Проект «Нет листвы осенней краше»

Н.В. Молькова, воспитатель, учитель-логопед, руководитель музея; Н.Н. Бутылина, старший воспитатель, МОУ Бурмакинская СОШ №  2 (группы детского сада), с. Бурмакино, Некрасовский р-н, Ярославская обл.

 

Осень – прекрасное время года. Деревья одеваются в разноцветные наряды и радуют глаз. Дети, выходя на прогулку, собирают яркие листья, делают букеты и фантазируют, на что похож тот или иной лист. Как-то Маша сказала: «Как жаль, что через какое-то время наступит зима, листья пропадут под снегом, и мы не сможем любоваться их красотой». Девочки, поддерживая Машу, вздыхали и собирали букеты. А мальчики, игравшие рядом, остались равнодушными к их проблеме. Воспитатель поддержал девочек и попытался заинтересовать мальчиков: «А что если мы насобираем листьев, аккуратно их высушим и сделаем с их помощью необычные поделки, яркие аппликации и рисунки. Так осенние листья не пропадут.

– Здорово, если листьями можно рисовать! – поддержал разговор кто-то из мальчиков. Дети дружно стали собирать листья, любоваться ими и рассказывать о своих будущих работах.

– Я из этого листика сделаю ёжика.

– А я из своего гусеницу и птицу!

– Мы сделаем красивые поделки и пригласим мам, пусть посмотрят, какие мы мастера!

Дети вдруг заинтересовались: почему одни листья желтеют, а другие краснеют; почему они опадают с дерева не одновременно; почему при высыхании все листья становятся коричневыми и сморщиваются; как добиться того, чтобы и зимой они оставались яркими и гладкими.

Так возникла идея творческого проекта, который мы назвали «Нет листвы осенней краше».

Цель проекта. Расширять знания о сезонных изменениях в природе.

Развивать внимание, память, речь, воображение и мелкую моторику рук в различных видах деятельности.

Вид проекта. Познавательно-творческий.

Срок реализации. Краткосрочный (неделя).

Участники. Дети старшей группы, родители, воспитатели.

Предполагаемый результат. Оформление гербария листьев деревьев и кустарников разных видов. Создание творческих работ с использованием высушенных листьев. Оформление выставок: «Золотая осень» (в экологической комнате), «Нет листвы осенней краше» (детские творческие работы).

Презентация проекта. Открытое занятие «Путешествие в золотую осень».

 

Реализация проекта в различных видах деятельности

 

Понедельник.

Беседа «Наступила осень» (о сезонных изменениях в погоде).

Сбор листьев деревьев и кустарников разных видов во время прогулки. Сравнение опавших листьев (какие изменили цвет и фактуру поверхности, опали).

Чтение и разучивание (по желанию) стихов: «Ветер по лесу летал» (Н. Нищева), «Осень» (Б. Пастернак), «Унылая пора…» (А. Пушкин).

Разгадывание загадок о деревьях и приметах осени.

Создание поделок и творческих работ «Разноцветные листья» в уголке изобразительной деятельности (по желанию).

Проведение пальчиковой гимнастики «Осенние листья», разминки «Листочки», дидактической игры  «Найди лист по описанию», подвижной игры «Послушные листья».

Вторник.

Беседа «Деревья нашего участка».

Наблюдение за яблоней, рябиной, берёзой (сравнение формы и цвета листьев).

Чтение и разучивание (по желанию) стихов: «Берёзка» (И. Семёнова), «Осенняя рябина» (В. Каризна).

Разучивание пословиц и поговорок об осени.

Создание поделок и творческих работ «На что похож мой листочек?» в уголке изобразительной деятельности (по желанию).

Проведение пальчиковой гимнастики «Падают, падают листья…», разминки «Дети по лесу гуляли», дидактических игр «Расскажи о дереве», «Узнай дерево по описанию».

Среда.

Чтение и беседа по рассказу Т. Шорыгиной «Рябина».

Наблюдение за листопадом.

Сбор листьев для гербария.

Чтение и разучивание (по желанию) стихов: «Листопад» (И. Бунин), «Листья» (Н. Нищева), «Листопад» (Ю. Капотов), «Листики» (А. Шибытская

Мастер-класс «Розы из кленовых листьев».

Проведение пальчиковой гимнастики Осенние листья», дидактических игр

«С какого дерева лист?», «Найди в букете такой же лист», подвижных игр «Найди свой дом», «Листопад».

Четверг.

Беседа «Почему осенью листья на деревьях меняют свой цвет?»

Экскурсия по посёлку, наблюдение за осенним клёном. Рассматривание и сбор кленовых листьев.

Чтение и разучивание (по желанию) стихов: «Краски осени», «Лес осенний красок не жалеет…» (Л. Горькова).

Рисование «Осенние листья».

