Профилактика и коррекция плоскостопия

Е. Швалева, заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе, МДОУ – детский сад «Русалочка», г. Губкинский, Ямало-Ненецкий автономный округ

 

Становятся привычными данные об  ухудшении состояния психического и физического здоровья детей, о снижении уровня физической и двигательной подготовленности. В последнее время растет число детей,  имеющих те или иные проблемы с  опорно-двигательным аппаратом, в частности плоскостопие и нарушение осанки. Такие отклонения чаще встречаются у слабых, физически плохо развитых детей: нагрузки при ходьбе, беге прыжках для сводов стоп  оказываются чрезмерными. Связки и мышцы стопы перенапрягаются, растягиваются, теряют пружинящие свойства.

Стопа, как известно, является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что проблемы стопы отражаются на формировании организма в целом. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии движений, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта. Таким образом, укрепление опорно-двигательного аппарата имеет большое значение.

Наш опыт профилактической и коррекционной работы свидетельствует о том, что ее успешность возможна только на основе комплексного подхода, который заключается в использования всех средств физического воспитания (гигиена, природно-оздоровительные факторы и физические упражнения).

Создание полноценной физкультурно-оздоровительной среды предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующего укреплению мышц стопы и голени и оказывающего положительное влияние на формирование сводов стопы (ребристые доски, мячи, массажеры). При этом детям должна быть предоставлена возможность применения указанного оборудования и инвентаря в повседневной самостоятельной двигательной деятельности.

С целью применения природно-оздоровительных факторов в профилактике и коррекции плоскостопия в детском саду «Русалочка» оборудованы два бассейна – плавательный и дорожно-галечный. Дорожно-галечный бассейн – это наша «изюминка», которой мы все гордимся: на Ямале такого больше нет. Идея открытия этого бассейна принадлежит нашей заведующей Т.И. Ткаченко. Она собрала всю  техническую и научную информацию об устройстве этого типа бассейна, об эффективном методе закаливания и укрепления свода стопы ребенка водой и галькой. Успешно была проведена реконструкция помещения ДОУ, которое соседствовало с плавательным бассейном.

Дорожно-галечный бассейн у нас небольшой: высота 40 см, длина 600 см, ширина 220 см. Поручни двухуровневые, изготовлены из нержавеющей стали и рассчитаны на детей младшего и старшего дошкольного возраста. В  помещении бассейна установлен фильтр воды, подогрев, а в центре – маленький фонтанчик. На дне бассейна лежат камни, их собирали всем коллективом на Барсуковском месторождении. В отличие от традиционных занятий по физической культуре, где используются специальные комплексы упражнений, направленные на формирование навыка правильной осанки и профилактику плоскостопия, занятия в дорожно-галечном бассейне проходят более эмоционально: вода дарит ощущение радости и бодрости.

Дети начиная с 3-летнего возраста посещают дорожно-галечный бассейн после дневного сна. Закаливание проводится подгруппами по 12–15 человек. Время «гуляния» по этому «мини-пляжу» составляет 3–5 минут, после чего дети до покраснения растирают ступни ног полотенцем. Начальная температура воды для детей младшего дошкольного возраста +28 градусов в начале учебного года, в конце +24 градуса. Для детей старшего дошкольного возраста +26 градусов в начале года, а в конце +18 градусов.

Закаливание проводит медсестра физиотерапевтического лечения под музыкальное сопровождение. Дети захватывают камешки пальцами ног, перенося их с одного места на другое, напевают веселые песенки из мультфильмов, заряжаясь хорошим настроением и бодростью на вторую половину дня. При проведении этого вида закаливания медсестра В.А. Коменда руководствуется следующими принципами: последовательность, систематичность, постепенность, увеличение силы раздражающего воздействия, индивидуальность, сознательность и активность, контроль самочувствия, учет региональных климатических условий. Любое занятие в дорожно-галечном бассейне она проводит так, чтобы ребенок радовался и улыбался. Дети ждут следующего занятия. Это является для нас сигналом правильности выбранной методики. Кроме того, большую роль при проведении этой закаливающей процедуры играет эмоциональное состояние взрослого, его отношение к проводимому мероприятию, ведь благоприятная социально-психологическая атмосфера повышает эффективность закаливания.

Использование этого нетрадиционного средства закаливания позволило нам добиться положительной динамики в профилактике простудных заболеваний (уровень заболеваемости снизился по сравнению с 2006/2007 учебным годом на 17%) и предупреждения плоскостопия. Всем известно, что стопа человека богато снабжена тактильными и температурными рецепторами, рефлекторно связанными с соответствующими зонами носоглотки и верхних дыхательных путей. Кроме того, закаливание стоп способствует укреплению мышц, связок и суставов, стимулирует активные точки и зоны, расположенные на стопе. Эффективность работы способствовала повышению уровня физической  подготовленности воспитанников и достигла 95%, отмечено улучшение физического развития. Наблюдения свидетельствуют: наши дети владеют достаточным запасом двигательных умений и навыков и осознанно пользуются ими в повседневной жизни. Недаром, они не раз становились победителями ежегодной городской Спартакиады «Старты надежд». Высокие показатели отмечены  у детей в беге, прыжках в длину с места, в  проведении комбинированной эстафеты.

Мы все хотим видеть своих детей жизнерадостными, уверенными в себе, здоровыми душой и телом, ведь дошкольное детство – самое благодатное время для выработки правильных привычек и воспитания потребности в здоровом образе жизни, формирования знаний, умений и навыков в поддержании и совершенствовании уровня здоровья.

PageLines