Презентация коррекционно-развивающей психолого-логопедической программы для детей 3 – 6 лет «Играй, слушай, познавай!»

Современные тенденции модернизации образования диктуют необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных аспектов психолого-логопедической помощи детям. Традиционная образовательная деятельность необходима, но она основывается на тренировочных упражнениях, которые быстро утомляют воспитанников, особенно тех у которых нарушена не только звуковая, но и смысловая сторона речи. У таких детей часто наблюдается неумение слушать и слышать, согласовывать свои действия с действиями других, отсутствие самоконтроля, отмечаются проблемы, связанные с наличием вторичных отклонений в развитии психических процессов. Изучив научно-методическую литературу, оценив острую потребность современной практики, мы увидели актуальность интегрированного подхода в деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда. Комплексный и системный подход к решению проблем, связанных с речевыми нарушениями у детей является основой для взаимодействия данных специалистов. Психологическая образовательная деятельность с детьми представляет собой особую форму работы вне расписания непосредственно образовательной деятельности, поэтому согласно инструктивно-методическому  письму  Министерства образования РФ от 14.03 2000 г. №65/23-16 проведение интегрированной образовательной деятельности наиболее целесообразно. Интегрированная образовательная деятельность позволяет решить многие задачи развития детей, не превышая допустимой образовательной  нагрузки. Исходя из вышеизложенных положений, мы разработали комплексную  коррекционно-развивающую психолого-логопедическую программу для детей 3 – 6 лет   «Играй,  слушай,  познавай!»

Демонстрация PowerPoint (*.ppsx)   |  Демонстрация PowerPoint 97 — 2003 (*.pps)

Цель программы

Оказание комплексной психолого-логопедической помощи, направленной на коррекцию речи и поддержку эмоционального благополучия детей дошкольного возраста с использованием сенсорного оборудования.

Задачи

1.    Развивать высшие психические функции у детей – восприятие, память, внимание, мышление, воображение.

2.    Обеспечивать достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции детей.

3.    Способствовать коррекции звуковой, смысловой сторон речи, развивать связную речь детей, имеющих речевые нарушения.

4.    Развивать коммуникативные навыки и умения у дошкольников.

5.    Создавать условия для развития тонкой, артикуляционной моторики и общей координации движений у воспитанников.

Концептуальная основа

При коррекционно-развивающем обучении у ребёнка существует физиологическая необходимость чувствовать себя спокойно и хорошо. Личностно-ориентированный подход при реализации программы позволяет вызывать положительные эмоции у детей, имеющих речевые нарушения. Положительные эмоции, возникающие у детей в ходе совместной деятельности со взрослым и сверстниками,  являются двигателем раскрытия потенциальных возможностей, природных склонностей, внутренних резервов детей, способствуют коррекции развития личности дошкольника. Содержание программы построено с учетом возрастных,  индивидуальных особенностей детей и с использованием оборудования сенсорной комнаты.

Принципы программы

1.    Ценностно-ориентированный принцип.

Эмоция выступает как ценность личности, которая определяет благополучие ребёнка и его психологическое здоровье. Принцип предполагает также ориентацию ребёнка на другого человека.

2.    Принцип учета структуры дефекта, физического и психологического состояния.

Предполагает грамотную модификацию материала, соответствующую произносительным, индивидуальным  возможностям каждого ребёнка.

3.    Принцип активности и свободы самовыражения ребёнка.

Постановка ребёнка в позицию самоконтроля и саморегуляции.

4.    Принцип симпатии и участия.

Определяет необходимость создания атмосферы процесса обучения, в которой ребёнок чувствует себя в полной безопасности.

Апробация

Данная программа разработана и апробирована на базе муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида «Родничок» г.Бородино Красноярского края, являющегося муниципальной инновационной площадкой «Педагогическая практика».

Структура и содержание  программы

Программа «Играй, слушай, познавай!» разработана для  осуществления коррекционно-развивающей работы с детьми от 3 до 7 лет в дошкольных образовательных учреждениях и коррекционно-развивающих центрах и состоит из двух частей:

1 часть – курсы интегрированной коррекционно-развивающей деятельности для детей 3 – 4 лет: «Вместе весело играем!» и «Разноцветные рассказы»;

2 часть – курсы интегрированной коррекционно-развивающей деятельности для детей 5 – 6 лет: «Город Цветов», «Грамотейкины рассуждения», «Говорулькины истории».