Проведение пальчиковой гимнастики «Листья осень закружила», дыхательной гимнастики «Деревце дыхания», разминки «Мы – осенние листочки», дидактических игр «Найди лист», «Да – нет», подвижной игры «Дружные ребята» и др.

Пятница.

Наблюдение за изменениями, происходящими с листьями, в зависимости от разных погодных условий. Рассматривание листьев и игры с ними.

Чтение рассказа «Лес осенью» (И. Соколов-Микитов).

Разучивание стихотворения «Осень» (З. Федоровская).

Занятие «Царица Осень» (печатание осенними листьями).

Проведение пальчиковой гимнастики «Осенние краски», разминки «Танец листьев», дидактической игры «Лист, лети ко мне», подвижной игры «К названному дереву беги».

Открытое занятие «Путешествие в золотую осень».

Организация предметно-развивающей среды.

Оформление наглядно-дидактических пособий (плакаты, альбомы и др.).

Подбор произведений художественной и познавательной литературы. Изготовление трафаретов «Деревья», «Листья».

Изготовление пособия для дыхательной гимнастики «Деревце дыхания» (ветка, к которой на разной высоте прикреплены кленовые листья из цветной бумаги).

Подбор материалов для изобразительной деятельности (пластилин, краски, кисти, цветная бумага и др.).

Подбор настольных игр («лото», «пазлы» и др.).

Вовлечение родителей в образовательный процесс.

Беседа о проекте «Нет листвы осенней краше».

Привлечение родителей к оформлению выставки «Золотая осень». Оформление для родителей тематического стенда «Наблюдения в природе. Игры детей на свежем воздухе».

Домашнее задание: в выходной день провести с детьми экскурсию в лес (берёзовую рощу) и собрать листья для гербария.

 

Путешествие в золотую осень

Открытое занятие

Цель. Обобщать и расширять представления о признаках осени, деревьях и кустарниках разных видов. Развивать мышление, речь, память, воображение, мелкую моторику рук. Закреплять умение составлять рассказ по сюжетным картинам, по наводящим вопросам.

Материал и оборудование. Сюжетная картина «Осень в лесу». Ковёр (покрывало). Корзины разного цвета (3 шт.). Осенние листья (гербарий) Акварельные краски. Пластилин. Цветные карандаши и фломастеры. Цветная бумага. Клей, ножницы. Листья, вырезанные из картона.

 

Воспитатель.

Быстро лето улетело

Перелётной птицей вдаль.

Осень чудно расстелила

Увядающую шаль.

(По М. Дорофеевой)

Что происходит в природе с приходом осени? О какой шали, говорит автор стихотворения? (Ответы детей.) Давайте отправимся в лес и посмотрим, как он изменился с приходом осени.

Дети подходят к воспитателю.

Воспитатель. Осень часто называют волшебницей, поэтому нам придётся воспользоваться сказочным транспортом.

Дети предлагают различные виды транспорта, которые упоминаются в сказках: сапоги-скороходы, ступа, ковёр-самолёт и др.

Воспитатель. Думаю, нам подойдёт ковёр-самолёт, ведь на нём все мы разместиться. Давайте дружно произнесём волшебные слова.

Раз, два, три,

Ковёр-самолёт, к нам прилети,

По следам осени нас пронеси.

Дети повторяют слова.

Воспитатель (указывает на свёрнутый ковёр (покрывало). Смотрите, а ковёр-самолёт уже здесь. Давайте его развернём, сядем на него и отправимся в путешествие.

Дети разворачивают ковёр (покрывало) садятся на него. Звучит аудиозапись сказочной музыки.

Воспитатель. Под нами расстилается лес. Давайте опустимся на землю и погуляем по его тропинкам.

Ребёнок.

На опушке осень краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник и зарделись клёны,

В пурпуре осинки, только дуб зелёный.

(З. Федоровская)

Воспитатель (выставляет на мольберт сюжетную картину «Осенний лес»).

Что вы видите на картине? (Ответы детей.) Что делают птицы и насекомые? (Птицы улетают на юг. Червяки, жуки прячутся глубоко в землю.) Как светит солнце и какое оно? (Солнце не яркое и светит слабо. День становиться короче.) Как выглядят деревья и трава? (Деревья почти все пожелтели, на некоторых деревьях листья стали красными. Только ели и сосны стоят зелёные. Трава, цветы желтеют и увядают.) Как выглядит земля? (Она покрылась красивыми разноцветными листьями.)

Два-три ребёнка составляют рассказ по картине.

Воспитатель. Да, осень не пожалела для леса ярких красок. А какой здесь удивительный воздух. Ветерок доносит до нас запах опавших листьев. А вам хотелось бы превратиться в ветерок и полетать? (Да.)

Проводится разминка «Ветер по лесу летал» (по стихотворению Н. Нищевой.)

