Проект «Развитие социально-коммуникативных навыков средствами музицирования»
Г.Г. Шипнигова, педагог дополнительного образования, структурное подразделение Школа дошкольников», МБОУ ДОД «Дворец творчества детей и молодёжи», г. Ангарск
В современном мире остро стоит проблема социально-коммуникативного развития подрастающего поколения. Педагоги и ученые бьют тревогу о том, что «экранная зависимость» детей дошкольного возраста становится реальностью. Родители предпочитают вместо живого общения с ребенком, чтения сказок, разучивания стихотворений – включить телевизор или дать ребенку в руки планшет.
Работая в структурном подразделении «Школа дошкольников» Дворца творчества детей и молодежи, вижу, что эта проблема характерна и для наших воспитанников, особенно тех, которые не посещали детские образовательные учреждения.
Поэтому родители приводят к нам детей для того, чтобы мы, педагоги, помогли подготовить ребят к школе. Но подготовка к школе заключается не только в том, чтобы научить ребенка читать и писать, самое главное – развить навыки социального общения.
Психологи отмечают возраст 7 лет как критический. Связано это с изменением социального статуса ребенка: дошкольник становится школьником. В настоящее время кризис возраста осложняется рядом причин, указанных выше, поэтому у ребенка к моменту поступления в школу не вырабатываются в полном объеме необходимые социально-коммуникативные навыки.
В «Школе дошкольников» большое внимание уделяется именно этой проблеме. Одним из путей ее решения является образовательный проект «Развитие социально-коммуникативных навыков средствами музицирования».
Гипотеза проекта. Если использовать на занятиях коллективное музицирование, то повысится уровень таких составляющих социально-коммуникативных навыков как творческая активность, общительность, эмоциональность.
В определении творческой активности мы придерживаемся точки зрения Е.Б. Старовойтенко, которая представляет ее как процесс, определяющий динамику воображения, фантазии и образных представлений. «Выступая ведущей интенцией жизнедеятельности в старшем дошкольном возрасте, творческая активность направляет движение внутренних ресурсов и возможностей личности на освоение социокультурного опыта с целью выражения себя в общении, творчестве, познании» (И.А.Синицина).
Результаты проведенной диагностики позволили определить план работы с детьми, включающий:
— музыкально-дидактические игры «Игра с бубном», «Повтори ритм», «Чей кружок быстрее соберется», «Сапожник» (с музыкальным молоточком), «Найди пару» (с музыкальными инструментами), «Угадай инструмент» и другие. Они помогают ребенку раскрепоститься, стать более активным, эмоциональным, коммуникабельным;
— элементарное музицирование с использованием различных приемов игры на детских музыкальных инструментах (поступательные, перекрестные, комбинированные движения), способствующие одновременному включению в работу правого и левого полушария;
— игру в оркестре, помогающую выработке опыта позитивных взаимоотношений и взаимодействий в процессе совместного музицирования.
Большая роль в проекте отводится также совместной деятельности детей и родителей, таким мероприятиям как:
— мастер класс «Изготовление музыкальных инструментов своими руками»;
— музыкальная гостиная «Знакомство с русскими народными инструментами»;
— музыкальная гостиная «Творчество П.И.Чаковского»;
— занятие «Игра в лошадки» по произведению П.И.Чайковского;
— совместная деятельность детей и взрослых «Магазин музыкальных инструментов».
При организации данных мероприятий ставятся следующие задачи:
- привлечь родителей к дальнейшей работе по развитию у детей социально – коммуникативных навыков;
- сплотить детей и родителей посредством совместной творческой деятельности;
- развить у детей навыки общения со взрослыми.
Родители активно включались в работу, с интересом принимали участие во всех мероприятиях.
Особый интерес у детей и родителей вызывало совместное исполнение на различных музыкальных инструментах, сделанных своими руками из простых вещей – баночек из-под крема, «яиц» из киндер-сюрпризов, стаканчиков из-под йогурта и других.
Благодаря этим мероприятиям, уже к концу первого года занятий стали заметны характерные сдвиги в развитии детей.
Но, безусловно, один год занятий в рамках проекта не дает возможности полностью воздействовать на уровень развития творческой активности, общения и эмоциональности. Должна проводиться системная целенаправленная работа.
Наиболее важным показателем результативности проведенной нами работы выступило, во-первых, желание родителей продолжать такую работу с детьми, и, во-вторых, их убеждение в том, что только живое общение способно сделать ребенка уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.
Подводя итог работы по проекту можно сделать вывод:
Элементарное музицирование и совместное творчество родителей и детей обладает большим потенциалом эмоционального, психологического, социального воздействия.