Первая часть построена на развитии восприятия, так как у детей в возрасте 3 – 4  лет ведущей психической функцией является восприятие, на основе которого развиваются память, внимание, мышление и речь. Роль восприятия в формировании «картины мира» велика.  Поступая в детский сад, ребенок попадает в новые, непривычные условия, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми ему предстоит войти в контакт и наладить взаимоотношения. Дети с нарушениями речи требуют особого внимания со стороны педагогов, т.к. внимание у таких детей непроизвольное, неустойчивое. Эти дети часто моторно неловки, у них плохо развита координация движений, наблюдается неполное понимание речи взрослых, речевой негативизм. В такой ситуации взрослым необходимо объединить усилия для обеспечения эмоционального комфорта ребенка, развития подражательной речевой деятельности, расширения объема понимания речи. Чтобы достичь нужного эффекта в активизации подражательной речевой деятельности, педагогам следует начинать  с развития подражательности у детей вообще.  В работе с детьми трех лет большое значение имеет использование игрушек и реальных предметов, так как восприятие рисунков у детей этого возраста еще затруднено. Особым терапевтическим эффектом обладают отрезы прозрачного шифона,  которые  используются при организации движений под музыку. Музыка увлекает и оказывает успокаивающее воздействие на детей, одновременно происходит знакомство дошкольников с цветом через визуальные ощущения. К тому же шифон имеет ценное качество – прозрачность. Этот термин расширяет художественный фонд ребенка.

В образовательную деятельность курса «Вместе весело играем!»  включены артикуляционные разминки, которые связаны с определенным игровым образом и подобраны с учетом возрастных особенностей развития моторики детей. Они основаны на перевоплощениях, которые вызывают интерес, не утомляют и способствуют воспитанию устойчивости внимания, развитию подвижности и переключаемости органов артикуляции.

Необходимо помнить, что взрослые в процессе реализации курса лишь сопровождают ребенка при переходе от  наглядно-действенного к образному мышлению. От их умения и такта в совместных действиях с дошкольником зависят чувство уверенности ребенка, построения его собственной картины мира и представления о своем месте в нем, а также психическое развитие в целом.

В данный курс входят следующие занимательные дела, которые могут быть организованы в ходе совместной деятельности взрослого с детьми (досуги, тематические занятия, игры):

  • На  лесной  полянке;
  • Куклы;
  • В  лесу  у  медвежонка;
  • Играем  с  котёнком;
  • В  гостях  у  ёжика;
  • Весёлая обезьянка;
  • Море  и  дельфин;
  • Лягушонок  и  дети;
  • Птичье  гнездо;
  • Белочкины  запасы;
  • Пчёлкины  шалости;
  • Вместе  весело  играем!

 (401x426, 77Kb)

Основные задачи курса образовательной деятельности:

  • создание положительного эмоционального настроя в группе;
  • снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • воспитание межличностного доверия, доброжелательного отношения детей к сверстникам и взрослым;
  • преодоление речевого негативизма;
  • развитие наблюдательности и внимания;
  • развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики;
  • развитие игровых навыков, произвольного поведения;
  • развитие тактильной чувствительности и зрительно-двигательной координации;
  • развитие слухового и зрительного восприятия;
  • расширение пассивного и активного словарного запаса.

     Курс «Разноцветные рассказы» для детей 4 лет состоит из следующих занимательных дел:

  • Радужный  мир;
  • Красная  Шапочка;
  • Оранжевая  песенка;
  • Жёлтое  солнышко;
  • Зелёный кузнечик;
  • Голубой вагон;
  • Синее  море;
  • Фиолетовый  цветочек;
  • Белые кораблики;
  • Розовые очки;
  • Коричневая  черепашка;
  • Разноцветный рассказ.

Восприятие мира в цвете и умение описывать различные цвета – один из компонентов наглядно-образного мышления, которое начинает формироваться у детей на основе наглядно-действенного к четырём годам. Восприятие ребёнка становится более осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Исходя из этого, особое место в речевом развитии воспитанников этого возраста принадлежит работе по предметной картинке, которую ребёнок собирает и даёт ей название в начале образовательной деятельности. Она является основой для сюжета деятельности, в том числе, и разноцветных рассказов. В каждом рассказе присутствует определённый цвет, и происходят различные приключения с героями, которые не оставляют детей равнодушными. Слушая короткий рассказ, ребёнок неосознанно знакомится с правилами его построения, логической последовательностью, отвечая на вопросы и задавая их, учится вести диалог.

