Профессиональный стандарт «Педагог»

Ю.А. Гладкова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования, ГБОУ ВО МО Академия социального управления

Профессиональный стандарт «Педагог» и современный воспитатель

В новой рубрике профессиональный стандарт будет рассмотрен с позиции современного воспитателя:

— основные разделы и понятия стандарта, их значение в профессиональной деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации;

— основные этапы рассмотрения и внедрения стандарта;

— принципиальные положения стандарта с точки зрения нововведений в профессиональную деятельность воспитателя;

— особенности реализации воспитателем образовательных задач через призму профессионального стандарта.

Из истории профессиональных стандартов

Профессиональный стандарт – понятие относительно новое для российской действительности. Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. №597 было предписано разработать около 800 профессиональных стандартов (п.1). В декабре 2012 года соответствующие изменения были внесены в Трудовой кодекс РФ, а именно: глава 31 указанного документа была дополнена статьей 195.1, раскрывающей понятия «профессиональный стандарт» и «квалификация работника».

Согласно данному документу, профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности, а квалификация работника – это уровень знаний, умений и профессиональных навыков.

В соответствие с Постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 г. №584 переход на новые стандарты будет осуществляться поэтапно до 01.01.2020 года.

Сегодня результативность труда в любой отрасли зависит от кадрового потенциала, основу которого должны составлять высококвалифицированные специалисты. Связано это, прежде всего, с ростом технического прогресса и, как следствие, со значительным повышением требований к квалификации сотрудников организации. Профессиональный стандарт должен стать ориентиром для выстраивания кадровой политики.

Разработка и внедрение профессионального стандарта «Педагог» является важным шагом на пути к качественным реформам в области образования. Это новое направление в кадровой политике, которое позволит упорядочить не только профессиональную деятельность современного педагога на каждой ступени отечественной системы образования, но и многие важные процедуры, непосредственно связанные с профессиональной деятельностью: аттестация педагогов, система оплаты труда, тарификация и многое другое.

Профессиональный стандарт «Педагог»

В 2013 году Приказом Министерства труда России (№544н от 18 января.) был утверждён профессиональный стандарт «Педагог». Это многоуровневый документ, поскольку учитывает специфику работы педагога на разных ступенях образования – в дошкольной организации, в начальной школе, в основной и старшей школах.

Документ в своем первозданном виде носит так называемый рамочный характер: он может дополняться, во-первых, на региональном уровне в соответствии с социокультурными, экономическими, демографическими и прочими особенностями; во-вторых, на уровне образовательных организаций в соответствии с их спецификой (инклюзивная, физкультурно-спортивная направленность, работа с одарёнными детьми и др.).

Появление данного документа вызвало много вопросов у руководителей организаций, учёных и практиков. В связи с этим Министерством труда и социальной защиты РФ было выпущено Письмо от 04.04.2016 г. №14-0/10/В-2253, в котором представленная информация выстроена в соответствии с поступившими со стороны организаций и граждан вопросами, например такими: для чего разрабатываются профессиональные стандарты; как часто они будут обновляться; будут ли в связи с утверждением стандартов отменены единые тарификационные справочники; будут ли распространяться профессиональные стандарты на негосударственные организации и др. Это информационное письмо позволило дать исчерпывающие ответы на многие волнующие вопросы.

С 1 июля 2016 года вступила в действие статья Трудового кодекса РФ (195.3), раскрывающая порядок применения профессиональных стандартов. Организации были обязаны использовать стандарты, если требования к квалификации установлены Трудовым кодексом или другими нормативно-правовыми актами. В остальных случаях стандарт носит рекомендательный характер, и работодатель может вносить изменения в документы своей организации (локальные акты, штатное расписание, должностные инструкции и др.), руководствуясь при этом Правилами разработки и утверждения профессиональных стандартов, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23.

Важной в этих правилах является информация о том, что, если работник по каким-либо параметрам не соответствует новому профессиональному стандарту, его увольнение недопустимо. В соответствии с законодательством к такому работнику применяется внутренняя процедура аттестации на соответствие занимаемой должности. Кроме того, ему должна быть предоставлена возможность получения дополнительного образования (как правило, профессиональная переподготовка) для обеспечения соответствия стандарту.

Первоначальное знакомство с профессиональным стандартом «Педагог» специалистов разного уровня (от управленческого до исполнительского), а также последовавшее бурное обсуждение документа показали, что современная система образования не готова к полноценному внедрению документа. Этим объясняется, прежде всего, необходимость доработки стандарта, более оптимальное его выстраивание в целях ориентации на современную образовательную практику.

