Приобщение детей к истокам русской народной культуры на музыкальных занятиях

Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре  –  основе самосохранения народа. Поэтому в нашем ДОУ разработана и внедряется парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Известно, что музыка имеет огромное значение в формировании внутреннего мира ребенка,  помогает стать  духовно богаче, развивает эмоции, мышление, восприимчивость к красоте.  А знание закономерностей приобщения детей к музыкальной культуре и умение организовывать процесс взаимодействия ребенка с музыкой есть важнейший показатель профессионального мастерства музыкального руководителя.

Ребенок эмоционально реагирует на музыку с первых дней жизни. Приобщение  к истокам русской народной культуры начинается с колыбельной песни, в которой воплощены народная мудрость, традиции, обычаи. Но большинство из нас весьма поверхностно знакомо с культурой своего народа. Как жили русские люди? Как работали?  Как отдыхали? Какие праздники отмечали? Какие пели песни? Ответить на эти вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

Как уже было сказано, неотъемлемой частью творческого вклада множества поколений в культуру является народная педагогика, которая определяется как «совокупность педагогических сведений о воспитании ребенка, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и т.п.» (Г.Н. Волков). Насыщенные яркой образностью и выразительностью, произведения народного творчества занимают одно из важных мест в обучении и воспитании детей. Они вызваны к жизни «педагогическими надобностями народа» и по силе воздействия на чувства и воображение ребенка занимают одно из первых мест среди других воспитательных средств. Неоценимы возможности народного творчества и в музыкальном воспитании детей.

Содержание  русского музыкального фольклора отражает жизнь народа и его опыт, оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие, формирует эмоциональную сферу, совершенствуя мышление, развивая творческий потенциал дошкольников. В результате ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни.

Представляем вниманию читателей программу приобщения детей  к истокам русской народной культуры на музыкальных занятиях.

Цель программы

Изучение русского музыкального фольклора с целью 1) развития музыкальных способностей; 2) формирования музыкальных знаний, умений и навыков по всем видам музыкальной деятельности в различных возрастных группах дошкольного учреждения; 3) формирования музыкальной культуры.

Формы ознакомления с народной культурой могут быть разнообразными:  занятия познавательного цикла, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, праздники. Но в любом случае необходимо создать особую атмосферу самостоятельной деятельности детей или их совместной со взрослыми деятельности, среду, в которой ребенок чувствовал бы себя действительным участником событий.

Приоритеты деятельности

  • Широкое использование фольклора (песни, частушки, попевки, заклички, поговорки,  приговорки, дразнилки,прибаутки,  игры).В русском песенном фольклоре сочетаются слово и музыкальный ритм. В нем отразились черты русского характера, его нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, уважении к человеку трудящемуся, семье, дружбе. Фольклор является источником  познавательного и нравственного развития детей.
  • Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и другими сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют наблюдения за  особенностями времен года, погоды,  за поведением птиц и насекомых, растениями.
  • Знакомство с русскими народными играми. В них заключается огромный потенциал для физического и социального развития ребенка.
  • Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами.

В музыкальном фольклоре неразрывно связаны музыка, пение, движение и  игра на  народных инструментах. Поэтому можно выделить четыре аспекта музыкальногофольклора:  песня, хореография, игры, музыкальные инструменты.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

МЛАДШАЯ ГРУППА

Народная песня. Учить подпевать повторяющиеся интонации, выполнять несложные действия, подсказанные текстом или обусловленные характером музыки. Воспитывать интерес к народной песне, любовь к семье и родному дому.

Народная хореография. Учить простейшим элементам  плясовой пластики, хороводным перестроениям по показу взрослых,  реагировать на плясовую музыку,  играть в хороводные игры с плясовыми элементами, часто с солистом, исполнять  свободную пляску. Воспитывать дружелюбное отношение к партнеру.

Народные игры.Побуждать  к импровизации. Развивать  чувство ритма. Воспитывать умение сопереживать герою и друг другу.