Оно помогает развитию личностных качеств, которые могут быть сформированы только в совместной музыкально-творческой деятельности.
Мастер-класс по изготовлению барабана
В процессе игры на музыкальных инструментах ярко проявляются индивидуальные черты каждого ребенка: наличие воли, эмоциональность, сосредоточенность, воображение. Для многих детей этот вид деятельности помогает раскрыть свой духовный мир, преодолеть застенчивость и скованность.
В магазинах имеется огромный выбор детских музыкальных инструментов, но инструмент,сделанный своими руками, поможет сблизить родителей с ребенком через совместную деятельность, разовьет творчество, воображение.
Цель педагога при организации и проведении мастер-класса – создать позитивный настрой на совместное творчестводетей и родителей.
При этом важно распределить задание между детьми и взрослыми так, чтобы родители не смогли полностью выполнить работу за детей, добиваясь более высокого результата. И каждому ребенку было по силам сделать свою часть задания.
Для этого целесообразно на предшествующих мастер-классу занятиях обучить детей приемам вырезания и склеивания. Можно также предложить детям подумать – из чего можно сделать барабан своими руками.
Участники мастер-класса: дети дошкольного возраста (1-ый год обучения) и родители (или лица, их заменяющие, бабушки, дедушки)
Помещение должно быть оборудовано с учетом возрастных особенностей обучающихся.
Прогнозируемый результат:
— приобретение участниками мастер-класса опыта по изготовлению инструментов;
— закрепление знаний о музыкальных инструментах.
— овладение различными способами извлечения звука и приобретение навыков игры на самодельных инструментах – игрушках;
— создание условий для развития творческих способностей детей;
— приобретение детьми трудовых, конструкторских и изобретательских навыков в процессе изготовления экспериментальных инструментов;
— создание условий для укрепления отношений между детьми и родителями.
Критерии оценки деятельности детей:
- активность,
- самостоятельность,
- взаимодействие со взрослыми,
- эмоциональность,
- работоспособность.
Ход мастер-класса
Звучит музыка. Дети с родителями заходят в музыкальный зал или кабинет музыки, рассаживаются по местам за столы.
Педагог: Здравствуйте, дорогие ребята. Добрый день, уважаемые взрослые! У нас сегодня необычное занятие – мастерская самых настоящих умельцев.
Умелец может сделать из железки,
Из камня, дерева – шедевры красоты.
Из разных баночек, веревок, лески,
Сегодня чудо сотворишь и ты.
Ребята, а какое чудо может каждый из вас сотворить сегодня? Давайте отгадаем:
Сам пустой, голос густой,
Дробь отбивает,
Шагать помогает…
Дети отвечают: Барабан
Педагог: Правильно, это барабан. А звук из барабана можно извлечь с помощью палочек. Давайте посмотрим, как нужно ударять палочками по барабану и послушаем, какой получится у нас звук.
(Показывает.)
Педагог: Барабан – это что за предмет?
Дети: Музыкальный инструмент.
Педагог: Правильно, молодцы! И вот сегодня мы с вами сделаем необычные музыкальные инструменты своими руками.
Посмотрите, что сегодня вы видите на наших столах? Правильно. Разные баночки.
Предлагаю заняться совместным творчеством. Буду коротко рассказывать и показывать, что и как мы будем делать. По окончанию работы мы все вместе, целым оркестром, исполним на своих барабанах музыку!
Также отмечу, что если со временем ваш музыкальный инструмент придет в негодность его всегда можно будет обновить, видоизменить, если приложить немного усилий и включить фантазию.
Для изготовления барабана вам понадобятся: металлическая коробочка, шило, манная крупа, лента, скотч, две деревянные палочки или ручки.
Порядок работы:
- Возьмите металлическую коробочку – это будет корпус барабана. Шилом проколите два отверстия друг напротив друга ближе к верхнему краю стенки и два отверстия в крышке.
- Внутрь коробки насыпьте слой манной крупы в 1 см (чтоб чуть приглушить звук барабана).
- Соедините концом ленты пары отверстий.
- Плотно закройте крышку, затяните ленту узлом и обмотайте скотчем стык крышки с коробкой, чтобы не высыпалась манная крупа.
- Палочками для барабана могут стать любые деревянные палочки или использованные ручки.
- Чтобы барабан был красивым, его нужно чем-нибудь украсить – придумайте сами!
Такая работа не только доставит удовольствие детям и родителям, но и разовьет социально-коммуникативные навыки дошкольников. Желаю вам радости и творческих успехов от совместного творчества!