Решение коррекционных задач через ознакомление детей с ПДД

Наш детский сад №225 г. Уфы −  образовательное учреждение  компенсирующего вида. Его посещают дети с ограниченными возможностями здоровья, а именно с тяжелой двигательной патологией (ДЦП). Многие исследователи (Л.А. Данилова, И.И. Мамайчук, И.Ю. Левченко, К.А. Семёнова и др.) подчеркивали, что  для детей с ДЦП характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, сенсорными (патология зрения, слуха, кинестетического восприятия) и речевыми  дефектами. Важную роль в генезе психических нарушений играют ограничение деятельности, социальных контактов, а также условия воспитания и окружение. Они также обращали внимание, что темпы моторного, познавательного и речевого развития ребенка с двигательной церебральной патологией могут широко варьировать. Часто наблюдается диспропорция в развитии отдельных функций.

      У детей, страдающих ДЦП, выделяются многообразные, но типичные  особенности развития:

—   нарушения психомоторных функций, общей и мелкой моторики;

—   нарушения речевых функций, экспрессивной и импрессивной речи;

—   нарушения сенсорно-перцептивных функций с существенными затруднениями пространственной ориентации;

—   нарушения памяти и внимания, особенно их произвольных (активных) форм;

— разнообразные нарушения мышления, особенно процессов обобщения и абстрагирования, пространственного мышления;

— «заторможенность» умственной деятельности, повышенная её истощаемость, крайне неустойчивая динамика продуктивности;

— неустойчивость эмоционального тонуса, повышенная (реже пониженная) эмоциональная возбудимость, частые перепады настроения;

—   повышенная тревожность, склонность к страхам;

— невротизация в различных формах, преимущественно с доминированием астенической или депрессивно-ипохондрической симптоматики.

          Сложная структура нарушений развития свидетельствует о необходимости проведения комплексной коррекционно-развивающей работы в процессе целенаправленного общего развития ребенка.

           В нашем дошкольном учреждении как раз такая работа и проводится.  Значительная роль отводиться развитию и коррекции речи и осуществляется через тематический подход. Но проводя один раз в год лексическую тему «Транспорт», невозможно сформировать необходимые умения и навыки грамотного, безопасного поведения. Поэтому, учитывая особенности развития детей с ДЦП, изучение Дорожной Азбуки дается нелегко. При организации  кружковой работы по ознакомлению с ПДД один день в неделю отводится данной теме.

        Актуальность и просто современная  необходимость обучения детей ПДД несомненна. Цель моей работы – выработать у детей с ограниченными возможностями здоровья устойчивые навыки безопасного поведения на улицах города, привить навыки правильного поведения на улицах города, во дворе и городском транспорте. Над этой темой  я работаю четвёртый год. При анализе  положительных результатов была выявлена закономерность: через поставленные задачи по ознакомлению с ПДД можно решить и ряд коррекционных. Используя  известные педагогам методические приемы (беседа, игры, чтение художественной литературы, моделирование, экскурсия и т.д.) и разнообразную предметно-развивающую среду  достигаются желаемые результаты.

        Учитывая то, что ведущий вид деятельности для детей дошкольного возраста – игра, свою работу организую как можно больше в игровой форме. Ведь в игре удовлетворяются основные потребности ребенка: движение, общение, познание, самостоятельность, радость, удовольствие и потребность быть «как взрослый».

        Предлагая дидактические игры («Угадай, какой знак», «Собери светофор»,  «Запрещается – разрешается», «Собери целое», «Лото пешехода» и др.), развиваются познавательный интерес, внимание, мышление, восприятие, зрительная и слуховая память, закрепляется умение различать сенсорные эталоны (величина, форма, цвет),   активизируется пассивный словарь.

 

  

Подвижные игры («Воробышки и автомобиль», «Цветные автомобили», «Ловкий пешеход», «Красный, желтый, зеленый» и др.), способствуют снижению уровня тревожности, усвоению пространственных понятий, умению дифференцировать правую и левую сторону тела, помогают формированию зрительно-моторной координации.

Различная  тематика сюжетно-ролевых игр  стимулирует познавательный интерес, способствует формированию  умения устанавливать контакт и потребности в общении, снижает уровень проявления различных страхов. Воспитываются личностные качества ребенка.

  

         Каждый день мы читаем художественную литературу. И для данной темы есть место (И.Серяков «Улица, где все спешат», С.Михалков «Скверная история», Я. Пишумов «Азбука города»,  А. Серный «Три чудесных цвета» и др.). Познакомившись с произведением, обязательно обсуждаем их.  

        Организуется  продуктивная деятельность по каждой теме. Всегда нужно помнить о том, что детям могут быть трудны и недоступны многие, даже несложные движения кистей и пальцев рук. Поэтому начинать следует с совместного выполнения всех действий (в пассивной форме), а затем учить выполнять действия самостоятельно (по подражанию или образцу). Детям особенно понравились темы: «Мой друг светофор», «Улицы моего города», «Спешат машины разные», «Пешеходный переход».

         Немалое внимание уделено планированию прогулок, экскурсий. Дети дошкольного возраста ещё не вполне осознают, что такое  опасность. Поэтому обучаем безопасному поведению наглядно. Вместе с детьми мы наблюдали за движением транспорта и работой водителя, как пешеходы выполняют свои обязанности, как умело светофор справляется со своими задачами. Прогулки помогают стимулировать познавательный интерес, прививать психологическую устойчивость к опасным ситуациям, дисциплинированность, осторожность, наблюдательность, т.е. те  личностные качества, которые помогут им адаптироваться к дорожной среде. Эмоциональную окраску нашим прогулкам придаёт художественное слово.

           Наблюдая за детьми, проводя качественный и количественный анализ своей работы, я пришла к выводу, что они получают в детском саду необходимые знания и умения, которые необходимы для изучения ПДД. Даже если самый «тяжелый» ребенок усвоит, что дорогу нужно переходить на «зеленый – это уже радует. Для наших детей знакомство с ПДД – жизненная необходимость.  

Рекомендуемая литература

1. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. − М.: Просвещение, 1989.

2. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. − Л., 1977.

3. Левченко И.Ю. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. − М.: Академия. 2001.

4. Смирнова И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП. − СПб., 2003.

5. Детский церебральный паралич. Хрестоматия / Составители Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. − СПб., Дидактика-Плюс, 2003.

Резанова Елена Фаритовна, 

воспитатель МБ ДОУ детский сад  № 225  компенсирующего вида,

г.Уфа, Республика Башкортостан