buchkova_4_2017

Пора в школу!

А.И. Бучкова, детский психолог, кандидат социологических наук, Москва 

Волнительный для большинства родителей момент: ребенок с цветами в руках и ранцем за спиной на первой в своей жизни школьной линейке. У него есть все необходимое, он посещал занятия по подготовке к школе, научился читать, писать, считать. Вы, кажется, все сделали для своего ребенка… А через полгода вдруг выяснится, что он потерял интерес к учебе. Почему? Это неизбежный процесс знакомства со школьными устоями. Через полгода отмечается первая волна ослабления интереса к школе. Однако этот момент удастся пройти безболезненно и для родителей, и для ребенка, если вы уделите внимание его психологической подготовке к школе. Формирование интереса и желания учиться, как основных составляющих психологической готовности, на деле оказывается важнее освоения чтения, письма и счета. Просто результаты не столь очевидны по сравнению с овладением учебными навыками. Мотивацию, а также психологическую подготовку к школе в целом и обсудим сегодня. Выделим современные основы такой подготовки, а также ключевые моменты, на которые в этом вопросе следует обратить внимание родителям.

«Психологическая готовность» только звучит просто и кажется понятной. На самом деле – это комплексный процесс, включающий, кроме мотивационного и интеллектуального, еще личностный, социальный и эмоционально-волевой компоненты.

В иерархии этих составляющих главенствующее место занимает мотивационный аспект. Что, кстати, доказано в ходе многолетней практики. Даже не в полной мере освоив чтение и письмо к моменту поступления в школу, ученик со сформированной мотивацией будет тянуться к знаниям и, вероятнее всего, обгонит своего одноклассника, подающего большие надежды, но нежелающего учиться. Поэтому начнем с мотивации.

 

Мотивационная готовность

На начальном этапе желание узнавать новое, интерес ребенка ко всему неизведанному формируют только родители. Начинать можно уже с раннего (три года) и даже младенческого (один год) возраста. Еще одна попытка сделать это, если не успели – старший дошкольный возраст.

Мотивация может быть внешней, а может быть внутренней. В первом случае ребенка интересуют внешние атрибуты: красивый портфель, школьная форма, яркие тетради, хорошие оценки. Вторая группа мотивов ориентирует его на внутренние аспекты обучения: желание узнавать новое, любознательность и интерес к неизведанному, а также новый статус школьника со всеми его атрибутами, потребность занять определенную позицию в обществе, которая предоставляет доступ к недосягаемому миру взрослых. Именно внутренние познавательные и социальные мотивы формируют устойчивый интерес к процессу обучения.

Сплав этих двух групп мотивов образует так называемую внутреннюю позицию школьника. Многие специалисты считают, что ее сформированность является основным показателем психологической готовности ребенка к школе.Однако на практике уже одного познавательного или социального внутреннего мотива достаточно, чтобы вызвать у дошкольника желание учиться.

Физиологические основы.Механизм мотивации достаточно прост: когда ребенок стремится удовлетворить ту или иную потребность, возникает мотивационное возбуждение. Это особое состояние головного мозга, при котором мотивационные подкорковые структуры, относящиеся к лимбической системе, начинают активизировать деятельность коры больших полушарий. В результате происходит повышение тонуса симпатической нервной системы, что усиливает вегетативные реакции организма (происходит расширение зрачков, учащение пульса, повышение давления), одновременно активизируя его поисковую активность. Параллельно возникают преимущественно неприятные эмоциональные переживания, которые изменят свою окраску только после удовлетворения потребности.

Этот механизм доступен уже маленькому ребенку, но существенно усложняется к дошкольному возрасту.У дошкольников продолжается созревание лобных и центральных областей коры головного мозга, которые регулируют процессы активации и мобилизационную готовность, что создает избирательность в организации деятельности. В результате не только появляются новые мотивы, но и развивается соподчинение мотивов, они выстраиваются в иерархию. При этом ведущая потребность вызывает доминирующее мотивационное возбуждение, которое будет побуждать к действию в первую очередь.