Народные музыкальные инструменты. Развивать интерес к музыкальным инструментам. Учить исполнять  на них звукоподражания (журчание ручейка, пение птиц и т.д.).  Обучать технике звукоизвлечения.  Поддерживать стремление  самостоятельно играть на инструменте. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на  произведения, исполненные на детских музыкальных инструментах.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Интерес к народной музыке, умение эмоционально на нее откликаться.
  • Обогащенный  музыкальный опыт детей.
  • Задатки культурного слушания народных песен.
  • Умение петь  песни, попевки, заклички,   играть в  народные игры, выполнять плясовые движения.
  • Умение играть на детских музыкальных инструментах.
  • Знание музыкальных жанров (песня, танец, марш), умение  при помощи воспитателя высказываться о содержании и характере народных песен, потешек и т.п.  выступать  перед родителями и сотрудниками детского сада, принимать участие в народных праздниках («Осенины», «Масленица», «Закликание весны»).

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Народная песня. Увеличить объем песенного репертуара, добавить хороводные песни, игровую песню. Активизировать переход от разговорной к певческой интонации. Учить интонировать в пределах терции, кварты. Предлагать ситуации, в которых необходимо действовать самостоятельно. Усложнять режиссуру песни (несколько солистов). Ввести понятие «обрядовая песня». Настраивать на сопереживание  характеру и содержанию народной песни.

Народная хореография. Вводить новые элементы народного танца. Уделять внимание пластике рук. В хороводах учить  менять направление в кругу, разрывать его по окончании мелодии или при смене  музыки, идти за ведущим «змейкой», перестраиваться в пары из круга и наоборот. Поощрять  проявление большей самостоятельности в свободной пляске, желание вводить танцевальные или хороводные элементы при инсценировке песен,  выразительно передавать в движении характер музыки или песни.

Народные игры. Учить использовать считалки для выбора ведущего. Закреплять умение быстро реагировать на команды, распределяться на пары,  подгруппы. Обращать внимание  на то, чтобы во время свободных игр  дети использовали народные песни и считалки. Воспитывать интерес к освоению новых  игр, самостоятельность при передаче игрового образа.

Народные музыкальные инструменты. Продолжать знакомить с музыкальными инструментами и с их звучанием в ансамбле. Продолжать обучать игре на отдельных инструментах; так,  на свистульке меняется высота звука в зависимости от силы, с которой в нее дуют.  Учить играть в ансамбле со старшими детьми. Воспитывать стремление эмоционально исполнять несложные произведения на музыкальных инструментах.

ОЖИДАЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Углубление интереса  к народной музыке, желание ее слушать, эмоционально на нее откликаться.
  • Начало развитию звуковысотного, ритмического и тембрового слуха.
  • Развитие  задатков культурного слушания  музыкальных произведений.
  • Пение  русские народных песен, частушек, попевоки закличеки дразнилок,прибауток, русские народные игры, умение выполнять  движения, соответствующие характеру музыкального сопровождения .
  • Умениеопределять и  называть музыкальные жанры (песня, танец, марш) и некоторые их виды, знакомые музыкальные произведения, различить музыкальные инструменты (дудочка, колокольчик, бубен, ложки и т.п.); совершенствование в игре на детских музыкальных инструментах;умение при помощи воспитателя и самостоятельно высказываться о содержании песен и пьес, хороводов и игр и их характере, включать музыкальные игры в различные виды  немузыкальной деятельности, выступать на праздниках перед родителями и сотрудниками детского сада, принимать участие в массовых праздниках («Осенины на Руси», «Масленица», «Закликание весны»,  «Завивание венков»),  показывая свои номера самодеятельности, принимать участие в районных конкурсах, создавать выразительные образы.

СТАРШАЯ ГРУППА

Народная песня. Значительно расширить объем песенного репертуара, добавить песни шутливо-комического характера. Инсценировать и  импровизировать песенный материал. Ввести в каждое занятие разминку –  упражнения для дыхания, звукообразования и т.д. Ввести частушки, учить понимать их,  показывать характер героя, петь,  плясать,  подыгрывать на музыкальных инструментах. Воспитывать эмоциональную отзывчивость при исполнении и прослушивании песен разного характера.

