Развитие певческих навыков у дошкольников. Советы начинающим педагогам

Общие проблемы в пении дошкольников – это неточное интонирование, крикливое пение, открытый звук и невнятная дикция. Вся дошкольная педагогика опирается на игровую методику, которая вызывает положительный эмоциональный отклик у детей и позволяет быстро достигнуть хороших результатов.

Чтобы вызвать у детей активное желание петь, применяются разнообразные методические приёмы, вводятся игровые и зрелищные моменты. У малышей непроизвольное внимание, и весь процесс обучения должен воздействовать на их чувства, соответствовать их интересам. Если использовать игровые приёмы и доступный материал, дети проявляют эмоциональную отзывчивость.

Музыкальному руководителю следует помнить о том, что у детей дошкольного возраста голосовой аппарат только начинает формироваться. Голос ребёнка-дошкольника очень несильный, дыхание слабое, поверхностное, голосовые складки смыкаются неплотно. Педагог  при работе с детьми обязательно должен руководствоваться принципом «Не навреди!» и относиться к детскому голосу осторожно и бережно.

Прежде всего, необходим продуманный песенный репертуар. Основными требованиями к нему являются:

– художественная ценность;

– доступность текста и мелодии;

– соответствие мелодии возрастному диапазону: ре первой октавы – ля первой октавы (3–4 года), до первой октавы – до второй октавы (6 –7 лет);

– соответствие интересам ребёнка.

Развивать певческие навыки у дошкольников нужно постоянно и планомерно, от простого к более сложному. Работа по развитию вокально-хоровых навыков проводится с помощью упражнений, которые используются на каждом занятии. Большое внимание необходимо уделять распеванию. Песенки-попевки – прекрасный материал для развития певческих навыков детей, способствующий развитию слуха и голоса, выработке чистого интонирования и лёгкого звучания голоса, расширению его диапазона.

Певческая установка – это положение корпуса перед началом пения. Чтобы голос звучал свободно, необходимо сесть или встать прямо, ноги поставить ровно. Дети часто забывают о правильной осанке – можно напомнить им о правильном положении корпуса с помощью следующих упражнений:

Сидит дед,

Ему сто лет,

А мы детки маленькие,

У нас спинки пряменькие.

Сидит баба Яга,

Очень страшная она.

Быть такими не хотим,

Очень ровно мы сидим.

Овладеть певческим дыханием детям помогают дыхательные упражнения без звука и со звуком. Следует помнить о том, что на одном занятии можно давать не более двух упражнений на развитие дыхания.

Работа над правильным звукообразованием строится на развитии слуховых ощущений и умении использовать резонаторы. В этом педагогу помогут следующие игры:

– пение с приставленной к уху ладонью;

– пропевание гласных А-Э-И-О-У;

– пение с закрытым ртом и др.

Для правильного формирования гласных хорошо использовать песенки-попевки на двух–трёх примарных звуках – акцент в них делается на правильное положение рта при пропевании гласных звуков.

Главная задача педагога при работе над звуковедением – добиваться кантиленного пения. Эффективным методом в этой кропотливой работе является разучивание попевок а capella. Кроме того, нужно пресекать громкое крикливое пение, приучать детей слышать себя и других.

Начиная работу над точностью интонирования, необходимо дать детям понятие о высоте звука. Лучшим пособием для этого является «Музыкальный букварь» Н.А.Ветлугиной (М., 1989). Неоценимую помощь педагогу может оказать следующий материал:

– дидактические пособия с движущимися деталями, которые показывают высоту звука, например, «Музыкальная лесенка с матрёшкой»;

– картинки, основанные на ассоциациях;

– различные наглядные пособия.

Эффективным методом в работе над интонированием является показ направления движения мелодии рукой, указкой на рисунке или на схеме.