Немаловажную роль  оказывают упражнения, акцентирующие внимание ребенка на звуке (на данном этапе это гласные звуки),  правильной артикуляции и соотношении звука с символом (по Т.А.Ткаченко). А самостоятельное изготовление символов вызывает положительное отношение  к звуковым упражнениям, и дает возможность усвоить предлагаемое содержание без скуки и монотонности. Первоначальные навыки  анализа и синтеза, которые ребёнок получает в процессе занятий, являются основой для развития его речемыслительной деятельности.

Звуки и чувства взаимосвязаны, поэтому в процессе игр и упражнений происходит не только речевое, но и социально-эмоциональное развитие дошкольника. Музыкальные произведения настолько поглощают ребёнка, что он начинает активно двигаться по комнате, выполняя движения согласно тексту. Положительные эмоции, радостные переживания, которые сопровождают образовательную деятельность, превосходно мотивируют и стимулируют познавательный интерес у каждого ребенка.

Доброжелательная обстановка в сочетании с  влиянием благоприятного действия сенсорной комнаты способствуют формированию у дошкольников ощущения защищенности, спокойствия и уверенности в себе. Данный курс способствует решению следующих задач:

  • создание положительного эмоционального настроя в группе;
  • снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • развитие слухового внимания и фонематического восприятия;
  • развитие зрительного восприятия;
  • развитие первоначальных навыков звукового анализа и синтеза;
  • развитие моторики;
  • развитие связной речи;
  • развитие детского сотрудничества.

Основой второй части программы является воображение, так как с возраста пяти лет именно воображение – ведущая психическая функция дошкольника. В ходе решения поставленных задач мы предлагаем педагогам активизировать воображение детей при помощи удивительных созданий природы – цветов. Мир, который окружает ребёнка, — «это мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой», говорил В.А.Сухомлинский. Погружаясь в этот мир, впитывая его звуки, запахи, краски, наслаждаясь его гармонией, ребенок совершенствуется как личность.

Курс  «Город Цветов», предлагаемыйдля организации образовательного процесса с  детьми 5 лет, включает в себя такие занимательные дела как:

  • Город Цветов;
  • Улица Васильков;
  • Улица Пионов;
  • Улица Астр;
  • Улица Люпинов;
  • Улица Ландышей;
  • Парк Хризантем;
  • Парк Лилий;
  • Парк Роз;
  • Аллея Ромашек;
  • Аллея Ноготков;
  • Аллея Незабудок;
  • Сквер Анютиных глазок.

В образовательной деятельности при реализации этого курса особую роль играют фотографии цветов. В основе фотографии лежит создание художественных образов. При рассматривании фотографических изображений у детей развивается такое свойство личности как наблюдательность. В игровой форме, ребёнок знакомится с названиями дикорастущих и декоративных цветов, улицами, парками, аллеями, скверами, носящими цветочные названия. Это обогащает словарный запас дошольников, создает условия для практического усвоения трудных названий и понятий, расширяет кругозор. А проведение данных занимательных дел в сенсорной комнате  позволяет повысить интерес и мотивацию детей к обучающей деятельности.

В процессе организации группового взаимодействия специалиста с детьми значимую роль играют устойчивые ритуалы. Чтобы каждый ребенок чувствовал себя уверенно и комфортно, приветствие и прощание проводится по одному и тому же сценарию, предложенному психологом, с использованием разнообразного сенсорного оборудования. Традиционными для всех занимательных дел являются: «танец цветов» и рисование на песке. «Танец цветов», сопровождающийся классическим музыкальным произведением, увлекает ребёнка и создает творческую атмосферу, позволяет  дошкольнику  отождествлять  себя с цветком и с помощью движений, присущих цветку, вживаться в представляемый образ.   Рисование на песке, как отмечают Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева и Т.М.Грабенко, способствует стабилизации эмоционального состояния воспитанников. Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, ребёнок учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное ребёнок  учится понимать других: сверстников и взрослых. Происходит формирование навыков позитивной коммуникации.

