Проект «Бережём здоровье с детства»

Л.Б. Галкина, воспитатель, МДОУ комбинированного вида детский сад № 14 «Дельфинята», г. Коломна

 

Представляю свой опыт работы в проведении эколого-оздоровительного проекта «Бережем здоровье с детства».

Сроки реализации проекта: один учебный год (сентябрь – апрель).

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатели и специалисты ДОУ, библиотекари, провизоры, фармацевты, работники МЧС.

Актуальность проекта обусловлена заботой о здоровье современных дошкольников и поисках новых комплексных путей в решении этой проблемы, в том числе экологическое воспитание дошкольников в детском саду; необходимость познакомить детей с различными способами сохранения своего здоровья в условиях среды их проживания.

Цель: формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни, о профессиях, связанных с сохранением окружающей среды и здоровья человека.

Задачи:

воспитание экологической культуры дошкольников, бережного отношения к природе и окружающему миру;

— формирование основ здорового образа  жизни;

— знакомство с профессиями, связанными с экологией и здоровьем человека;

— создание условий для эколого-оздоровительной работы в детском саду;

— осуществление комплексного подхода в развитии экологической культуры дошкольников;

— помочь детям понять влияние окружающей среды на здоровье человека;

— организовать в данной группе «Уголок здоровья»  для обучения детей основам здорового образа жизни.

Форма проведения итогового мероприятия проекта: спортивный  экологический праздник «Если хочешь быть здоров!».

 

Сегодня, как никогда проблема экологии  и здоровья человека стала одной из важных в современном обществе. Мы часть природы и наше здоровье зависит от состояния природы и окружающей среды в целом. Поэтому охрана окружающей среды – это непременное условие для сохранения здоровья наших детей, здоровья будущих поколений.

Наш проект многогранный и охватывает различные формы работы с детьми, соответствует целям и задачам экологического образования и воспитания подрастающего поколения в нашей стране, формированию гражданского общества.

Важным условием в экологическом воспитании детей становится личный пример взрослых. Известно, что дети с самого раннего возраста во всем подражают взрослым. Подражание, повторение – это самый простой способ обучения и воспитания. И только в процессе собственного взросления дети развивают самостоятельность в мышлении, поведении, оценке происходящего. Таким образом, участие в нашем проекте большого числа взрослых  людей не случайно. Они представляют разные профессии, которые помогают сохранять экологию окружающего мира  и здоровье человека

 

Подготовительный этап

С целью выявления у родителей отношения к экологическому воспитанию и к эколого-оздоровительной работе в ДОУ проводилось анкетирование. Результаты анкетирования были проанализированы и намечены пути дальнейшего взаимодействия с родителями и детьми. Повышение педагогической культуры родителей, выработка правильных форм взаимодействия детского сада и семьи – все это помогает создать для детей наиболее благоприятную обстановку в семье и в ДОУ.

Начальный этап работы с детьми

Это беседы и рассказы на темы «Что такое здоровье?», «Что нужно делать, чтобы быть здоровым?», «Как узнать о росте своего организма», «Мое тело», «Для чего делают прививки?».

Одновременно обсуждались некоторые доступные по содержанию детям телепередачи и реклама о здоровом образе жизни, рассматривались альбомы, журналы, книги, плакаты по данной теме. Дети знакомились с медицинским оборудованием и кабинетами, имеющимися в ДОУ (процедурный кабинет, изолятор,  комната релаксации, кабинет логопеда).

Основные мероприятия проекта

1. Экскурсия к местному водоему

Коллективное наблюдение за изменениями в природе осенью, особенностями поведения водоплавающих птиц – уток. Дети рассматривали оперение птиц, их движение по воде, отмечали, чем утки питаются. Ребята покормили уток и получили от этого удовлетворение, сделав доброе дело.

Во время экскурсии детям рассказали о профессии эколога. Эколог изучает состояние воды, земли, воздуха, растений и животных, с помощью приборов в лаборатории или наблюдений на природе. Люди этой профессии помогают сохранять природу и жизнь на нашей планете.

2. Посещение медицинского кабинета

Дети познакомились с профессией медработника детского сада. Рассмотрели расположение и оборудование медицинского кабинета. Медсестра рассказала о своей работе, о том, с какими вопросами обращаются к ней дети. Показала, как  с помощью шпателей проверяют горло у детей.

Врач детского сада провела с ребятами опыт «Слушаю свое сердце». С помощью фонендоскопа дети смогли послушать, как стучит их сердце. На прощание медики пожелали всем детям крепкого здоровья и угостили их витаминами.

3. Тематическое занятие. Урок Айболита «Здоровые зубы»

Знакомство с профессией врача-стоматолога  помогло  еще раз обратить внимание детей на правила личной гигиены и культурно – гигиенические навыки, необходимые для всех людей. Дошкольники получили представление о полезной и вредной для зубов пище.

