Проект «Развитие социально-коммуникативных навыков средствами музицирования»

Проект «Развитие социально-коммуникативных навыков средствами музицирования»

Г.Г. Шипнигова, педагог дополнительного образования, структурное подразделение Школа дошкольников», МБОУ ДОД «Дворец творчества детей и молодёжи», г. Ангарск

В современном мире остро стоит проблема социально-коммуникативного развития подрастающего поколения. Педагоги и ученые бьют тревогу о том, что «экранная зависимость» детей дошкольного возраста становится реальностью.  Родители предпочитают вместо живого общения с ребенком,  чтения сказок, разучивания стихотворений – включить телевизор или дать ребенку в руки планшет.

Работая в структурном подразделении «Школа дошкольников» Дворца творчества детей и молодежи, вижу, что эта проблема характерна и для наших воспитанников, особенно тех, которые не посещали детские образовательные учреждения.

Поэтому родители приводят к нам детей для того, чтобы мы, педагоги, помогли подготовить ребят  к школе. Но подготовка к школе заключается не только в том, чтобы научить ребенка читать и писать, самое главное – развить навыки социального общения.

Психологи отмечают возраст 7 лет как критический. Связано это с изменением социального статуса ребенка: дошкольник становится школьником. В настоящее время кризис возраста осложняется рядом причин, указанных выше, поэтому у ребенка к моменту поступления в школу не вырабатываются в полном объеме необходимые социально-коммуникативные навыки.

В «Школе дошкольников» большое внимание уделяется именно этой проблеме. Одним из путей ее решения является образовательный проект «Развитие социально-коммуникативных навыков средствами музицирования».

 

Гипотеза проекта. Если использовать на занятиях коллективное музицирование, то повысится уровень таких составляющих социально-коммуникативных навыков как творческая активность, общительность, эмоциональность.

В определении творческой активности мы придерживаемся точки зрения Е.Б. Старовойтенко, которая представляет ее как процесс, определяющий динамику воображения, фантазии и образных представлений. «Выступая ведущей интенцией жизнедеятельности в старшем дошкольном возрасте, творческая активность направляет движение внутренних ресурсов и возможностей личности на освоение социокультурного опыта с целью выражения себя в общении, творчестве, познании» (И.А.Синицина).

Результаты проведенной диагностики позволили определить план работы с детьми, включающий:

— музыкально-дидактические игры «Игра с бубном», «Повтори ритм», «Чей кружок быстрее соберется», «Сапожник» (с музыкальным молоточком), «Найди пару» (с музыкальными инструментами), «Угадай инструмент» и другие. Они  помогают ребенку раскрепоститься, стать более активным, эмоциональным, коммуникабельным;

— элементарное музицирование с использованием различных приемов игры на детских музыкальных инструментах (поступательные, перекрестные, комбинированные движения), способствующие одновременному включению в работу правого и левого полушария;

— игру в оркестре, помогающую выработке опыта позитивных взаимоотношений и взаимодействий в процессе совместного музицирования.

Большая роль  в проекте  отводится также совместной деятельности детей и родителей, таким мероприятиям как:

— мастер класс  «Изготовление музыкальных инструментов своими руками»;

— музыкальная гостиная «Знакомство с русскими народными  инструментами»;

— музыкальная гостиная  «Творчество П.И.Чаковского»;

— занятие «Игра в лошадки» по произведению П.И.Чайковского;

— совместная  деятельность детей и взрослых «Магазин музыкальных инструментов».

При организации данных мероприятий ставятся следующие задачи:

  1. привлечь родителей к дальнейшей работе по развитию у детей социально – коммуникативных навыков;
  2. сплотить детей и родителей посредством совместной творческой деятельности;
  3. развить у детей навыки общения со взрослыми.

Родители активно включались в работу, с интересом принимали  участие во всех мероприятиях.

Особый интерес у детей и родителей вызывало совместное исполнение на различных музыкальных инструментах, сделанных своими руками из простых вещей – баночек из-под крема, «яиц» из киндер-сюрпризов, стаканчиков из-под йогурта и других.

Благодаря этим мероприятиям, уже к концу первого года занятий стали заметны характерные сдвиги в развитии детей.

Но, безусловно, один год занятий в рамках проекта не дает возможности полностью воздействовать на уровень развития творческой  активности, общения и эмоциональности. Должна проводиться системная целенаправленная работа.

Наиболее важным показателем  результативности проведенной нами работы выступило, во-первых, желание родителей  продолжать такую работу с детьми, и, во-вторых, их убеждение в том, что только живое общение способно сделать ребенка уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

Подводя итог работы по проекту можно сделать вывод:

Элементарное музицирование и совместное творчество родителей и детей обладает большим потенциалом эмоционального, психологического, социального воздействия.