Упражнения и игры, включенные в курс «Город цветов»,  подобраны с учетом возрастных особенностей детей. Однако, в зависимости от их индивидуальных особенностей, подготовленности эти игры и упражнения можно модифицировать. У большинства детей с речевыми нарушениями имеются выраженные недостатки фонематического слуха и восприятия, поэтому предложенные задания в большинстве своём направлены  на устранение этих недостатков, но данная работа предполагает предварительную традиционную работу логопеда индивидуально с каждым ребенком. Таким образом, курс интегрированной коррекционно-развивающей деятельности «Город цветов» способствует  решению следующих задач:

  • создание психологического комфорта;
  • развитие воображения;
  • развитие внимания, памяти;
  • формирование навыков позитивной коммуникации;
  • развитие познавательной активности;
  • обогащение словарного запаса;
  • коррекция слухового восприятия через сравнение неречевых звуков;
  • формирование правильного речевого дыхания и ритмико-интонационной стороны речи;
  • развитие фонематического восприятия;
  • обучение элементарным навыкам  анализа и синтеза;
  • формирование умений воспроизводить ритм слова с выделением ударного слога;
  • развитие самоконтроля и самостоятельности.

     Курс «Грамотейкины рассуждения» для детей 6 летвключает в себя следующие занимательные дела:

  • Ученье свет, а неученье тьма;
  • Один в поле не воин;
  • Без труда – не вытащишь и рыбку из пруда;
  • Как аукнется, так и откликнется;
  • За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь;
  • Кто в лес, кто по дрова;
  • Каждый кулик свое болото хвалит;
  • Слово не воробей, вылетит – не поймаешь;
  • Трус своей тени боится;
  • Любишь кататься, люби и саночки возить;
  • Семеро одного не ждут;
  • Что написано пером, того не вырубишь топором;
  • Язык до Киева доведет.

Для реализации программы этого курса мы предлагаем специалистам использовать мимическую куклу – кота Грамотейку. Сюжетная игра с куклой является отправной точкой воображения дошкольника во время образовательной деятельности, так как взаимодействие с ней происходит на уровне образности, фантазии. Внешне предлагаемый персонаж очень привлекателен, и это завлекает, мотивирует ребенка, позволяет ему ярче выражать свои эмоции и проявлять  спонтанную речевую активность. Возраст пяти-шести лет – это  самый благоприятный период для формирования элементов произвольности психических процессов у ребёнка, создания условий для развития его творческого потенциала, развития связной речи. А развитие связной речи тесно связано с творческим мышлением, творческими способностями и другими сторонами психической деятельности. При нарушенном речевом развитии дошкольника формированием связной речи необходимо заниматься специально. В этом возрасте педагогам следует целенаправленно побуждать ребёнка к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности, так как кроме коммуникативной, уже развивается и планирующая функция речи, то есть, он  учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. Поэтому, начиная с возраста пяти лет, ребёнка можно знакомить с устойчивыми оборотами речи, которые часто встречаются в сказках, рассказах, помогать понять их настоящий смысл.

Понимание дошкольником смысла пословицы, поговорки, фразеологизма происходит в том случае, если он умеет работать с информацией через установление логических и причинно-следственных связей, умозаключений. Но дошкольнику, особенно с речевым нарушением очень сложно понять переносное значение выражений, вникнуть в их суть. Поэтому данный курс образовательной деятельности построен на работе с пословицами. Разбирая их в практически-игровой деятельности, обсуждая смысл каждой из них, педагоги помогают ребёнку запоминать пословицы, применять их к месту, более четко уяснять их внутреннее содержание. Когда для ребёнка смысл пословицы ясен, его легко увлечь игрой придумывания таких ситуаций, для которых бы годилась данная речевая конструкция, а, следовательно, развивается образная речь, словесное творчество, то есть обогащается связная речь в целом.

В процессе организации группового взаимодействия специалиста с детьми в рамках реализации данного курса также значимую роль играет устойчивая структура занятия. Вступительная песня «Дорогою добра», которая предлагается на каждой встрече, организует ребёнка, так как является «ритуалом», вселяет чувство уверенности и создаёт позитивный настрой на дальнейшую работу с пословицей. Подобранные игры и упражнения помогают ребёнку узнавать значения новых слов – разных частей речи; определять лексическое значение слова в зависимости от контекста; осмысливать и объяснять выражения и эмоциональное состояние человека. Пальчиковые игры, графические упражнения, тени на стене, творческие задания все это стимулирует развитие всех психических процессов.