Подготовка силами родителей. После четырех лет у дошкольника отмечается всплеск интереса к новому и поисковая активность в этом направлении. В это время дети превращаются в «почемучек». Важно поддерживать активный поиск ребенка.

Необходимо рассказать дошкольнику о школе: что значит быть учеником, почему школьник уже взрослый, какие обязанности его ждут, а также о важности уроков, оценок, школьного распорядка. Интересной для ребенка будет и аналогия между детским садом и школой, с обоснованием преимуществ последней. Все упоминания о школе должны быть позитивными, а разговоры о школьнике как о взрослом – связаны с похвалой.Поиграйте с ребенком в «школу зверей». Если он отказывается или хочет быть учителем – это говорит о его мотивационной неготовности, а вот если выбирает роль ученика – это одно из свидетельств, что он готов к школьному обучению.

 

Личностная готовность

Тесно связана с мотивационной. Включает в себя набор качеств, которые позволят ребенку быть успешным и активным в школе: принятие новой позиции школьника, знание и соблюдение правил поведения, готовность и способность к сотрудничеству, ролевое поведение, признание авторитета взрослых, нравственное развитие, понимание, что хорошо, а что плохо, адекватная реакция на замечания взрослых и других детей, стремление к самостоятельности, зачатки ответственности и мировоззрения, а также адекватная самооценка.Большое значение имеет также уверенность в себе и спокойствие. Ведь для ребенка школа – это что-то новое. А все неизведанное вызывает у детей тревогу.

Физиологические основы.На развитие личности в первую очередь оказывают влияние социальные факторы, в том числе особенности ближайшего окружения ребенка, специфика его воспитания в семье и социальный опыт. Однако современные исследования свидетельствуют о том, что развитие личности ребенка частично обусловлено протекающим в мозговых структурах процессом, который условно определяется как «переход состояний в черты характера». Мозг адаптируется к поступающим телесным реакциям на ситуации и к повторяющимся состояниям, меняется под их влиянием. В свою очередь, типичные приемлемые реакции и состояния становятся личностными чертами человека.К шести годам развитие мозга ребенка находится на той стадии, когда приоритеты для развивающейся личности еще не расставлены до конца. Поэтому у родителей пока есть возможность повлиять на этот процесс.

В дошкольном возрасте также совершенствуются процессы возбуждения и особенно торможения. Развитие после пяти лет дифференцировочного торможения делает возможным соблюдение ребенком правил поведения и воздержание от запрещаемого поведения.

Подготовка силами родителей.Знание и соблюдение правил поведения, а также готовность к сотрудничеству можно развивать в семье. Для этого должны быть введены четкие семейные правила, за нарушение которых ребенка ждет заслуженное наказание. Например, лишение вечернего просмотра любимого мультфильма или другого занятия, интересного малышу. Совместная игровая и трудовая деятельность со взрослым будет стимулировать развитие сотрудничества.Разнообразные сюжетно-ролевые игры дадут дошкольнику первоначальный опыт ролевого поведения, а мелкие домашние поручения, например, поливать цветы или следить за питомцами, – опыт проявления самостоятельности и ответственности.Своим примером и терпеливыми доброжелательными беседами родители могут формировать адекватную реакцию на критику и направлять нравственное развитие дошкольника.

Адекватную самооценку будут формировать режиссерские игры, в которых ребенок придумывает сюжет и сам его разыгрывает. На первоначальном этапе родители могут играть вместе с ним, направляя сюжет с помощью вопросов.

