Сложные ситуации в вопросах и ответах — 3

А.И. Бучкова, детский психолог, кандидат социологических наук, Москва

Актуальный разговор посвящен вопросам, связанным с речевым развитием, гиперактивностью, вредными привычками.


Нашей дочери уже два с половиной года, но она до сих пор не заговорила. Хотя считается, что девочки развиваются быстрее мальчиков. Что делать?

Для начала давайте разберемся, каковы общепринятые нормы речевого развития. Возраст от года до трех считается наиболее благоприятным для развития речи ребенка. Как правило, годовалые малыши могут произносить от двух–трех до 15–20 слов, понимают при этом около 50–70 слов. До полутора лет речь развивается медленно, словарный запас ребенка в среднем составляет от 30–40 до 100 слов. В большинстве случаев в течение полугода после произнесения первых слов дети начинают использовать однословные высказывания. Первоначально в их словаре появляются существительные, затем – глаголы, и только после двух лет – другие части речи и распространенные предложения. К концу второго года жизни запас увеличивается до 300–400 слов, а к концу третьего – до 1200–1500 слов. Обычно в период до трех лет наблюдается просто колоссальное по своим масштабам овладение устной речью и произношением, а также освоение грамматического строя языка. Однако это происходит не всегда. Выделенные нормы условны, нередко дети не вписываются в них, отмечается неравномерное ускоренное или замедленное развитие по индивидуальному для каждого ребенка графику. Но не всегда это признаки отклонений или задержек. Установить подобное могут только узкопрофильные специалисты.

И все-таки попробуем разобраться, в чем может быть дело. Повторюсь, что, возможно, это индивидуальная особенность ребенка, который со временем догонит сверстников. В этом случае все остальные функции, в первую очередь моторные, активно развиваются.

Однако не исключена вероятность, что немного отстать малышу «помогли» другие причины – начиная от патологий внутриутробного развития, тяжелых родов, неврологических заболеваний, нарушений слуха и речи и заканчивая интеллектуальными и психическими нарушениями, а также стрессами и особенностями воспитания.

Поиск причины лучше начинать с анализа семейного воспитания:  абсолютно здоровый ребенок может молчать в связи с дефицитом общения со значимыми взрослыми или, наоборот, под влиянием избытка информации, поступающей не только от родителей, но и из различных девайсов, а также телепередач. Развитию речи малыша будет способствовать его общение со значимыми взрослыми, которому должны быть присущи следующие особенности:

  • активные систематические беседы взрослых с ребенком, что будет содействовать развитию понимания речи;
  • стимулирование малыша к различным высказываниям (т.е. мы не говорим за него, а задаем вопрос и ждем его ответа);
  • положительные эмоциональные реакции родителей на действия и высказывания ребенка;
  • дополнительная комментирующая речь взрослых;
  • ограничение информационного воздействия через различные девайсы и телевизор в пользу живого общения и чтения;
  • использование пальчиковых игр, лепки и прочих занятий, развивающих мелкую моторику;
  • ограждение ребенка от стрессовых факторов.

Если дело не в общении, то самое время обратиться к специалистам, чтобы исключить все возможные причины нарушения речи, а именно: к психологу, логопеду-дефектологу, отоларингологу, неврологу. Особенно если ребенок не только не говорит, но и никак не реагирует на речь взрослых, не понимает обращенных к нему слов. Также насторожить должно одновременное отставание в моторном, когнитивном или эмоциональном развитии.

Кстати, вы совершенно правы, в большинстве случаев в речевом развитии девочки опережают мальчиков. Но это не аксиома, равно как и речевые нормы. Тем более что к поступлению в школу подобные различия сглаживаются.


У нас растет очень активный и непоседливый трехлетний сын. Несколько знакомых уже сказали, что он гиперактивный. Что это такое? И как определить: ребенок гиперактивен или просто полон энергии и подвижен?

Согласно словарю практического психолога С.Ю. Головина, гиперактивность представляет собой «отклонение от возрастных норм развития, характеризующееся невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, повышенной активностью при нормальном уровне интеллектуального развития».

Гиперактивного малыша от просто активного отличает ряд признаков:

  • двигательная активность вне зависимости от времени и места нахождения даже в состоянии усталости и переутомления;
  • суетливость и импульсивность; в спокойном состоянии ребенок может находиться только непродолжительное время (не более 10–15 минут), при этом периоды активности значительно превышают по времени периоды спокойствия;
  • слабая реакция на запреты, а в большинстве случаев даже полное ее отсутствие;
  • беспокойный тревожный сон;
  • быстрая речь с проглатыванием слов;
  • значительные трудности с концентрацией внимания и самоконтролем;
  • агрессивные проявления во взаимодействии с окружающими.

