kuzmenko

Организация работы с родителями в рамках инклюзивного образования

Т.А. Кузьменко, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе; 

М.Ю. Булгакова, педагог-психолог, г.о. Тольятти, Самарская обл.

 

Инклюзия позволяет предоставлять образовательные услуги для любых категорий воспитанников и часто является единственным способом получения образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В профессиональном словаре современного педагога термин «инклюзия» имеет смысл активного и творческого включения в образовательный процесс детей с различными стартовыми возможностями…

Отличием инклюзивного образования от специального (коррекционного) и общего (ориентированного на образовательные стандарты) является учёт индивидуальных образовательных потребностей как ребёнка с нормой развития, так и «особого» ребёнка, использование специальных педагогических подходов, методов и способов общения, а также особая организация воспитательно-образовательной среды ДОУ.

Большую часть детей с ОВЗ составляют дети с нарушением слуха.

К этой категории относятся дошкольники, имеющие стойкое нарушение слуховой функции, при котором общение с окружающими посредством устной речи затруднено (тугоухость) или невозможно (глухота).

В настоящее время диагностику состояния слуха определяют в перинатальных центрах у детей уже на третий день после рождения, однако состояние слуха ребёнка может измениться в любой период его жизни по причине заболеваний инфекционного характера или травм.

По статистическим данным Департамента здравоохранения г.о. Тольятти за последние несколько лет увеличилось количество детей с нарушением слуха, поступающих в детские образовательные учреждения.

Руководитель ДОУ при зачислении ребёнка с ОВЗ в детский сад опирается на нормативно-правовую базу организации и сопровождения инклюзивного образования и локальные нормативные акты АНО ДО «Планета детства «Лада», куда входят:

— Конституция РФ.
Конвенция о правах ребёнка.
— Закон РФ от 24.11.1995 № 181 – ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».
— Закон РФ от 24.07.1998 № 124 – ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ».
— Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
— «О психолого-педагогической и социальной реабилитации лиц в системе образования. Концепция реформирования системы специального образования», принятого решением Коллегии Министерства общего и профессионального образования РФ от 09.02.1999 № 3/1.
— ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации», утверждённый 29.12.2012.
— Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом № 1155 от 17.10.2013.
— ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», утверждённый в 1998 г. (с изм. 21.12.2004).
— Семейный кодекс РФ, утверждённый в 1995 г. (с изм. 28.12.2004).
— СанПиН 2.4.1.3049-13.
— Декларация «О правах умственно отсталых лиц» (1971).
— Программа развития АНО ДО «Планета детства «Лада».
— Типовой договор об образовании по основной образовательной программе дошкольного учреждения.
— Правила внутреннего распорядка.
— Порядок организации и осуществления образовательной деятельности в АНО ДО «Планета детства «Лада».
— Положение о ПМПК:

— положение о внутренней системе качества образования;

— положение об индивидуальном учёте результатов освоения обучающими образовательных программ в детском саду;

— методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды и материально-технического обеспечения образовательной деятельности в детских садах в соответствии с ФГОС ДО;

— порядок составления и выдачи характеристики на воспитанников АНО ДО «Планета детства «Лада»;

— положение о комплектовании детьми детских садов АНО ДО «Планета детства «Лада»;

— порядок оформления и ведения личных дел воспитанников в АНО.

 

Всю статью о работе с родителями детей, посещающих комбинированные группы АНО ДО «Планета детства «Лада», читайте в журнале «Ребёнок в детском саду» № 5 (2017 г.) в рубрике «Коррекционная педагогика».

Дополняет материал статья «Развивающая среда в группах комбинированной направленности» (авт. М.Г. Авитиди, И.М. Галкина), которая будет опубликована в этой же рубрике.

 

 

PageLines