Народная хореография. Обучать  простому хороводному шагу, сочетанию движений рук и ног, хороводу «по солнцу», «против солнца», «капустке» (улитка), «стенке на стенку», выворачиванию круга, движениям в двух кругах  в разные стороны. Поощрять приплясывание во время исполнения веселых песен,  предлагать солирование. Воспитывать желание выражать свое отношение к содержанию и характеру музыки  выразительными движениями.

Народные игры. Вызывать желания  участвовать в играх с театральными действиями и более развернутыми диалогами. Обращать внимание на манеру поведения героев. Учить отображать характер персонажей. Воспитывать желание исполнять не только положительные, но и отрицательные роли (Водяной, Баба-Яга), сопереживание персонажам игры, эмоциональную отзывчивость, а также самостоятельность при выборе атрибутов для передачи игрового образа.

Народные музыкальные инструменты. Учить узнавать и правильно называть инструменты при прослушивании записи концертов фольклорных ансамблей, оркестров народных инструментов,  играть в оркестре. Слушать игру на музыкальных инструментах, но уже в оркестре, сочетать игру на инструментах с песней, игрой, пляской. Воспитывать культуру восприятия, побуждать  слушать музыку, исполняемую на народных инструментах.

ОЖИДАЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Закрепление интереса к народной музыке, желания ее слушать, эмоционально на нее откликаться.
  • Совершенствование звуковысотного, ритмического и тембрового слуха.
  • Устойчивый навык культурного слушания  музыкальных произведений.
  • Закрепление желания и умения петь   русские народные песни, частушки, попевки, заклички,  приговорки, дразнилки,прибаутки, играть в русские народные игры, выполнять  движения, соответствующие характеру музыкального сопровождения, различать сольное и хоровое пение.
  • Закрепление умения рассказывать о содержании музыкальных произведений,   композиторах,  определять и самостоятельно назвать музыкальные жанры (песня, танец, марш) и их виды, различать музыкальные инструменты (дудочка, колокольчик, бубен, ложки, балалайки, баян, аккордеон, гармошка, барабан, и т.п.) в их сольном и оркестровом звучании, различать их по тембру, по внешнему виду, характеру звучания, играть на детских музыкальных инструментах в оркестре,называть знакомые музыкальные произведения, самостоятельно высказываться об их содержании и    характере, обыгрывать хороводы,  песни, частушки, колядки, и т.п., включать музыку и музыкальные игры в различные виды  немузыкальной деятельности, выступать на праздниках перед родителями и сотрудниками детского сада, принимать участие в массовых праздниках («Оснняя ярмарка», «Осенины на Руси», «Колядки», «Масленица», «Закликание весны»,  «Завивание венков», «9 Мая»), показывая свои номера самодеятельности, принимать участие в районных конкурсах («Весенняя капель» «Веснушки – конопушки»), участвовать в празднике народной игры, подготовке и проведении концертной программы для ветеранов  войны.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ  К ШКОЛЕ ГРУППА

Народная песня. Дать понятие о таких жанрах русской народной песни, как

Лиричесие («Ходила младёшенька по борочку». «Уж, как я ль свою коровушку люблю». «А я по лугу, а я по лугу». «Со вьюном  хожу»),

шутливо-комические  («Во кузнице». «Пошел козел по лесу»), строевые («Солдатушки,  браво ребятушки». Закреплять умение петь частушки.

Предоставлять  возможность самостоятельно инсценировать песни. Воспитывать целостное музыкально-эстетическое восприятие народных песен и их содержания.

Народная хореография. Вводить элементы народного танца: пляска в три ноги, с подскоком, овладение простейшими дробями в сочетании с частушкой. Разучивать новые элементы хоровода: «плетень», «ниточка с иголочкой». Поощрять использование  плясовых или хороводных элементов в  при исполнении песен, игр, игре на музыкальных инструментах и т.д., желание использовать танцы и хороводы в самостоятельной деятельности.

