Поликультурное воспитание дошкольников. Из опыта работы

В настоящее время поликультурное образование занимает важное место в образовательной практике многих стран. Возникла необходимость воспитывать у подрастающего поколения готовность к жизни в открытом обществе и формированию навыков межкультурного  диалога.

Умение жить в мире разных людей и идей не передается по наследству. Способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей, нужно воспитывать в каждом поколении, и чем раньше начнется формирование соответствующих качеств личности, тем большую устойчивость они приобретут.

В нашем детском саду мы проводим работу, направленную на формирование и сохранение культурного многообразия народов России, развитие у дошкольников духовных ценностей, уважения и доброжелательного отношения к культуре и традициям народов других стран, формированию умения жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас и вероисповеданий.

Задачи поликультурного воспитания в ДОО:

— Расширение представлений детей о родном крае: достопримечательности региона, в котором они живут.

— Формирование представлений детей о Родине – России: Москва − столица России, гимн, флаг, герб, элементарные сведения об истории, традициях, обычаях народов, проживающих на территории нашей страны,  разнообразие художественных промыслов.

— Стимулирование интереса детей к событиям, происходящим в стране, воспитание чувства гордости за ее достижения.

— Ознакомление детей с многонациональной культурой народов  России.

— Стимулирование и поощрение уважительного отношения к другим национальностям и народам.

Для реализации этих задач в детском саду создана необходимая среда:

— Мини-музей «Русская горница». Здесь проходят занятия фольклорного кружка.

— Фотоальбомы, презентации для ознакомления дошкольников с символикой, обычаями, традициями разных народов.

— Аудиотека фольклора народов России (стихи, песенки, сказки).

— Каталог народных игр.

Для проведения фольклорных праздников и развлечений были сшиты детские национальные костюмы народов России: якутские, бурятские, мордовские, карельские, чеченские.

Был проведен конкурс «Кукла в национальном костюме», участниками которого были сотрудники и родители воспитанников. Все костюмы были изготовлены руками участников. Эти куклы в национальных костюмах стали экспонатами мини – музея.

Алгоритм ознакомления дошкольников с народами России

 

Блоки Задачи Формы и виды деятеьности
1.Географическое положение Формировать у детей положительные впечатления о народе;

Учить подмечать незначительные различия в деталях, признаках, объединять предметы по сходству, составлять из частей целое.

1.НОД «Путешествие по карте России»

 

2. Дидактические игры

2.Климат, растительный и животный мир Расширять представления детей об особенностях климата, условиях проживания народа, среды обитания растительного и животного мира. 1. Совместная деятельность педагога с детьми

2. Дидактические игры

3. Самостоятельная деятельность детей

(рассматривание альбомов, энциклопедий и др.)

3.Символика, национальный язык Познакомить детей с флагом, гербом, языком;

Учить детей создавать аппликации с натуры, рисовать по шаблону,

углублять знания о стране.

1. Совместная деятельность педагога с детьми

 

4. Достопримечательности Познакомить детей с национальными достопримечательностями: памятниками архитектуры, культуры, национальными заповедниками.

Учить детей работать коллективно, развивать творческое воображение и интерес к английской культуре.

1. Совместная деятельность педагога с детьми (показ слайдов, видео презентаций).

2. Самостоятельная деятельность детей

(рассматривание альбомов).

3. Конструирование, создание макетов жилища народов

5.Традиции и обычаи народа Знакомить детей с народными обычаями, традициями и праздниками.

Расширять знания о жизни своих сверстников.

Познакомить детей с национальными играми.

Развивать у детей выносливость, ловкость, умение находить общее в национальных играх.

1. Досуги с участием родителей

2.Беседа с презентациями

3. Развлечения в народных традициях

4.Фестивали

5.Изодеятельность

6.Игровая деятельность

(народные игры и забавы)

6. Народное творчество Приобщать к национальному фольклору,

знакомить с устным народным творчеством.

Учить передавать в рисунке различные сюжеты, свое отношение к содержанию, развивать интерес к сказкам.

Воспитывать интерес к

национальной литературе, знакомить с творчеством поэтов и писателей.

Развивать способность детей понимать содержание национальных песен и музыкальных произведений, воспитывать устойчивый интерес и отзывчивость на музыкальные произведения.

1.Чтение и рассказывание народных сказок

2.Проведение конкурса рисунков по сказкам

3.Чтение произведений

4.Слушание в аудиозаписи народных музыкальных инструментов

5.Разучивание запевок, закличек, песен

6.Разучивание национальных танцев

7. Народно-прикладное искусство Обогащать представления детей о художественной деятельности, творчестве народов. Совместная деятельность педагога с детьми
 

Трофименкова Светлана Вячеславовна, воспитатель,

Чернова Татьяна Анатольевна, воспитатель,

МБДОУ «Детский сад «Аистёнок», г. Рославль, Смоленская область