является для малыша стрессовой ситуацией. Соответственно, сигналом завершения адаптации  будет исчезновение стрессовых реакций. У адаптировавшегося ребенка:

  • удовлетворительное состояние здоровья;
  • желание идти в детский сад;
  • отсутствие плача и истерик после ухода родителей;
  • положительное взаимодействие с другими детьми в группе;
  • контакт с воспитателем, включая зрительный контакт;
  • соблюдение режимных моментов (в том числе хороший аппетит, сон, активность во время игр, занятий и прогулок);
  • обсуждение с родителями своих достижений и неудач за день.

Повторюсь, многое зависит от индивидуальных особенностей малыша. Но вы, как родитель, поймете, когда он вновь станет спокоен, уравновешен и жизнерадостен, вновь станет самим собой. Это и свидетельствует о том, что адаптационный период успешно завершился.


Что делать, если ребенок не посещает детский сад? На какие моменты его развития обратить внимание?

Самое главное, что дает малышу детский сад,– это опыт общения со сверстниками, практика взаимодействия и сотрудничества на горизонтальном уровне равных, не только совместные игры, но и умение вести себя в конфликтных ситуациях. Он должен освоить игры по правилам, а также научиться принимать и исполнять требования взрослых в повседневной жизни.Соответственно, при домашнем воспитании важно организовывать режим малыша таким образом, чтобы у него обязательно было общение со сверстниками, желательно и с хорошо знакомыми (например, с детьми друзей его родителей), и с малознакомыми (с которыми он может контактировать на детских площадках, а также при посещении развивающих центров, секций, кружков).Конечно, навыки общения – это не единственный плюс детского сада. Там в большинстве случаев быстрее совершенствуются навыки самообслуживания, ребенок  учится считаться с мнением другим, развивается его речь, логическое мышление и другие познавательные процессы, а также музыкальные и творческие способности. Хотя на эти стороны развития можно достаточно эффективно повлиять и в семье.Соответствующие занятия необходимо включить в перечень ежедневных.


Имеет ли смысл пройти диагностику психологической готовности к школе? И если да, то где и когда лучше ее провести? Существует ли угроза причинить вред ребенку, измеряя таким образом уровень его развития, оценивая его?

В результате исследования психологической готовности ребенка к школе выявляются сильные и слабые стороны будущего первоклассника. К тому же такая диагностика позволяет повременить с началом обучения, если ребенок недостаточно готов к этому. Данные исследования носят рекомендательный характер, последнее слово все равно остается за родителями. Полученные рекомендации можно и нужно использовать для того, чтобы уделить повышенное внимание слабым сторонам ребенка. В этой связи целесообразно проводить исследование не позднее, чем за один–два месяца до начала обучения. Сделать это на бюджетной основе можно в школе, лучше в той, в которую вы собираетесь поступать, а также в большинстве детских садов. Достаточно широк спектр и предлагаемых платных услуг.

Вред ребенку можно причинить только собственной тревожностью и нервозностью в связи с предстоящим исследованием. А также в том случае, если родители рассматривают результаты как некую оценку уровня развития ребенка, что влияет на их отношение к собственному чаду.


Нужно ли научить ребенка читать, писать и считать до школы? Интересно мнение детского психолога.

Чтение, письмо и счет относят к так называемой педагогической готовности ребенка к школе. Успешно освоить эти навыки малыш способен как в дошкольном возрасте, так и после восьми лет.

Важно обратиться в школу, в которую вы планируете отдать ребенка, чтобы узнать, какие требования существуют там. Исходя из этого следует принимать решение: подходит ли данная школа или нет, учить ли ребенка чтению, письму и счету до поступления в школу или нет; и если да, то насколько глубоки должны быть его познания и совершенны умения. Возможно, придется искать другую школу, ведь мы в первую очередь ориентируемся на индивидуальность малыша. В идеале мы стараемся не допустить двух крайних ситуаций: ребенок освоил больше, чем требуется, или уровень его предварительной педагогической готовности гораздо ниже, чем у остальных. Если он освоил больше, то ребенку легко дается учеба, ведь он все это уже знает, и постепенно становится скучно в первом классе, а в следующем учебном году, когда он сталкивается с новым материалом, он совершенно не готов прилагать усилия для его освоения, нередко одна за другой возникают ситуации неуспеха, которые могут привести к закреплению неуверенности в себе вплоть до отказа учиться. Если же уровень предварительной подготовки ребенка ниже, чем у сверстников, то ему приходится осваивать больше, чем его одноклассникам, он постоянно плетется в хвосте, что приводит к тому же результату, только гораздо раньше: уже в первом классе он перестает верить в собственные силы и способности, теряет интерес к учебе в целом. В вопросах педагогической подготовки ребенка к школе главное не переусердствовать. Если все-таки принято решение осваивать навыки чтения, письма и счета, то делать это нужно исключительно в игровой форме, лучше с привлечением специалистов. Также необходимо помнить, что произвольность начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, основное ее развитие произойдет в младшем школьном возрасте, поэтому преждевременно требовать от ребенка усидчивости и дисциплины. Чтобы сформировалась адекватная мотивация к обучению, занятия должны быть интересны дошкольнику.

Итак, в этом вопросе необходимо прежде всего ориентироваться на индивидуальные особенности малыша, исходя из этого уже выбирать школу. Существуют две противоположные научные точки зрения на вопрос педагогической подготовки к школе, подкрепленные данными исследований и статистики. Согласно первой  делать этого не стоит, а согласно второй – смело можно начинать в старшем дошкольном возрасте. Но практическое применение теорий, как всегда, диктует свои правила. В этой связи интересно ваше мнение как родителя. Вы «за» или «против»? И почему?

 

Ждем ваших писем с предложениями, вопросами, комментариями.

Адрес прежний: info@dovosp.ru

Тема письма: Рубрика «Актуальный разговор»

PageLines