Ветер по лесу летал,

(Бегут по залу, машут руками, как крыльями.)

Ветер листики считал:

(Останавливаются, вытягивают руки перед собой, поочерёдно сжимают и разжимают пальцы в кулаки.)

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки золотой,

(Встряхивают кистями рук.)

Вот последний лист с осинки

(Кружатся на месте.)

Ветер бросил на тропинку.

(Садятся на корточки.)

Воспитатель. Смотрите, какое интересное дерево выросло на опушке (указывает на пособие «Деревце дыхания»).

Воспитатель. Давайте с ним поиграем. Представьте, что подул сильный ветер, и листья на деревце начали шелестеть. А потом ветер стал постепенно стихать, и листья медленно закачались.

Проводится дыхательная гимнастика (по стихотворению Е. Карельской).

Ветер-ветер-ветерок,

(Вдыхают через нос, выдыхают через рот. Затем дуют на листья то сильно, то слабо.)

Ты подуй на мой листок,

Чтоб летел как мотылёк.

Ветер северный подул – с-с-с,

Все листья с липы сдул.

Полетели, закружились

И на землю опустились.

Как называется природное явление, при котором листья с деревьев опадают? (Листопад.) Вспомните стихотворение о листопаде.

Ребёнок.

Листопад? Листопад!

Лес осенний конопат.

Налетели конопушки,

Стали рыжими опушки.

Ветер мимо пролетал,

Ветер лесу прошептал:

– Ты не жалуйся врачу,

Конопатых я лечу:

Все рыжинки оборву,

Побросаю их в траву!

(Н. Егоров)

Воспитатель. Посмотрите, сколько красивых осенних листьев разбросал по земле ветер. Соберите их. В красную корзинку положите кленовые листья, в синюю – берёзовые, в жёлтую – липовые.

Проводится игра «Разложи листья».

Под аудиозапись спокойной музыки дети собирают листья, лежащие на полу, и раскладывают их по корзины.

Воспитатель. Какие только слова не используют люди, чтобы описать осень: золотая, разноцветная, красочная, яркая, волшебная… А сколько пословиц и поговорок придумано об осени! Вспомните их.

Дети. Весна красна цветами, а осень снопами. Осень – запасиха, зима – подбериха. Осенью и воробей богат.

Воспитатель. Полюбовались мы осенним лесом, пора в детский сад возвращаться. Возьмём разноцветные листья с собой, они нам пригодятся.

Звучит аудиозапись сказочной музыки. Дети садятся на ковёр (покрывало), произносят волшебные слова: «Раз, два, три, ковёр-самолёт, домой нас неси!»

Воспитатель. Посмотрите, пока нас не было, на столах появились листья разной формы и разной величины. Но они белые. Может быть, у осени не хватило красок, чтобы их раскрасить? Давайте ей поможем: сделаем листья красивыми и яркими, золотыми, красными, оранжевыми. Пусть они станут похожими на настоящие осенние листья. А перед началом работы разомнём руки.

Пальчиковая гимнастика «Листья» (по стихотворению Н. Нищевой).

Раз, два, три, четыре, пять,

(Вращают кистями рук.)

Будем листья собирать.

(Поочерёдно загибают пальцы рук.)

Листья берёзы,

Листья рябины,

Тополя листья,

Листья осины,

Листики дуба

Мы соберём,

(Делают «цветок», соединяя кисти рук.)

Маме осенний букет отнесём.

Дети подходят к столам, выбирают материалы и украшают листья, используя разные изобразительные техники и приёмы (пластилинография, монотипия, рисование по-сырому, мозаика). По окончанию работы закрепляют листья на мольберте.

Воспитатель. Молодцы, ребята! Листья у вас получились замечательные. Сразу видно, что вы очень старались. А теперь скажите, с каких деревьев опали эти листья.

Проводится игра «С какого дерева лист?»

Дети по очереди говорят, с какого дерева упал лист, который они украшали. («Мой лист упал с берёзы. Это берёзовый лист». «Мой лист с осины. Это осиновый лист». «Мой лист слетел с ветки клёна. Это кленовый лист». И т.д.)

Воспитатель. Ребята, вам понравилось в осеннем лесу? Что вам запомнилось? Куда бы вы хотели отправиться в следующий раз? (Ответы детей.)

 

 

 

 

 

Литература

Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6–7 лет. – Волгоград: Учитель, 2009.

Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьёй: методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). – М.: ВАКО, 2005.

Драгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1981.

Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2011.

Киселева Л.С., Данилова Т.А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2012.

Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

Машкова А.А. Ребенок и окружающий мир: занятия на прогулке (старшая группа). – М.: Корифей. 2007.

Шорыгина Т.А. Зелёные сказки. Экология для малышей. Развивающие сказки – М.: Гном и Д, 2011.

PageLines