Оно помогает развитию личностных качеств, которые могут быть сформированы только в совместной музыкально-творческой деятельности.

 

Мастер-класс по изготовлению барабана

В процессе игры на музыкальных инструментах ярко проявляются индивидуальные черты каждого ребенка: наличие воли, эмоциональность, сосредоточенность, воображение. Для многих детей этот вид деятельности помогает раскрыть свой духовный мир, преодолеть застенчивость и скованность.

В магазинах имеется огромный выбор детских музыкальных инструментов, но инструмент,сделанный своими руками,  поможет сблизить родителей  с ребенком через совместную деятельность, разовьет творчество, воображение.

Цель педагога  при организации и  проведении мастер-класса – создать позитивный настрой на совместное творчестводетей и родителей.

При этом важно распределить задание между детьми и взрослыми так, чтобы родители не смогли полностью выполнить работу за детей, добиваясь более высокого результата. И каждому ребенку было по силам сделать свою часть задания.

Для этого целесообразно на предшествующих мастер-классу занятиях обучить детей  приемам вырезания и склеивания. Можно также предложить детям подумать – из чего можно сделать барабан своими руками.

Участники мастер-классадети дошкольного возраста (1-ый год обучения) и родители (или лица, их заменяющие, бабушки, дедушки)

Помещение должно быть оборудовано с учетом возрастных особенностей обучающихся.

Прогнозируемый   результат:
— приобретение участниками мастер-класса опыта по изготовлению инструментов;

—  закрепление знаний о музыкальных инструментах.

— овладение различными способами извлечения звука и приобретение навыков игры на самодельных инструментах – игрушках;

— создание условий для развития творческих способностей детей;
— приобретение детьми трудовых, конструкторских и изобретательских навыков в процессе изготовления экспериментальных инструментов;

— создание условий для укрепления отношений  между детьми и родителями.

 

Критерии оценки деятельности детей:

  • активность,
  • самостоятельность,
  • взаимодействие со взрослыми,
  • эмоциональность,
  • работоспособность.

 

Ход мастер-класса

Звучит музыка. Дети с родителями заходят в музыкальный зал или кабинет музыки, рассаживаются по местам за столы.

Педагог: Здравствуйте, дорогие ребята. Добрый день, уважаемые взрослые! У нас сегодня необычное занятие – мастерская самых настоящих умельцев.

Умелец может сделать из железки,

Из камня, дерева – шедевры красоты.

Из разных баночек, веревок, лески,

Сегодня чудо сотворишь и ты.

Ребята, а какое чудо может каждый из вас сотворить сегодня? Давайте отгадаем:

Сам пустой, голос густой,

Дробь отбивает,

Шагать помогает…

Дети отвечают: Барабан

Педагог: Правильно, это барабан. А звук из барабана можно извлечь с помощью палочек. Давайте посмотрим, как нужно ударять палочками по барабану и послушаем, какой получится у нас звук.

(Показывает.)

Педагог: Барабан – это что за предмет?

Дети: Музыкальный инструмент.

Педагог: Правильно, молодцы! И вот сегодня мы с вами сделаем необычные музыкальные инструменты своими руками.

Посмотрите, что сегодня вы видите на наших столах? Правильно. Разные баночки.

Предлагаю заняться совместным творчеством. Буду коротко рассказывать и показывать, что и как мы будем делать. По окончанию работы мы все вместе, целым оркестром, исполним на своих барабанах музыку!

Также отмечу, что если со временем ваш музыкальный инструмент придет в негодность его всегда можно будет обновить, видоизменить, если приложить немного  усилий и включить фантазию.

 

Для изготовления барабана вам понадобятся: металлическая коробочка, шило, манная крупа, лента, скотч, две деревянные палочки или ручки.

 

Порядок работы:

  1. Возьмите металлическую коробочку – это будет корпус барабана. Шилом проколите два отверстия друг напротив друга ближе к верхнему краю стенки и два отверстия в крышке.
  2. Внутрь коробки насыпьте слой манной крупы в 1 см (чтоб чуть приглушить звук барабана).
  3. Соедините концом ленты пары отверстий.
  4. Плотно закройте крышку, затяните ленту узлом и обмотайте скотчем стык крышки с коробкой, чтобы не высыпалась манная крупа.
  5. Палочками для барабана могут стать любые деревянные палочки или использованные ручки.
  6. Чтобы барабан был красивым, его нужно чем-нибудь украсить – придумайте сами!

Такая работа не только доставит удовольствие детям и родителям, но и разовьет социально-коммуникативные навыки дошкольников. Желаю вам радости и творческих успехов  от совместного творчества!

 

Проект «Развитие социально-коммуникативных навыков средствами музицирования»

 

1.5 2 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x