Но самое главное – независимо от того, гиперактивен или просто непоседлив ваш ребенок, он нуждается в жестком распорядке дня, четких семейных правилах, занятиях, содействующих выплеску его двигательной активности и агрессивных проявлений (например, в продолжительных прогулках или занятиях спортом, обучению приемлемым способам самоконтроля). Гиперактивным детям необходимо внимание, а также заботливое и терпеливое отношение родителей, их одобрение и похвала. При этом запреты и наказания должны быть сведены к минимуму – они будут только усугублять состояние малыша. Однако доброжелательное и теплое отношение должно обязательно сочетаться с твердостью и последовательностью поведения значимых взрослых.


Ребенок все тянет в рот, сосет палец. Что делать?

Все зависит от возраста ребенка. Вплоть до одного года малыш сосет пальцы и тянет различные предметы в рот по двум основным причинам: удовлетворяет один из своих базовых инстинктов и познает окружающий мир. Известный психоаналитик, психиатр и невролог Зигмунд Фрейд отводил оральной стадии развития даже полтора года. Инстинкт сосания может не удовлетворяться полностью в процессе кормления, и ребенок начинает использовать дополнительные «инструменты» для достижения комфорта и ощущения безопасности. Этот процесс помогает малышу преодолеть тревогу и успокоиться. В некоторых случаях пересмотр режима и оптимизация процесса питания, частый телесный контакт с малышом практически сводят на нет его попытки сосать пальцы или кулачок, поскольку помогают ему полностью удовлетворять потребность в сосании во время кормления, а объятья и поглаживания снижают беспокойство. Хорошей альтернативой в данном случае может стать и обычная пустышка.

Тем не менее в возрасте до одного года – полутора лет дополнительного вмешательства в этот процесс с целью его коррекции не требуется. Нередко он проходит сам, равно как и исследование различных предметов с помощью рта. А вот невмешательство в том случае, если малыш застревает на оральной стадии развития после полутора лет, нередко приводит к закреплению сосания уже в качестве вредной привычки. Ребенок может неожиданно начать сосать палец или тянуть предметы в рот и после двух лет. Подобные проявления возникают на протяжении дошкольного возраста по ряду причин:

  • недостаток внимания со стороны значимых взрослых;
  • стресс, который малыш стремится преодолеть, снимая таким способом нервное напряжение;
  • потребность в отношении к нему взрослых как к маленькому (особенно если в семье появился младший ребенок);
  • реакция на чрезмерную загруженность или, наоборот, на скуку;
  • это может быть просто способом концентрации ребенка.

Соответственно, и преодоление этой вредной привычки должно начинаться с определения причины и ее последующего устранения. При этом как никогда важны тактичное и внимательное отношение взрослых, внимание с их стороны и совместное времяпрепровождение. В случае стрессового фактора необходимо свести его действие и последствия к минимуму, что нередко предполагает усиленную заботу родителей. Можно познакомить малыша с приемлемыми способами снятия нервного напряжения, например с дыхательной гимнастикой. Отличный результат дают занятия спортом. При чрезмерной перегрузке важно предоставлять ребенку возможность играть самостоятельно и делать то, что он хочет, ну, а скука потребует лишь новых интересных форм досуга. Если это способ концентрации, можно занимать его руки чем-то, что он не потянет в рот, постепенно меняя ритуал «обдумывания». Хороший результат в отвлечении внимания дают пальчиковые игры, рисование и лепка, мозаика и конструирование.

К пяти–шести годам данная привычка должна сама исчезнуть или быть преодолена с помощью родителей, иначе это может свидетельствовать уже о психологических нарушениях и требовать вмешательства специалистов.


Как отучить ребенка грызть ногти?

Привычка грызть ногти связана преимущественно с тревогой ребенка и недостатком поддержки. Это тот же сосательный рефлекс, который мы обсуждали в предыдущем вопросе. Но поскольку в определенном возрасте сосать палец уже совсем «неприлично» и осуждаемо окружающими, малыш находит более приемлемый – ногти. Даже если мы отучили его сосать палец, но причина, по которой он это делал, осталась, ребенок найдет альтернативный способ снимать нервное напряжение и справляться со своими страхами. Причем грызть он может не только ногти, но, например, ручки или карандаши, а также тянуть различные предметы в рот. Особенно если в семье есть пример для подражания. К тому же ногти он может грызть и в том случае, если они часто ломаются и слоятся. Тогда встает вопрос уже об элементарном укреплении ногтевой пластины и обработке кутикулы. Соответственно, действия родителей должны быть ориентированы не на симптом, который проявляется в форме усиленного внимания малыша к своему «маникюру» или различным предметам, а на причину подобного поведения. Кстати, эту вредную привычку однозначно придется преодолевать, достаточно редки случаи, когда это проходит само.

 

Ждем ваших писем с предложениями, вопросами, комментариями.

Адрес прежний: info@dovosp.ru

Тема письма: Рубрика «Актуальный разговор»

PageLines