Образовательный проект «Игротека «Светофорик»

Описание: Фото058

Одно из направлений работы нашего детского сада – обучение  детей правилам дорожной безопасности.

С целью создания условий для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах нами был разработан образовательный проект «Игротека «Светофорик», в реализации которого приняли участие дети старшего дошкольного возраста их родители и  педагоги.

В проекте «Игротека «Светофорик» представлена система работы:

— по созданию условий для формирования безопасного поведения на улицах города;

— по повышению методической компетентности воспитателей в вопросе организации работы по правилам дорожного движения в детском саду;

— по освоению детьми дошкольного возраста правил личной безопасности в различных видах деятельности;

— по включению родителей в образовательный процесс;

— по использованию условий социума (ГИБДД, МУ «Кинокомплекс «Родина», МОУ «СОШ № 6») для эффективного воспитания и обучения дошкольников.

Актуальность проекта обусловлена тем, что окружающая ребенка среда – это не только семья, детский сад, школа, но и детская площадка, двор и, конечно, улица. Ежегодно увеличивается количество автомобилей на дорогах, растет число дорожно-транспортных происшествий. Вопрос о безопасности детей на дороге остается жизненно важным, и поэтому мы полагаем, что взрослым необходимо систематически формировать у дошкольников навыки правильного поведения на проезжей части дороги и тротуаре.

В программе воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада «Радуга» выделен раздел «Правила личной безопасности». Программой определены правила, которые необходимо знать детям старшего дошкольного возраста. Для усвоения этих правил воспитанниками, педагогам предлагается использовать прием разбора ситуаций, как в детском саду, так и дома.

Учитывая то, что игра является ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника, игротека «Светофорик»позволяетпедагогам и родителям более эффективно реализовать поставленные программные задачи.

Реализация проекта осуществлялась в 3 этапа.

На первом подготовительном этапе деятельность педагогов была направлена на поиск, изучение эффективных технологий и методик в области обучения детей правилам безопасного поведения на дороге. Мы познакомились с  инновационным опытом педагогов-практиков  по данному направлению, подобрали диагностические методики для выявления уровня усвоения детьми правил дорожного движения и провели диагностику знаний правил «Дорожной азбуки» у детей старшего дошкольного возраста.

Для вовлечения родителей как равноправных участников в образовательный процесс, а также с целью изучения возможностей их участия в реализации проекта мы организовали анкетирование членов семей дошкольников.

На этом этапе также было проведено тестирование педагогов групп для выявления проблемных аспектов в организации воспитательно-образовательной работы с детьми по реализации раздела «Основы безопасности жизнедеятельности дошкольников» реализуемой программы «Радуга».

Так как суровые климатические условия нашего северного региона не позволяют полноценно проводить пешие прогулки и экскурсии по городу Норильску, мысоздаем необходимые условия в помещении детского сада. Планировка здания предусматривает наличие большой прогулочной веранды, обеспечивающей необходимую двигательную активность детей в течение дня и позволяющей реализовать комплексный подход к деятельности по формированию у воспитанников безопасного поведения на улицах города.

На втором этапе проекта был воссоздан напольный макет микрорайона, включающий в себя дорогу с двусторонним движением, здания, характерные для места расположения МБДОУ: детский сад, школа  бассейн, магазин игрушек, кафе, АЗС, поликлиника, музей, кинотеатр и др. Дети с родителями конструировали из картона многофункциональные макеты различных видов транспорта (трамвай, троллейбус, автобус, автомобили), создали из крупных модулей здания, сделали разметку дороги, расставили знаки.

Дети подготовительной к школе группы совместно с родителями разработали схемы маршрутов «Дом – детский сад – дом», правила поведения в игровом центре «Светофорик». Активное взаимодействие всех участников образовательного процесса в рамках реализации проекта способствовало обогащению сознания детей новым содержанием, осмыслению понятий: знак, символ, знаковые системы.

Параллельно педагоги проводили встречи с интересными людьми (сотрудниками ГИБДД, водителями-военными, родителями), экскурсии и целевые прогулки по городу Норильску, серии занятий «Я – пешеход», дидактические игры и упражнения по правилам дорожного движения. Для познавательно-речевого развития детей использовали ежедневное чтение детям художественной и энциклопедической литературы, познавательные вечера «Сейчас узнаем», создание фотоальбомов «Моя улица», «Мой двор», составление самими детьми загадок о транспорте и дорожных знаках. При составлении загадок использовали методику Нестеренко А.А., основанную на принципах ТРИЗа, представленную в книге «Страна загадок».Увлекательное сочинение необычных собственных загадок не оставило равнодушным ни одного ребенка.

В конкурсе на лучший групповой уголок по ПДДприняли участие все возрастные группы, в результате чего были созданы условия для самостоятельной игровой и познавательной деятельности воспитанников.

