О парциальных программах по музыкальному воспитанию

«Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами»

(В.А.Сухомлинский)

 

Раннее и дошкольное детство – период, наиболее благоприятный для решения этой уникальной задачи. Упущение его невосполнимо. Музыка как самое эмоциональное из искусств не только способствует развитию эмоциональной сферы ребёнка, которая является ведущей в дошкольном детстве, но оказывает глубокое воздействие на интеллект, нравственную сторону личности, способствует социализации ребёнка, его общему психическому развитию.

На музыкальных занятиях в детском саду, которые проводят профессиональные музыканты-педагоги, у детей формируются возвышенное отношение к музыке и искусству в целом, подлинно художественный вкус, система музыкальных способностей, происходит накопление музыкальных впечатлений. Это становится возможным, если в музыкальном репертуаре, предлагаемом детям, превалирует классическая музыка. Если ребёнок узнает и полюбит музыкальную классику, она сможет защитить его от низкопробной музыки, заполнившей наш музыкальный социум и оказывающей зачастую разрушающее воздействие на психику.

В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) «Музыка» входит в раздел «Художественно-эстетическое развитие». Особое внимание в этом разделе уделяется формированию у детей элементарных представлений о видах искусства, в том числе о музыке, и реализации самостоятельной творческой деятельности детей.

В новые общеобразовательные программы включена лишь часть тех задач, которые можно решить в условиях полноценного музыкального воспитания. Полностью реализовать его возможности помогут дополнительные, так называемые парциальные музыкальные программы, которые выбирает сам детский сад.

К их числу могут быть отнесены, в частности, три программы: «Гармония», «Синтез» и «Малыш», разработанные коллективом авторов на основании многолетних научных исследований, которые проводились в НИИ дошкольного воспитания АПН РСФСР и Центре «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца. В этот коллектив, которым руководил автор настоящей статьи, входят психологи, педагоги, музыковеды и практики музыкального воспитания. Все три программы прошли проверку практикой дошкольного образования и рекомендованы Министерством образования и науки РФ.

В программах «Малыш» (для детей от 2-х до 3-х лет) и «Гармония» (для детей от 3-х до 7-ми лет) представлены все пять видов музыкальной деятельности детей: слушание музыки, музыкальное движение, пение, игра на детских музыкальных инструментах и музыкальная игра-драматизация. В программе «Синтез» (для детей от 4-х до 7-ми лет) представлено слушание музыки на основе синтеза искусств: музыки, изобразительного искусства и художественной литературы.

В этой статье мы подробнее расскажем о программе «Гармония».

Она основанана данных о закономерностях развития музыкальных способностей в дошкольном детстве. Ими определяется и главная задача программы: развитие у детей музыкальных способностей во всех основных видах музыкальной деятельности: слушании музыки, музыкальном движении, пении, игре на детских музыкальных инструментах, музыкальной игре-драматизации. В программе учтены также возрастные особенности становления каждого из этих видов музыкальной деятельности.

В программе «Гармония», разработанной для каждой возрастной группы детей от второй младшей (4-й год жизни) до подготовительной к школе (7-й год жизни), ставятся и решаются на занятиях не только собственно музыкальные задачи, но и задачи общего психического развития, прежде всего развития эмоциональной сферы, творческого мышления, воображения, памяти, коммуникативных способностей, нравственного и общекультурного развития.

Программа базируется на нескольких основных принципах. Прежде всего, это принцип сочетания в музыкальном репертуаре высокохудожественной классической, народной и современной музыки. В широкую систему репертуара включены произведения разных эпох, жанров и стилей отВивальди и Моцарта до Свиридова и Шнитке. Педагог может выбирать произведения, соответствующие задачам, поставленным в программе, и возможностям конкретной группы.

Принцип «горизонтально годвижения» музыкального произведения на занятиях состоит в том, что одно и то же произведение может проходить не в одном, а в нескольких видах музыкальной деятельности. Это способствует его более глубокому пониманию и запоминанию.

Важнейшим в программе является принцип импровизационности при проведении занятий. У всех участников педагогического процесса создаётся «установка на творчество», музыкальную импровизацию во всех видах музыкальной деятельности. Это никак не снижает значение обучения, в процессе которого дети усваивают язык музыки (основу музыкального творчества), приобретают необходимые знания и умения, опыт музыкальной деятельности.

Музыкальные занятия в программе «Гармония» строятся по блокам тем, доступным и интересным детям того или иного возраста. В тех случаях, когда это возможно, занятие объединяется единым сюжетом.

Программа «Гармония» полностью методически обеспечена. В комплект материалов для каждой возрастной группы наряду с программой входят методики по всем пяти видам музыкальной деятельности, полная «Хрестоматия музыкального репертуара»,CD с записью музыки по слушанию и музыкальному движению.

Остановимся кратко на новых подходах и методиках работы по видам музыкальной деятельности, как они представлены в программе «Гармония».