Чтобы снизить тревогу, важно рассказать дошкольнику о своих школьных годах, как это было интересно, какой замечательной была первая учительница, как увлекательно было общаться и играть со школьными друзьями. Но для этого примеры должны быть позитивными. Если в голову приходят только фразы вроде: «Скоро пойдешь в школу, и закончится твоя лафа…», «Учителя тебя научат уму-разуму…», «Надеюсь, тебе повезет с первой учительницей больше, чем мне…», лучше опустить такие разговоры и поручить эту почетную миссию тем взрослым, чье восприятие школы более оптимистично.

 

Социальная готовность

Социальную готовность нередко также рассматривают в контексте личностной. Она включает в себя коммуникативную компетентность, выработанные навыки общения с взрослыми и сверстниками, навыки сюжетно-ролевого общения, умение слушать и принимать мнение другого, знание и соблюдение норм общения, развитый социальный интеллект как способность понимать себя, поведение других, выстраивать успешные взаимоотношения. Сформированный социальный интеллект помогает дошкольникам в успешном разрешении межличностных проблем, расширяет набор доступных им стратегий социального поведения и позволяет выбирать наиболее успешную в той или иной ситуации стратегию.Все эти навыки ребенок только начинает осваивать в дошкольном возрасте, поэтому не стоит требовать от него слишком многого.

Физиологические основы.Уже к двум годам мозг ребенка достаточно созрел для развития второй сигнальной системы – речи, что приводит к появлению вербальнойкоммуникации.Одновременно с этим основное влияние на дальнейшее формирование его лингвистических навыков оказывает практика общения. Получается взаимная обратная  связь:развитие речевых отделов мозга стимулирует вербальное взаимодействие с окружающими, а последнее – совершенствование мозговых структур. И опять же велико значение общественных факторов и опыта.

Общение в дошкольном возрасте приобретает внеситуативно-личностную и познавательную форму. К нему побуждает удовлетворение потребностей во взаимопонимании и сопереживании, внимательном и уважительном отношении взрослых, а также познавательные мотивы.

Подготовка силами родителей. Преимущество в достижении социальной готовности имеют дети, посещавшие детский сад или постоянно общающиеся со сверстниками и ровесниками. Если ребенок «домашний», то важно чаще гулять на игровых площадках, посещать развивающие центры и ходить в гости к сверстникам. При этом независимо от того, посещает ребенок детский сад или нет, желательно предоставить ему больше свободы в выстраивании отношений с другими детьми, чтобы он приобретал так необходимый ему социальный опыт.

Одновременно готовьте ребенка к подчинению учителю – через игру. Наиболее интересная игра – это уже упомянутая «школа зверей», где дошкольник исполняет роль ученика. Также можно использовать игры с  правилами. А вот умение слушать будут развивать сюжетно-ролевые игры, где дети исполняют роли с противоположными интересами (врач – пациент, продавец – клиент, шофер – пассажир). Пусть дошкольники меняются ролями. Также помогут дидактические игры, предлагающие закончить предложение или даже целый рассказ.

 

Интеллектуальная готовность

Речь идет не об овладении чтением, письмом и счетом, а о развитии восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и речи дошкольника (его познавательных процессов).

Ключевые показатели: выделение фигуры из фона, составных частей и деталей предмета, понимание и использование схематических изображений (план, макет), знание и различение основных цветов, углубление восприятия;способность к простейшему анализу, выделению связей между явлениями, отделению основного от несущественного, несложным рассуждениям и выводам, классификации предметов; концентрация внимания; логическое запоминание (через обозначение предметов и фраз символами); умение воспроизводить графический образец, наблюдать, произвольно воображать (для воображения уже не нужны наглядные образы), ориентация во времени и пространстве, широкий кругозор. Большое значение имеет также развитие «монологической» речи.

Физиологические основы.Данный вид готовности напрямую связан с функциональным созреванием соответствующих структур головного мозга.К шести–семи годам заканчивается формирование зон головного мозга, отвечающих за зрительно-двигательную координацию. В процессе восприятия начинают принимать участие заднеассоциативные отделы. Вероятность узнавания предмета становится стопроцентной. Дошкольнику доступны процессы восприятия новых объектов и формирования сложных эталонов, что облегчает перцепцию на основе общих существенных характеристик объекта.