Чистота интонирования во многом зависит от ощущения детьми лада и умения опираться на устойчивые звуки. Первоначально надо научить ребёнка ощущать тонику и находить её самостоятельно. В этом помогают упражнения на развитие ладового чувства:

– распевки, построенные на тоническом трезвучии;

– попевки, в которых каждая фраза заканчивается на тонике.

Очень эффективный метод развития ладового чувства и музыкально-слуховых представлений у дошкольников – певческая импровизация.

Для красивого пения необходимо владение артикуляцией и дикцией. Г.А. Струве отмечал: «Артикуляционный аппарат детей, особенно младшего возраста, нуждается в развитии. Необходимо проводить специальную работу по его активизации. Здесь важно: умение открывать рот при пении, правильное положение губ, освобождение от зажатости, от напряжения нижней челюсти, свободное расположение языка во рту – всё это влияет на качество исполнения».

Можно использовать в работе:

– утрированный показ;

– артикуляционную гимнастику;

– озвученную артикуляционную гимнастику;

– проговаривание и пропевание скороговорок в разном темпе.

Фонопедический метод развития голосанаправлен на укрепление гортани и расширение звукового диапазона голоса.

Необходимо постоянно и планомерно развивать чувство ритма у детей. Эта работа осуществляется во всех видах музыкальной деятельности и, конечно же, в работе над песней. В этом помогают упражнения «Прохлопай ритм», «Узнай попевку по графическому изображению ритма», «Пение по ритмическим картинкам», «Узнай песню по ритму» и др.

В работе над развитием вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста очень важно определить тип певческого голоса ребёнка (высокий голос, средний голос, низкий голос) и диапазон голоса. Примарная зона (два–три звука, наиболее удобные для речи и пения, где голос звучит наиболее естественно) и рабочий диапазон (ещё два –три звука вокруг примарной зоны) определяются педагогом на первых занятиях. В процессе вокально-хоровой работы дети могут переходить из одной группы голосов в другую. Необходимо учитывать границы рабочего диапазона голоса. Важно, чтобы песня соответствовала возможностям тесситуры голоса ребёнка. Для детей с низкими голосами подбираются попевки с небольшим диапазоном (терция или кварта). Эти же песенки-попевки с удовольствием поют дети со средним и высоким диапазоном голоса, но транспонированные в более высокие тональности, соответствующие типу голоса ребёнка. При разучивании «Прибаутки» (р. н. м. «Наша горка высока») первую фразу начинают петь дети с высокими и средними голосами, вторую фразу продолжают петь дети со средними и низкими голосами.

Большого внимания заслуживает приём поочерёдного пения, когда солист или солисты исполняют запев, а вся группа – припев. Слушая друг друга, дети учатся оценивать качество пения, а соревновательный элемент побуждает их петь точнее.

Особое внимание нужно уделить нечисто поющим детям, размещать их следует ближе к музыкальному руководителю. Сидя впереди, такие дети будут слышать правильно поющего взрослого и хорошо поющих детей, сидящих сзади.

Л.М. Синегубова, музыкальный руководитель ГБОУ СОШ № 572 структурное подразделение «Дошкольное (9)», Юго-Восточный округ, Москва

Литература

Метлов Н. А. Музыка – детям. – М.: Просвещение, 1985.

Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. – М.:Просвещение, 1981.

Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребёнка. – М.: Просвещение,  1968.

Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Просвещение; ВЛАДОС, 1994.

Войнова А. Д. Развитие чистоты интонации в пении дошкольников. – М.: АПН РСФСР, 1960.

Картушина М. Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Скрипторий, 2003, 2010.

Читайте в № 7-2013 журнала «Музыкальный руководитель» конспект доминантного занятия в младшей группе «Путешествие в зимний лес» Л.М. Синегубовой (с нотными приложениями). А в следующем, 2014 году, будут опубликованы конспекты занятий для остальных возрастных групп детей – они отражают многолетний опыт работы музыкального руководителя по развитию певческих навыков у детей дошкольного возраста.

PageLines