Народные игры. Активизировать  для участия в играх с развернутым театральным действом («Воробей», «Селезень утку догонял»). Усложнять правила и связывать их выполнение с происхождением некоторых обрядовых игр. Помочь  понять необходимость  действий и их порядок  в игре («Косим сено», «А мы просо сеяли»), объясняя  их связь   с древними обрядами. Помочь  выражать характерные черты какого-либо персонажа. Воспитывать чуткость, понимание, сопереживание к персонажам  игры и сверстникам.

Народные музыкальные инструменты. Дать представление о предметах быта, которые народ использовал как музыкальные инструменты (коса, пила, рубель и т.д.). Закреплять умение  различать инструменты в оркестре.

Дать  знания о составе оркестра народных инструментов. Предоставить возможность  импровизировать на знакомых инструментах. В процессе создания оркестра учитывать отношение детей к определенным инструментам. Включать инструменты в игры, пляски, предоставлять возможность самостоятельно выбирать инструменты. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, исполняемую оркестром детских музыкальных инструментов.

 ОЖИДАЕМЫЕ   РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Устойчивый интерес  к народной музыке, желание ее слушать, эмоционально на нее откликаться.
  • Развитие дикции, дыхания, звукообразования, чистоты интонирования, ритмического  и тембрового слуха.
  • Устойчивый навык культурного слушания  музыкальных произведений.
  • Совершенствование ранее приобретенных умений  сопровождения, различать вокальную и инструментальную музыку, сольное и хоровое пение.
  • Закрепление умениярассказывать о содержании музыкальных произведений, композиторах (не только русских, но и зарубежных), определять и самостоятельно называть музыкальные жанры (песня, танец, марш, опера, балет) и их виды;различать музыкальные инструменты (дудочка, колокольчик, бубен, ложки, балалайка, баян, аккордеон, гармошка, тамбурин, барабан, трещотка, треугольник и т.п.) в их сольном и оркестровом звучании по тембру,  внешнему виду, характеру звучания; играть на детских музыкальных инструментах сольно и в оркестре, запоминать и называть знакомые музыкальные произведения, самостоятельно высказываться об их  содержании, творчески обыгрывать хороводы, русские народные песни, частушки, колядки и т.п., анализировать и сравнивать музыкальные произведения разного характера; включать музыку и музыкальные игры в различные виды  немузыкальной деятельности; выступать на праздникахпоказывая, принимать участие в районных конкурсах, создавать выразительные образы, участвовать в постановке русских народных сказок (театрализованная деятельность), в празднике народной игры, подготовке и проведении концертной программы для ветеранов.

Итак, широко внедряя в работу детского сада народные игры, песни,  танцы и т.п. мы приучаем наших воспитанников к мысли о  добре, дружбе, трудолюбии, любви к природе, к родной стране, которые всегда были важны для наших предков и почитаемы ими.

Рекомендуемая литература

1. Бударина Т.А., Куприна Л.С., Корепанова О.Н., Маркеева О.А.Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб, 2010.

2. Катышева И.Б., Комбарова Г.Н, Николаева С.Р.Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту. План-программа. Конспекты занятий, Сценарии праздников. Метод. пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. СПб, 2009.

3. Князева О.Л., Маханева М.Д.Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Метод пособие. СПб, 2004.

4. Костина Э.П.Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон». М., 2008.

5. Радынова О.П.Народные колыбельные песни: слушаем и поем. Учеб. пособие к программе «Музыкальные шедевра».  М.,  2001.

6. Радынова О.П.Музыкальные инструменты и игрушки. От  6 до 7 лет. М., 2004.

7. Тихонова М.В., Смирнова Н.С.Красна изба: знакомим детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом. СПб, 2004.

А. СМИРНОВА,

музыкальный руководитель 1 квалификационной категории,

 МДОУ – детский сад № 2,

поселок  Березовка,

Красноярский край

PageLines