В процессы внимания начинают включаться корковые механизмы, что запускает процесс направленности внимания не только на привлекательные стимулы, но и на более абстрактные, носящие информационный характер. Однако этот процесс находится на начальной стадии. Дошкольник еще не способен к длительному сосредоточению и произвольному удержанию внимания.

Развитие височных долей головного мозга стимулирует совершенствование различных видов памяти, однако к моменту поступления в школу все еще слабо развита кратковременная слуховая словесная память и долговременная зрительная память.

Благодаря достигнутому уровню созревания коры головного мозга, для дошкольника становятся доступными целенаправленное воображение и элементы творчества.

К пяти–шести годам завершается дифференциация нервных элементов ассоциативных зон лобных долей головного мозга, определяющих успешность сложных мыслительных действий, таких как обобщение, определение последовательности событий, причинно-следственных связей. Все это создает основу для развития словесно-логического мышления.

Развитие речи также определяется развитием коры головного мозга в целом, фонематического восприятия речи и речедвигательного аппарата, и, кроме этого,высокой пластичностью нервной системы, повышенной способностью ребенка к подражанию.Дошкольник овладевает связной речью, развивается монологическая и обобщенная речь.

Подготовка силами родителей.Познавательные процессы можно совершенствовать с помощью игр и развивающих заданий. Причем как в процессе общения с ребенком, так и с помощью интернета. Напомню, что об особенностях работы с гаджетами и девайсами мы говорили в январе. Так что самое время актуализировать знания!

Основные ориентиры: ребенок находит сходства и отличия между предметами, выполняет работу по образцу (например, воспроизводит узор или простую картинку), запоминает 10 изображений, повторяет пять–шесть слов из десяти,выразительно рассказывает стихотворения и пересказывает сказки и тексты из четырех–пяти предложений, способен заниматься одним видом деятельности минимум 20 минут, находит лишнее в группе предметов, определяет последовательность событий, несоответствие в рисунках и стихах-небылицах, самостоятельно собирает пазлы и проходит несложные лабиринты, вырезает, делает аппликации, раскрашивает и штрихует, заканчивает предложения, составляет предложения из нескольких слов, составляет рассказ по картинке или серии картинок, понимает и объясняет смысл рассказов и пословиц, различает буквы и звуки в словах, знает дни недели, месяцы и времена года, основные цвета, домашних и диких животных, птиц, овощи, фрукты, деревья, цветы, профессии, свои фамилию, имя, отчество, свой город, адрес, имена, отчества и места работы родителей и т.д.

Особое внимание необходимо уделять развитию речи. И здесь в приоритете личное общение. Подходит совместное чтение книг. Развитие речи можно сочетать с совершенствованием мышления:после прочтения рассказа или сказки просите ребенка пересказать, задавайте вопросы. Пересказ сюжета – это простейшая форма монологической речи.

 

Эмоционально-волевой компонент

Эмоциональный интеллект, в первую очередь такая его составляющая, как способность к сопереживанию, формируется раньше социального. Высокий уровень эмоционального интеллекта дает возможность понимать, оценивать,выражать эмоции, управлять ими. В старшем дошкольном возрасте ребенок уже способен учитывать эмоции другого человека в процессе собственной деятельности.

В развитии эмоционально-волевой готовности большое значение имеет также способность сдерживать свои эмоции; умение слушать, не перебивая, точно выполнять задания, предъявляемые в устной форме; способность преодолевать трудности и доводить любое начатое дело до конца; возможность длительное время выполнять не очень привлекательные задания; усидчивость.

Физиологические основы.Механизм возникновения эмоций в дошкольном возрасте неизменно сопровождает мотивационное возбуждение, в результате положительные или отрицательные эмоции становятся побуждающими стимулами для удовлетворения потребностей.