Так продолжилось формирование у детей  интереса к здоровому образу жизни.

4. Экскурсия в аптеку

Это событие позволило познакомиться с профессиями работников аптеки и значимостью их труда в жизни людей. Провизор (он главный в аптеке) рассказала детям о том, что такое аптека, для чего она нужна, показала выставку старинных медицинских предметов.

Продавцов в аптеках называют фармацевтами — это очень ответственная профессия. Фармацевт должен отлично знать, какие лекарства помогут людям при разных заболеваниях. Ошибки на этой работе не допускаются, так как они могут навредить здоровью человека. В аптеке  можно приобрести различные лекарства против многих болезней, бинты, йод, витамины, сухие травы, мази, средства гигиены.

5. Беседа «Польза овощей и фруктов, выращенных своими руками»

Сначала детям нужно доступно и кратко рассказать об экологически чистых  продуктах. Лучшие овощи и  фрукты — это выращенные на своем огороде или в саду. После такой беседы следует начать практическую работу. Дети участвуют в посадке семян в специально приготовленные ящики с землей.  Затем на протяжении  примерно двух месяцев дети ухаживают  и наблюдают за растениями. Ребята сравнивают, какие из них растут быстрее или медленнее, определяют, отмечают  условия, необходимые для развития растений. Одновременно в беседах, на занятиях происходит знакомство  с  профессиями  овощевода и садовода.

6. Экскурсия в пожарную часть

Для детей пожарный – это героический человек, защитник. И в былые годы, и сегодня, пожарный спасает от огня людей, здания, населенные пункты, природу, вставая на пути у разрушительной стихии.

Уважение к профессии пожарного должно стать стимулом для развития серьезного, ответственного отношения к собственному поведению в окружающей среде, препятствием для бездумных игр с огнем.  Благодаря экскурсии в пожарную часть, дети не только подробно познакомились с работой пожарной бригады,   но и получили элементарные знания, умения, которые они смогут применить в случае возникновения опасной ситуации, для охраны своего здоровья.

7. Практическое занятие по эвакуации при возникновении пожара

Целью такого занятия была отработка навыков и слаженности действий воспитателя и воспитанников детского сада во время эвакуации в случае возникновения пожара.  По сигналу тревоги воспитатель обеспечил четкую, быструю, без суеты эвакуацию детей из здания детского сада согласно схеме эвакуации. Данное учение помогло наглядно объяснить детям, как, не поддаваясь панике, в случае опасности быстро покинуть здание. Учебная эвакуация  проводилась под контролем работника МЧС.

Детям доступно рассказали о деятельности работников МЧС, направленной не только на сохранение зданий, но главное на сохранение жизни и здоровья людей.

8. Экскурсия в библиотеку

В Центральной городской  библиотеке (филиале №4) для ребят состоялся эко-час «Листая страницы Красной книги».  Литературная страничка была посвящена творчеству писателя — природоведа Н. Сладкова. Ребята слушали  короткие рассказы о животных из книги «Весенние радости».

Следующая страничка эко-часа – Экологический светофор – наглядно показала необходимость бережного отношения человека к живой природе. Ведущая рассказывала  о различных ситуациях и поступках людей, а дети должны были оценить эти поступки. С помощью сигнальных карточек желтого, красного и зеленого цветов ребята выражали свои оценки. На третьей страничке эко-часа дети «совершили» увлекательное путешествие по страницам Красной книги, вспомнили редких и необычных животных.

В завершении этой встречи  был проведен обзор нескольких книг и журналов («Свирель», «Юный натуралист», «Флора и фауна»), посвященных данной теме.

9. Завершение проекта. Экологический спортивный праздник «Если хочешь быть здоров!»

Как всегда физкультура и спорт – это лучший способ формирования здорового образа жизни. Воспитать у детей смелость, ловкость, а главное укрепить здоровье через физическое развитие организма помогут различные упражнения, лазанья, прыжки, бег. На празднике проводились многочисленные веселые эстафеты, соревнования, спортивные игры.

 

Таким образом, проведение в течение целого учебного года большого проекта «Бережем здоровье с детства» позволило не только наполнить учебно-воспитательный процесс экологическим и оздоровительным содержанием, но и раскрыть важное социальное значение детского сада как учебного заведения в российском образовании и обществе.
Список используемой литературы

  1. Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. — 2007. — № 1.- С.10-12.
  2. Артёмова О. Я б в профессию пошел, пусть меня научат! / О. Артемова // Здоровье детей: Прил. к газ. «Первое сент.».- 2007.- № 6.
  3. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов. — Балашов: Изд-во «Николаев», 2004. — 52 с.
  4. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2004. — 96с.
  5. Попова Т.В. Беседа с дошкольниками о профессиях.- М., 2005г.
  6. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры.- 2-е изд., стереотип. / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. — Волгоград: Учитель, 2008. — 286с.
  7. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. – М.:Мозаика-Синтез,2009-2010.
PageLines