Оригами как средство развития познавательных процессов

Маг, что придумал бумагу цветную –
Красную, желтую и голубую, –
Верил, наверно, что могут ребята
Сделать фигурки из разных квадратов.
Эти фигурки на всем белом свете
Знали лишь только японские дети.
Символом мира стал белый журавлик,
Символом счастья – бумажный кораблик.
Сказочных бабочек, розовых зайцев
Выполнить можно при помощи пальцев.
Предлагаю вместе с нами
Выучить технику «оригами».
Оригами как средство развития познавательных процессов

Многое должен знать и уметь ребенок, перед тем как пойти в первый класс. Подготовить к этому важному моменту поможет оригами –доступное ребенку и весьма полезное для него искусство. Доступное, потому что бумага как материал проста в обработке. Полезное, потому что дети, занимаясь оригами:

Оригами как средство развития познавательных процессов1) овладевают различными приемами и способами действий с бумагой: сгибанием, многократным складыванием, надрезанием, склеиванием;

2) приобретают способность работать руками под контролем сознания;

3) совершенствуют мелкую моторику, точные движения пальцев, глазомер;

4) развивают внимание (умение сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат), конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус, память (ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания);

5) приобретают усидчивость, целеустремленность, трудовые умения;

6) расширяют свой кругозор;

7) знакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.);

8) учатся соотносить наглядные символы (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и переводить значение  символов в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Что же такое оригами?

Оригами (в переводе с японского это «сложенная бумага») древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригамиуходит своими корнями в древний Китай, где бумага и была открыта.

Известно, совсем маленькие дети быстро отвлекаются, их внимание неустойчиво, они не умеют надолго сосредотачиваться. Как построить занятия, учитывая эти особенности? Мне хотелось бы поделиться с вами опытом.

Как заинтересовать детей? Как привлечь их внимание к этому искусству? Сначала я дарила детям поделки, выполненные в технике оригами. Сколько было радости! Но сам процесс изготовления вещей интересовал, к сожалению, лишь некоторых малышей. Долгожданный вопрос «А как это?» и просьбу научить делать такие игрушки я услышала примерно через полгода.

Оригами как средство развития познавательных процессов

Сначала мы изготовили кораблики, которые дети могли пускать на улице в лужах. Дети были поражены, поняв, что своими руками могут сделать то же. Боясь упустить подходящий момент, я взяла огромный лист ватмана и прямо на глазах у детей свернула из него гигантский кораблик. В него можно было посадить большие игрушки! Тут уж интерес к складыванию возник у всех. Дети подходили к столу, брали квадратики и пытались их сгибать. И я решила: пора!

Мы начали постигать оригами-грамоту. Индивидуально занимались по 5–10 минут ежедневно. Занятия проходили динамично, эмоционально, в игровой форме. Уверена, первые занятия стоит посвятить свободным действиям с бумагой, чтобы дать ребенку возможность познакомиться с ее свойствами. (Кстати, бумагу лучше использовать  небольшого формата. Она должна легко сгибаться и не должна ломаться на сгибах.)

Сначала я отрабатывала точность движений, ведь от совпадения сторон и углов зависит внешний вид фигурки. Я многократно показывала каждый прием в разных ситуациях, объясняя его словами. Малышам необходим успех, и на первых порах я сама намечала некоторые сгибы. Вместе с умениями у детей появлялась уверенность в своих силах и желание работать дальше – приобретенные знания мы закрепляли в играх на других уроках.

Оригами как средство развития познавательных процессовТолько после этого приступили к изготовлению простейших игрушек. Важное место занимали игровые приемы, художественное слово, советы, вопросы.

Сейчас мы осваиваем модульное оригами. Дети в восторге. Из треугольных модулей получаются роскошные лебеди и павлины, забавные домовята, смешные звери и птицы. Создание объемных фигур из треугольных модулей оригами— очень увлекательная техника.

Оригами как средство развития познавательных процессов Оригами как средство развития познавательных процессов

Собирается фигура из множества одинаковых модулей (частей). Каждый модуль складывается из одного листа бумагипо правилам классического оригами, а затем путем вкладывания модулей друг в друга они соединяются. Конструкции не дает распасться сила трения, появляющаяся при этом. Поэтому фигуру можно собрать без клея (конечно, если не использовать ее как игрушку).