Активное развитие в старшем дошкольном возрасте лобных и центральных долей головного мозга создает возможность для произвольной регуляции деятельности ребенка по внешней инструкции. Однако произвольность поведения и познавательных процессов еще очень несовершенна. Дальнейшее развитие произвольности будет происходить уже в начальной школе.

Подготовка силами родителей.Помните, что восприятие дошкольником информации зависит от ее эмоциональной насыщенности и привлекательности. Поэтому на первоначальном этапе подготовки старайтесь преподносить все в интересной для ребенка форме, постепенно, с опорой на наиболее привлекательные для него занятия предлагайте непривлекательные. С помощью игр, книг, бесед, фильмов можно формировать у детей такие сложные эмоции, как сострадание, жалость, развивать эмоциональный интеллект.

Произвольность и способность к рефлексии будут развиваться в играх с  правилами и в коллективных играх. Дошкольнику пока трудно контролировать свои действия, но в игре он получает внешний контроль – через правила и других участников.Усидчивость хорошо развивать с помощью настольных игр.

 

И в заключение резюмируем: помните, что вы – лучший индикатор готовности вашего ребенка. Ваша поддержка, внутреннее спокойствие и уверенность помогут ему успешно адаптироваться к школе. Главное, уделите достаточно внимания различным аспектам его психологической готовности, чтобы свести к минимуму риск возникновения в дальнейшем стойкого нежелания учиться. У вас еще полгода времени, его с лихвой хватит для эффективной психологической подготовки к школе. Особый упор лучше сделать на летние месяцы, чтобы ребенок плавно перешел от статуса дошкольника к началу обучения.

 

Вопросы для размышления и самопроверки

Предлагаем поразмышлять и повысить эффект от прочтения статьи, ответив на следующие вопросы:

  1. Как вы считаете, нужна ли детям психологическая подготовка к школе?
  2. Чему, на ваш взгляд, должны уделять особое внимание родители в процессе психологической подготовки ребенка к школе?
  3. Каковы физиологические основы различных аспектов психологической готовности? Что общего и в чем различия?
  4. Какие виды игр развивают следующие навыки и способности:
  • познавательные и социальные мотивы;
  • усидчивость;
  • адекватную самооценку;
  • принятие авторитета взрослого и подчинение ему;
  • рефлексию;
  • опыт ролевого поведения;
  • произвольность;
  • сотрудничество;
  • умение слушать.
  1. Как проходит (проходила) подготовка к школе в вашей семье?
  2. Каким образом можно использовать современные информационные средства для психологической подготовки ребенка к школе?
  3. Когда, на ваш взгляд, должна начинаться психологическая подготовка к школе?
  4. Вспомните свою первую линейку. Первого учителя. Какие чувства вызывают у вас эти воспоминания? Стали бы вы делиться ими со своими детьми?
  5. Поступление в школу вызывает у большинства детей скрытую или явную тревогу. В дальнейшем она может перерасти в различные страхи, например, страх получить плохую отметку или страх выступать у доски. Страхи появляются у ребенка задолго до поступления в школу. Боязнь темноты, пауков, больших собак, врачей, смерти – этот список возможных страхов можно продолжать бесконечно. Что делать родителям, которые сталкиваются с паническими страхами своего ребенка, чем они могут ему помочь? Обсудим основные аспекты этой проблемы в следующий раз!

 

И, конечно, ответы на поступившие от вас актуальные вопросы по предыдущей теме: «Мальчики и девочки или ребенок первый и ребенок второй. Разница в воспитании стирается?».

 

В каком возрасте и каким образом лучше рассказать ребенку, откуда берутся дети? Отличаются ли беседы с сыном или дочкой?