Слушание музыки. Это основной вид музыкальной деятельности, которому принадлежит ведущая роль в реализации познавательной и коммуникативной функций музыки, – её восприятие и анализ. Эта деятельность, будучи самостоятельной, является в то же время обязательной составной частью любой формы музицирования.

Музыкальное восприятие – сложный процесс познания, переживания и оценки музыкального произведения, его художественных образов.

Музыкально-художественный образ – явление чрезвычайно сложное и вариативное. Музыкальная интонация – носитель музыкального образа – многозначна, что определяет множественность её трактовок. Восприятие музыкального образа в большой мере опосредовано индивидуальным опытом и носит исключительно творческий характер.

Ребёнку-дошкольнику в связи с его возрастными особенностями трудно воспринимать абстрактный и вариативный музыкальный образ. Поэтому на ранних этапах музыкального развития ребёнка необходимо ввести в мир музыки, помочь ему в «дешифровке» её содержания, в овладении музыкальным языком. Необходимо также, чтобы центральным моментом восприятия музыки оставался эмоциональный отклик на неё, переживание её содержания. Никакой анализ не должен затенять, а тем более подменять собой эту «главную тему» музыкального восприятия. Анализ должен работать на неё, делая музыкальные эмоции более «умными» (Л.С.Выготский).

Решение этой проблемы лежит «на перекрёстке» нескольких линий организации музыкальных занятий с детьми и связано с необходимостью:

– специального подбора музыкального репертуара и работы с ним;

– использования на занятиях по слушанию музыки других видов музыкальной деятельности детей: музыкального движения, пения, игры в оркестре, дирижирования;

– использования на занятиях произведений других видов искусства, прежде всего изобразительного искусства и художественной литературы.

Для слушания в программе «Гармония» предложен высокохудожественный и доступный детям по содержанию музыкальный репертуар, новый и большой по объёму. Он включает фольклор, классическую и современную музыку, достаточно сложную по языку. Дети с самого начала знакомятся с народной и авторской музыкой разных эпох и стилей.

Музыкальное движение. Его можно считать ведущим видом музыкальной деятельности в дошкольном детстве. Это определяется заключёнными в нём возможностями разностороннего развития ребёнка. Этот вид деятельности приносит ребёнку большую радость, развивает его физически, является наиболее адекватным возрасту способом становления всей системы музыкальных способностей.

Музыкальное движение рассматривается в широком и узком значениях. Музыкальное движение в широком значении включает в себя все виды движения под музыку: народный, бытовой и сценический танец, ритмическую гимнастику и др. Музыкальное движение в узком значении – это замечательный метод, созданный Айседорой Дункан, который она называла «танцем будущего, свободным танцем свободного человека». Отечественная модификация метода музыкального движения считает его основой индивидуальное творческое выражение образа музыкального произведения в пантомимических естественных движениях тела (С.Руднева, Э.Фиш, Л.Генералова и др.).

Метод музыкального движения состоит из двух частей: в первую часть входят так называемые основные движения (все виды шага, бега и прыжков) и образные этюды, в процессе работы над которыми происходит накопление музыкально-двигательного опыта. Вторая – центральная часть метода – это творческие, индивидуальные и коллективные, этюды и танцы.

В программе «Гармония» представлены все эти составляющие метода музыкального движения, а также разучиваемые танцы. Однако в том варианте метода, который мы предлагаем в программе, все этюды, в том числе творческие, имеют сюжетную основу: с помощью выразительных свободных движений, характер которых во многом определяется музыкой, дети «рассказывают» о понятных и близких им явлениях. Специальное внимание уделяется мимике, пантомиме, выразительному жесту.

Музыкальное движение представляет исключительный интерес в связи с задачей развития у детей творческих способностей. Это объясняется двигательной природой детского воображения (Л.С. Выготский) и максимальной доступностью музыкального движения для детей всех возрастов, что очень важно для формирования музыкального творчества, начиная с первых шагов музыкального развития. Говоря о двигательной природе детского воображения, Л.С.Выготский подчёркивал действенность воссоздания его образов детьми «при посредстве собственного тела». В этом – ключ к пониманию значения музыкального движения в музыкально-творческом развитии детей.

Музыкальное движение является средством анализа музыкального произведения, в том числе его ритмической структуры, и потому служит приоритетным видом музыкальной деятельности в отношении развития чувства музыкального ритма и музыкального мышления.

Адаптированный к дошкольному возрасту «Метод музыкальногодвижения» даёт ни с чем не сравнимые результаты как в плане музыкального, так и личностного развития детей.

Пение. В практике музыкального воспитания этот раздел занятий посвящается, главным образом, разучиванию песен и работе над чистотой интонации.

Постановкой певческого голоса ребёнка дошкольного возраста педагоги, как правило, не занимаются. В то же время о необходимости раннего обучения правильной вокализации настойчиво говорили учёные, которые занимались детским певческим голосом, педагоги-исследователи и педагоги-практики, связывая многие недостатки в звучании детских певческих голосов (тусклое, а часто просто хриплое пение; низкий уровень или полное отсутствие слухо-вокальной координации; плохое интонирование и др.) с отсутствием работы по их постановке.