Совместными усилиями (я в детском саду, а родители дома) мы сумели помочь нашим малышам войти в чудесный мир оригами. Дети стали более внимательными, усидчивыми, занимаются с интересом, сами пытаются что-то изобрести, придумать. Этого было очень нелегко достичь, но ведь получилось!

Оригами как средство развития познавательных процессов Оригами как средство развития познавательных процессов

Мне очень хочется поделиться с коллегами секретами нашего мастерства. Не пугайтесь – это просто.

Мастерим снеговика.

Оригами как средство развития познавательных процессов

Приготовьте треугольные модули. В нашем Снеговике использовано 946 белых и 76 цветных модуля. Он получился довольно большим. Но можно

сделать Снеговика и меньшего размера.

Оригами как средство развития познавательных процессов

Возьмите для двух первых кругов по 34 модуля. Соедините их таким образом.

Оригами как средство развития познавательных процессов

Вставляйте уголки в кармашки.

Оригами как средство развития познавательных процессов

Соберите цепочку: четыре модуля в первом ряду и четыре – во втором.

Оригами как средство развития познавательных процессов

Сразу же начинайте надевать третий ряд.

Оригами как средство развития познавательных процессов

Продолжайте собирать цепочку из трех рядов сразу.

Оригами как средство развития познавательных процессов

Набирите в каждом ряду по 34 модуля.

Оригами как средство развития познавательных процессов

Замкните модули в кольцо.

Оригами как средство развития познавательных процессов

Переверните кольцо, слегка вывернув его. Добавьте в четвертом ряду шесть модулей, т.е. на пару соседних уголков вместо одного модуля надевайте два.

Оригами как средство развития познавательных процессов

Продолжайте выполнять ряды из 40 модулей каждый.

Оригами как средство развития познавательных процессов

Большой ряд состоит из 16 рядов (включая первый). Во время сборки не сразу формируется шарообразная форма. Но вся фигура довольно эластичная. Представьте, что у вас в руках глиняный горшочек. Нужно погружать пальцы внутрь и постепенно изгибать стенки, придавая нужную форму. Последний ряд сделайте на четыре модуля меньше. Чтобы уменьшить на два модуля, нужно пару модулей надевать не на четыре, а на шесть уголков.

.Оригами как средство развития познавательных процессов

Выполните первый ряд головы, надевая модули прямым углом наружу.

Оригами как средство развития познавательных процессов

Следующий ряд надевайте как обычно.

Оригами как средство развития познавательных процессов

Продолжайте выполнять ряды по 36 модулей.

Оригами как средство развития познавательных процессов

Выполняйте девять рядов , включая первый. Сформируйте шар. Основа для снеговика готова.

Оригами как средство развития познавательных процессов

Сделайте руки, рот и брови, скатав жгутики из полос гофрированной бумаги. Глазки можно выполнить из бархатной бумаги.

Оригами как средство развития познавательных процессов

Сверните конус для носа-морковки.

Оригами как средство развития познавательных процессов

Приклейте детали лица.

Оригами как средство развития познавательных процессов

Чтобы сделать шапку, соберите три ряда по 22 модуля, замкните в кольцо и выверните.

Оригами как средство развития познавательных процессов

Сделайте один ряд другого цвета.

Оригами как средство развития познавательных процессов

Всего шапочка состоит из восьми рядов. Надевайте ее на снеговика и добавляйте детали по своему усмотрению.

Приложение.

Порядок складывания треугольного модуля оригами

Кладем прямоугольник из бумаги обратной стороной к себе. Сгибаем его пополам.

Оригами как средство развития познавательных процессов

Чтобы наметить линию середины, сгибаем и разгибаем прямоугольник.

Оригами как средство развития познавательных процессов

Сгибаем края прямоугольника к середине.

Оригами как средство развития познавательных процессов

Переворачиваем.

Оригами как средство развития познавательных процессов

Загибаем уголки, оставляя между верхним треугольником и сложенным уголком небольшой зазор.

Оригами как средство развития познавательных процессов

Поднимаем края вверх.

Оригами как средство развития познавательных процессов

Складываем треугольник.

Оригами как средство развития познавательных процессов

Получившийся треугольный модуль оригами имеет два кармашка и два уголка.

Оригами как средство развития познавательных процессовОригами как средство развития познавательных процессов

Королева И.,  воспитатель первой квалификационной категории,

МДОУ – детский сад № 18 «Ягодка», станица Новомалороссийская, Выселковский район, Краснодарский край

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x