В ходе реализации проектных мероприятий дети учились ориентироваться в пространстве, понимать такие понятия, как близко, далеко, слева, справа, сзади, по ходу движения. Также они  упражнялись в правильном определении скорости движения транспорта и пешеходов, в моделировании  различных ситуаций, которые могут происходить на дорогах.

Для формирования социальной компетентности и коммуникативных навыков у детей совместно с выпускниками детского сада, учащимися МБОУ «СОШ № 6» была проведена викторина «Правила дорожные всем нам знать положено» и спортивный досуг «В гостях у светофора».

Наряду с традиционными методами взаимодействия с родителями (собрания, консультации, беседы и т.д.) мы использовали такие формы как тестирование родителей-водителей, оформление и раздача индивидуальных памяток, открытие рубрики «Вести из «Светофорика» в общесадовской газете «Сказочный вестник», которая знакомила родителей с успехами детей в освоении правил безопасного поведения на дороге.

Для повышения профессиональной компетентности воспитателей в вопросах организации работы по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения были систематизированы методические материалы на бумажных и электронных носителях.

На третьем, заключительном этапетворческой группой педагогов были подведены итоги реализации проекта «Игротека «Светофорик».

Диагностика уровня усвоения знаний, умений, навыков детей старшего дошкольного возраста по правилам дорожного движения (по методике Черепановой С.Н.), показала базовые  знания и качественную подготовку детей к школе:78 % детей уверенно называют дорожные знаки, 63 % объясняют их значение. Задания, направленные на выявление культуры поведения показали динамику роста осознанного отношения детей к применению правил дорожного движения. Знания, приобретенные детьми в ходе реализации проекта, стали достоянием из личного опыта каждого ребенка.

Дети научились понимать, что они являются участниками дорожного движения. Освоили элементы дороги: дорога, проезжая часть, тротуар, пешеходный переход, обочина, перекресток. Хорошо научились различать виды транспортных средств: автобус, трамвай, троллейбус, легковой и грузовой автомобили, велосипед, мотоцикл. Ближе познакомились со средствами регулирования движения и освоили значение цветовых сигналов светофора.

Наблюдения за детьми показали, что в процессе игровой деятельности они применяют полученные знания на практике: правила движения по тротуарам и обочинам, правила перехода проезжей части, правила поведения, посадки и высадки в общественном транспорте.

В процессе творческих игр в игротеке «Светофорик» дети с большим интересом берут на себя роли взрослых и, подчиняясь правилам ролевой игры, постепенно усложняют типичные формы их поведения и нормы взаимоотношений.

Проект способствовал и развитию социальной компетентности детей: они свободно общаются с воспитанниками других групп, сотрудниками детского сада.

В завершении хотелось бы отметить, кто бы ни обучал детей правилам дорожного движения, будь то родители или педагоги дошкольных образовательных заведений, важно помнить, что самое большое влияние на формирование поведения ребенка на улице имеет соответствующее поведение взрослых. Ведь мало, просто прочитать, рассказать, научить ребенка, нужно своим примером постоянно демонстрировать ему, как нужно правильно вести себя на улице. Иначе всякое целенаправленное обучение теряет смысл.

Предоставляем вашему вниманию необычные загадки, сочиненные детьми группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речипо методике Нестеренко А.А.  в познавательно-игровом центре «Светофорик».

Загадки, сочиненные детьми:

Описание: DSC06617 Едет, но не автомобиль,

Останавливается,

Но не карусель.

Газует, но не мотоцикл,

Перевозит, объезжает,

Но не грузовик.

(Автобус)

Нарисована, а не картина,

Лежит поперек дороги,

Но ехать не мешает.

Ее топчут, но она молчит,

А правила соблюдать велит.

(Пешеходный переход)

Описание: Фото057

Описание: DSC06314

Указывают, куда двигаться,

Но не милиционер,

Показывают,

Но не телевизор,

Помогают, но не мама,

Напоминают,

Но не память.

(Дорожные знаки)

Едет, тормозит, ломается,

Но не машина.

Перевозит, но не грузовик.

Стартует, но не человек.

(Велосипед)

Описание: Фото058
Описание: Регулировщик на посту Горит, но не огонь,

Мигает, но не глаз,

Стоит, но не столб.

(Светофор)

Можно читать,

Но не библиотека,

Можно есть,

Но не ресторан,

Стоит у дороги,

Но не остановка.

(Придорожное кафе)

Описание: DSC01595

Куксенко Валентина Александровна,воспитатель высшей квалификационной категории,

Севлова Дина Борисовна, воспитатель первой квалификационной категории, МБДОУ № 82 «Сказка», город Норильск, Красноярский край.