Следовательно, курс способствует решению таких задач, как:

  • создание психологического комфорта;
  • развитие уверенности, детского сотрудничества;
  • развитие воображения;
  • развитие образного мышления;
  • развитие произвольной памяти;
  • развитие навыков логико-смысловой организации высказывания;
  • развитие умения работать с информацией через установление причинно-следственных связей;
  • развитие моторики;
  • развитие познавательной активности;
  • формирование связной речи.

Образовательная деятельность этого курса помогают раскрыть образность, красочность и богатство русского языка.

     Курс  «Говорулькины истории» для детей 6 лет:

  • Знакомство  с  Говорулькой;
  • Прогулка  в  сад;
  • Полёт  к  звёздам;
  • Поход  в  цирк;
  • Встреча  с  лягушкой;
  • Путешествие  в  джунгли;
  • Поездка на дачу;
  • Игра  со  щенком;
  • Отдых  летом;
  • Разговор  на  рыбалке;
  • Беседа  на  острове;
  • Прощание с Говорулькой.

Источник изображения: http://club.foto.ru/gallery/photos/ photo.php?photo_id=658665

Ведущей психической функцией у детей старшего дошкольного возраста является воображение. Образовательная деятельность в рамках курса построена на синтезе уже имеющихся у детей знаний и представлений, а совместная работа логопеда и психолога должна быть направлена на повышение уровня творческого воображения  детей при помощи  сюжета занимательных дел, введения новых образов, применения творческих игр и упражнений. Введенный персонаж: кукла «Говорулька»  придает совместной деятельности взрослых и детей эффект занимательности.

Во время образовательной деятельности логопед имеет возможность контролировать произношение и оценивать качество произносимых  звуков детьми, психолог отслеживает включение, творческий потенциал, эмоциональное состояние детей, уровень развития сотрудничества. Чтобы иметь «картину развития» каждого ребенка педагоги во время проведения психолого-логопедической деятельности должны держать в поле зрения всех детей и каждого в отдельности.

Через речевые игры и упражнения, применяемые в рамках курса, закрепляется не только правильное употребление детьми того или иного звука, но  и умение проводить   фонетический анализ слов, правильно использовать грамматические формы и конструкции, пользоваться точными выразительными словами для передачи своих эмоций. Дети продолжают овладевать процессами анализа и синтеза, операциями сравнения, обобщения, сопоставления.   Каждая «Говорулькина история» — это словесная модель, способствующая формированию связного речевого высказывания и это творческая работа каждого ребенка, которая развивает  его  высшие психические функции:  произвольное внимание, образную и словесно-логическую память, воображение, помогает развитию фонематического восприятия и автоматизации звуков.

Данный курс способствует решению следующих задач:

  • создание психологического комфорта;
  • развитие слухового внимания и фонематического восприятия;
  • автоматизация звуков;
  • развитие воображения, фантазии, ориентировки в пространстве;
  • развитие кинестетической и тактильной чувствительности, образа тела;
  • дифференциация понятий: звук, слог, слово;
  • развитие связной речи;
  • развитие моторики;
  • развитие детского сотрудничества.

Вся образовательная деятельность структурирована так, чтобы детям не было скучно, чтобы каждый чувствовал себя нужным. Особенно важно, чтобы каждый ребенок получал удовольствие от занимательных дел, ощущал свою значимость и принадлежность к группе.

Принципы проведения образовательной деятельности:

  • системность подачи материала;
  • доступность;
  • наглядность обучения;
  • коррекционно-развивающий характер материала.

Алгоритм образовательной деятельности:

1.    Приветствие.

Одинаковое начало, своеобразный ритуал. Это позволяет детям настроиться на совместную деятельность. Предложено пять вариантов начала коррекционно-развивающей образовательной деятельности.

2.    Основная часть образовательной деятельности, которая выполняет всю смысловую нагрузку.

Предложенные в этой части игры и упражнения позволяют сконцентрировать внимание каждого ребёнка, дают возможность раскрыться его внутреннему потенциалу, испытать удовольствие и пережить наслаждение от себя хорошего, умного, доброго, подарить ему радость познания.

3.    Прощание.

