Проект «Культурные традиции дворянского воспитания XIX века» в детском саду

В рамках года культуры в нашем дошкольном образовательном учреждении был реализован проект с детьми 5–6 лет «Культурные традиции дворянского воспитания XIX века». Итоговым результатом (продуктом) данного творческого проекта стало музыкально-театрализованное представление «Именины Маши».

В результате бесед, просмотра презентаций, экскурсий, рассматривания иллюстраций, чтения художественной литературы дети получили представление о культуре XIX века, социокультурных ценностях нашего народа, у них сформировались предпосылки поисковой деятельности и интеллектуальной инициативы. Дети узнали о выдающихся представителях русского дворянства (А.В. Суворов, А.С. Пушкин и др.), об их лучших качествах (образованность, чувство долга, патриотизм, ответственность за судьбу Отечества), о дворянском этикете, культуре общения и поведения, традиционных для того времени формах организации семейного досуга (домашние салоны, балы, рисование, рукоделие, семейные чтения).

В соответствии с ФГОС ДО работа проводилась по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

На подготовительном этапе работы проводились консультация для педагогов «Развитие исследовательского потенциала у детей старшего дошкольного возраста» и круглый стол «Интеграция образовательных областей и различных видов деятельности детей-дошкольников в процессе приобщения к культурному наследию своего народа».

На первом этапе была обозначена проблемная ситуация: после выходных ребёнок в группе поделился впечатлениями об экскурсии в усадьбу «Царицыно». Детей рассказ заинтересовал, и в ходе обсуждений появилось много вопросов: что такое усадьба? кто в жил в усадьбах? кто такие дворяне? в каких домах они жили?

На втором этапе на основе модели двух вопросов «Что я знаю?» и «Что хочу узнать?» было выполнено планирование: обсуждение вариантов решения проблемы и обсуждение продуктов деятельности, которые планируется получить в конце проекта.

Третий этап – исследовательский. Он включал в себя интеграцию образовательных областей. Образовательная деятельность осуществлялась в ходе режимных моментов (заучивание пословиц и поговорок о Родине и её патриотах, беседы, просмотр иллюстраций, игры, слушание музыки), в процессе организованных педагогами различных видов деятельности (аппликация, лепка, рисование, ознакомление с окружающим).

На четвертом этапе совместно с родителями были созданы музейная экспозиция «Куклы в старинных дворянских одеждах» и фотоальбомы «Дворянские усадьбы XIX века», составленные из фотографий тех мест, где дети побывали вместе с родителями.

Беседка в подмосковной усадьбе «Суханово». Первая четверть XIX в.

http://www.photosight.ru/photos/2512650/

Завершением работы над проектом стало музыкально-театрализованное представление «Именины Маши» (см.: «Музыкальный руководитель», 2015, №1). В ходе этого мероприятия оценивались творческая активность детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности, самостоятельность в выборе способа передачи музыкального образа в движениях, навыки художественного исполнения образов в театральных постановках и песнях, умение передавать художественные образы в продуктивной деятельности.

Наталия Николаевна Волкова, старший воспитатель,

Светлана Васильевна Поздняк, воспитатель,

Лариса Львовна Губанова, воспитатель,

ГБОУ «ЦРР – детский сад №1194», Северо-Восточный округ, Москва