Впервые интерес малыша к этой теме может возникнуть во время кризиса трех лет. Некоторые родители таких разговоров избегают, другие – «рубят правду-матку», не стесняясь в выражениях, а третьи – рассказывают про аистов, капусту или покупку в магазине. Ни одна из этих стратегий не даст желаемого результата, так как изначально запутает ребенка, а в будущем может вызвать у него сомнения в искренности и компетентности родителей. Оптимальный вариант –рассказать правду, только форма повествования должна соответствовать возрасту малыша.

Если вопрос от ребенка поступил в три года, то оптимальной будет сказка о папе-короле и маме-королеве, которые любили друг друга, и поэтому в животике у мамы вырос малыш. Не забудьте рассказать, чем отличаются мальчики и девочки, это также можно сделать в игровой форме. В пять лет к этому рассказу добавляются уже биологические сведения. Например, что папа поделился с мамой своей клеточкой, она соединилась смаминой, и вырос малыш. В этом возрасте вы можете сами инициировать подобный разговор, ведь иначе интересную информацию ребенок получит от сверстников или других взрослых, причем не всегда в приемлемой форме.В восемь–девять лет мы говорим и о предстоящем половом созревании, и о сексе, и о появлении детей. Только максимально корректно и спокойно. Важно, чтобы подобные беседы не вызвали у ребенка чувство стыда, отвращения или страха.

Кто будет знакомить ребенка с основами взаимоотношения полов, зависит от того, кому малыш больше доверяет и кто сможет в соответствии с его возрастом доступно рассказать об этом. Обычно это мама. Однако это только в три года. Чем старше ребенок, тем предпочтительнее, чтобы это был родитель одного с ним пола.

 

Как быть с детскими мастурбациями, которые все чаще проявляются в последнее время в раннем возрасте?

Для начала нужно разобраться, в чем причина. Не присутствуют ли, например, инфекции или обусловленное другими причинами ощущение дискомфорта, которые провоцируют подобные действия. Это также может быть связано с неудобной одеждой или некачественными памперсами, вызывающими раздражение. В первую очередь необходимо исключить эти причины.

Периодически у детей после трех лет возникает исследовательский интерес к интимным местам. Особенно он обостряется в пять–шесть лет. Необходимо аккуратно поговорить с ребенком, рассказать о половых органах, о том, что трогать их не следует. Только ненавязчиво, не запрещая и не ругая его, иначе можно только усилить интерес или заставить малыша делать это тайно. Лучше, чтобы подобный разговор провел с мальчиком – отец, а с девочкой – мать. В норме подобные состояния проходят достаточно быстро.

Навязчивый длительный онанизм может свидетельствовать о трудностях в эмоциональной и социальной сферах, о недостатке положительных эмоций и общения со сверстниками. В данном случае лучше обратиться к квалифицированному детскому психологу.

 

Следует ли руководствоваться половыми различиями при выборе игрушек? У меня, например, сыну нравятся мягкие игрушки.

Все зависит от возраста ребенка и от его особенностей. Обычно до трех лет особых различий в выборе игрушек для мальчиков и девочек нет. Разве что родители могут сознательно или бессознательно покупать ребенку игрушки в соответствии с его полом: куклы и посуду для девочек, машинки и роботов для мальчиков.Однако под влиянием половойидентификации дети начинают выбирать игрушки, предназначенные для представителей своего пола. Мальчики играют преимущественно с машинками, а девочки с куклами. Причем наиболее остро на выбор игрушек реагируют мальчики, которые чаще девочек не приемлют «девчачьих» игрушек и игр. Но и здесь могут быть исключения. Не стоит ограничивать детей в выборе игрушек, ведь таким образом они проявляют свои предпочтения и интересы. И если, например, мальчик играет в доктора с мягкими игрушками, то возможно, это определит его будущую профессию. А вмешательство родителей может сформировать негативное отношение к своему призванию.

 

Ждем ваших писем. Адрес прежний: info@dovosp.ru Тема письма: Рубрика «Актуальный разговор».

 

PageLines