Ритуалы окончания образовательной деятельности. Мониторинг эмоционального состояния детей.

Переходы от одной части к другой  на каждом занятии должны быть быстрыми, органичными.

Методические приёмы, используемые в процессе образовательной деятельности:

  • словесные и подвижные игры и упражнения;
  • рисование;
  • лепка;
  • собирание и рассматривание предметных картинок;
  • рассказывание;
  • беседы;
  • проигрывание этюдов на выражение и передачу различных эмоций и чувств;
  • обсуждение проблемных ситуаций;
  • артикуляционные разминки;
  • пальчиковые игры;
  • упражнение-рассуждение;
  • релаксация.

В программе используются элементы игротерапии, куклотерапии, музыкотерапии, цветотерапии, песочной терапии. Применение групповой формы работы способствует обучению детей отношениям друг с другом, со взрослыми.

Формы работы

Групповая образовательная деятельность. Численность детей, посещающих занятия курса, составляет 6 человек. Образовательная деятельность проводится в сенсорной комнате.

Продолжительность каждого занимательного дела зависит от возрастной категории. Для детей 3 лет – 15 минут. Образовательную деятельность желательно проводить в первой половине дня один раз в неделю с октября, так как в сентябре дети адаптируются к условиям группы и не готовы к посещению тёмной сенсорной комнаты. Перед тем как начать проводить образовательную деятельность, необходимо познакомить детей с оборудованием сенсорной комнаты при свете. Волшебное воздействие интерактивной среды создает невидимый мост между ребенком и взрослыми, что очень важно на данном этапе развития.

Для детей 4 лет  длительность занятия не превышает 20 минут, образовательную деятельность проводить  с октября один раз в неделю.

Для детей 5 лет – 25 – 30 минут.  Время проведения зависит от подготовленности группы детей, имеющих речевые нарушения: с октября или с января один раз в неделю.  Для детей 6 лет – 30 минут.

Образовательную деятельность «Грамотейкины рассуждения» целесообразно проводить с октября один раз в неделю. «Говорулькины истории» лучше проводить во втором полугодии, когда труднопроизносимые звуки хорошо усвоены детьми и идёт заключительный этап закрепления звуков в повседневной речи ребёнка.

Материалы и оборудование

Для занятий по данной программе используется интерактивное оборудование производства «АЛЬМА» (Санкт-Петербург):

  • маты напольные и настенные;
  • пуфики-кресла и подушечки с гранулами;
  • сенсорная тропа;
  • детский уголок с пузырьковой колонной;
  • сухой бассейн;
  • сухой душ;
  • прибор динамической заливки света;
  • пучок фиброоптических волокон с боковым свечением «Звёздный дождь»;
  • зеркальный шар с мотором и профессиональным источником света;
  • тактильное панно «Ёжик»;
  • компьютер;
  • фонотека музыкальных произведений и различных звуков природы;
  • массажные мячики;
  • шумовые кирпичики.

Индивидуальные песочницы.

Индивидуальные зеркала.

Подкладочные и шифоновые ткани разных цветов.

Фотографии цветов (их можно найти в интернете).

Разноцветные следы.

Карандаши.

Пластилин.

Гуашь.

Пиктограммы.

Игрушки.

Предметные картинки.

Мячи.

Бумага.

Сюжетные тематические картинки к пословицам. С помощью наглядных образов детям проще понять смысл той или иной пословицы. На занятиях рекомендовано  использовать картинки из книг Т.В.Розе «Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей» и Л.А.Дубиной «Коммуникативная компетентность дошкольников. Картинный материал для проведения игр и упражнений».

Творческий подход к проведению интегрированной образовательной деятельности  с детьми дошкольного возраста в сенсорной комнате позволяет не только усилить эффект использования её возможностей в решении коррекционно-развивающих задач, но и оказывает позитивное влияние на повышение профессионального мастерства. Психолого-логопедическая деятельность по программе «Играй, слушай, познавай!» требует от педагогов тщательной координации действий друг с другом, тщательного определения оптимальной нагрузки на детей, четкости, компактности и логической взаимосвязанности в подборе материала.

Постоева Людмила  Дмитриевна, педагог-психолог,

Мартыненко Людмила Александровна, учитель-логопед,

МКДОУ детский сад компенсирующего вида «Родничок»,

город Бородино, Красноярский край.

PageLines