Исходя из сложившейся ситуации, в соответствии с Приказом Министерства труда от 15.12.2016 г. №745 «О внесении изменений в Профессиональный стандарт «Педагог» дата вступления его в силу переносится на 1 сентября 2019 года.

Безусловно, внедрение профессионального стандарта «Педагог» не изменит систему отечественного образования в одночасье. Это лишь первый шаг, «начало масштабного образовательного проекта» (Е.А. Ямбург). Полноценное внедрение стандарта станет возможным при объединении усилий большого числа специалистов высших учебных заведений, организаций дополнительного образования и профессиональной переподготовки, управленческих команд различного уровня. Не менее важным условием является наличие у современных педагогов желания освоить профессиональный стандарт, стремления к самосовершенствованию и повышению квалификации, мотивации к освоению новых компетенций.

Руководитель коллектива разработчиков профессионального стандарта «Педагог» Евгений Александрович Ямбург выделил основные направления его внедрения: широкое обсуждение, апробация и внедрение. Основной целью широкого обсуждения стандарта является, по его мнению, формирование психологической готовности педагогов; апробация позволит устранить несогласованность в нормативно-правовых документах в сфере образования и смежных сферах; а внедрение приведёт к модернизации системы подготовки новых педагогических кадров и переподготовки имеющихся на сегодняшних день.

Обсуждение профессионального стандарта стартовало с момента его опубликования на сайте Министерства образования и науки России 15 февраля 2013 года, обсуждение продолжается и сегодня. С 6 июля по 20 сентября 2017 года в Интернет-пространстве работал интерактивный ресурс «стандартпедагога.рф», на котором осуществлялось общественное обсуждение проекта уровневого профессионального стандарта «Педагог», а также модели Национальной системы учительского роста (НСУР). В обсуждении приняли участие учёные (педагоги, психологи, социологи), а также практики, которых волнует вопрос введение стандарта.

Большое внимание в обсуждении уделено и профессиональному стандарту педагога дошкольного образования, поскольку дошкольный возраст специфичен и стандартам «подчинить» его очень сложно, практически невозможно. В связи с этим важно подчеркнуть, что профессиональный стандарт педагога школьных ступеней – это «стандарт результата», а стандарт педагога дошкольного образования – «стандарт условий», в соответствии с которыми должен выстраивать свою деятельность воспитатель и другие педагоги современной дошкольной образовательной организации.

 

Структура профессионального стандарта «Педагог»

Первый раздел – общие сведения.

В разделе указаны:

1) наименование вида профессиональной деятельности – дошкольное, начальное, основное общее и среднее общее образование;

2) основная цель вида профессиональной деятельности – оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам;

3) группа занятий (в скобках указаны коды ОКЗ – общероссийский классификатор занятий):

— преподаватели в средней школе (2320);

— преподаватели в системе специального образования (2340);

— преподавательский персонал начального образования (3310);

— персонал дошкольного воспитания и образования (3329);

— преподавательский персонал специального обучения (3330);

4) отнесение к видам экономической деятельности в соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности  – ОКВЭД (коды даны в скобках):

— услуги в области дошкольного и начального общего образования (80.10.1);

— услуги в области основного общего и среднего (полного) общего образования (80.21.1).

Второй раздел – описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт, или «карта вида профессиональной деятельности».

В разделе представлены:

1) обобщённые трудовые функции, к которым относятся:

А) педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;

Б) педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ;

2) трудовые функции, подразумевающие:

А) организацию обучения, воспитания и развития детей;

Б) педагогическую деятельность по реализации основной общеобразовательной программы (в нашем случае дошкольного образования).

Третий раздел – характеристика обобщённых трудовых функций.

В разделе представлены подробные характеристики каждой обобщённой трудовой функции по схеме:

— наименование функции;

— возможные названия должностей;

— требования к образованию и обучению, опыту практической деятельности;

— условия допуска к работе и некоторые дополнительные характеристики.

В подразделе, описывающем трудовые функции, представлены:

— перечень трудовых действий, выполняемых педагогом в соответствии с заявленными трудовыми функциями;

— необходимые знания и умения.

Таким образом, представлены все трудовые функции педагога, исходя из вида его профессиональной деятельности.

 

Уважаемые читатели! Все материалы новой рубрики «Профессиональный стандарт «Педагог» будут публиковаться в журнале «Ребёнок в детском саду». Если у вас возникнут вопросы, связанные с вашей профессиональной деятельностью, отправляйте их на электронную почту редакции rds@dovosp.ru или на сайт info@dovosp.ru.

 

PageLines