В результате специального исследования (К.В.Тарасова, И.Г.Владимирова), посвящённого изучению певческого голоса ребёнка-дошкольника, были разработаны методические подходы к его постановке.

Голоса детей уже в дошкольном детстве делятся на три природных типа: высокие, средние и низкие. Каждый из них характеризуется присущей ему тембровой окраской, общим звуковысотным и примарным диапазонами. Общий диапазон – это расстояние от нижней до верхней границы певческого голоса; примарный диапазон – это небольшая область наиболее свободного, естественного и красивого звучания, которая находится в середине общего диапазона.

Всю хоровую и индивидуальную работу по пению необходимо вести в соответствии с природными типами голосов детей. При такой постановке певческой работы дети показывают гораздо более высокие результаты в вокальном, слуховом и общем музыкальном развитии.

Первый этап постановки певческого голоса должен проходить, главным образом, в пределах примарного диапазона каждого из типов голосов. Затем, после его укрепления, голос ведётся вниз и только потом – вверх. Не следует стремиться к быстрому расширению диапазона вообще и увеличению его верхнего отрезка в особенности. Это может привести к заболеванию певческого аппарата ребёнка.

Певческая работа с детьми по постановке голоса должна строиться, главным образом, на образной основе и приводить, в первом приближении, к звучанию естественному, свободному, звонкому.

Общим правилом для педагогов и родителей должно быть нефорсирование собственного речевого и певческого голоса и исключительно бережное отношение к голосу ребёнка. Известно, что дети очень подражательны, и если взрослый говорит или поёт громко, они тоже начинают форсировать звук, что недопустимо в связи с возрастными анатомическими особенностями певческого аппарата детей дошкольного возраста.

Негромкий серебристый звук детского голоса характеризует его эстетический эталон. К достижению эталонного звучания необходимо стремиться педагогам в реальной практике певческого воспитания детей.

Работа над детским певческим голосом с самого начала должна быть подчинена музыкально-художественным задачам.

Игра на детских музыкальных инструментах. Она является лучшей формой приобщения детей к совместному, коллективному музицированию на ранних этапах развития музыкальности. В ней развиваются и реализуются музыкальные способности и элементарные исполнительские возможности всех детей группы, независимо от уровня развития их музыкальных способностей в данный момент.

Однако часто при обучении игре на звуковысотных детских инструментах в качестве ориентиров используются обозначения клавишей с помощью букв, цифр, слогов или цвета, то есть, фактически, искусственные «костыли», не имеющие отношения к музыке. Дети, многократно повторяя, заучивают последовательность этих ориентиров и каждый раз при переходе к новой мелодии начинают «с нуля».

Понятно, что такое обучение нельзя назвать развивающим. В результате игра на детских музыкальных инструментах, призванная эффективно развивать музыкальный слух и всю систему музыкальных способностей, доставлять детям радость музицирования, превращается в тяжёлую работу для детей и взрослых.

В программе «Гармония» предусмотрена новая методика обучения детей игре по слуху (М.А.Трубниковой), которая является единственной продуктивной методикой в плане развития музыкальности и обучения дошкольников игре на детских музыкальных инструментах.

В этой методике формирование деятельности подбора мелодии по слуху проходит два этапа: подготовительный и основной. На подготовительном этапе у детей формируются необходимые музыкально-слуховые представления. Второй, основной этап включает три последовательные ступени: ориентировочно-тембровую (4-й год жизни), ритмическую (5-й год жизни) и мелодическую (6-й и 7-й годы жизни).

Ориентировочно-тембровая ступень предполагает синтетическую форму занятий. На этой ступени дети подбирают мелодические звукоподражания, подпевают педагогу, рассматривают яркие картинки, слушают стихи. Здесь создаются условия для возникновения у детей мотивации деятельности подбора музыки по слуху, интереса к ней.

Появление ритмической ступени как особой, специальной единицы этой деятельности связано с тем, что детям трудно овладеть сразу ритмическим и звуковысотным движением в их единстве. Игра в ударном оркестре, работа над песнями и потешками, построенными на одном звуке, использование «игрового четырехручия», когда ребёнок воспроизводит только основной или квинтовый тон, аккомпанируя педагогу, помогают ему овладеть ритмической ступенью и перейти к подбору мелодий.

В основе всей этой работы лежат закономерности становления чувства музыкального ритма и последовательность появления его компонентов в онтогенезе. Система усложняющихся ритмических эталонов объединяет предлагаемый детям музыкальный репертуар.

На следующей, мелодической ступени дети постепенно овладевают мелодическими интонациями, построенными на интервальной основе, эталонными мелодическими оборотами, а затем начинают самостоятельно подбирать мелодию в целом. Эта методика делает не только развивающими, но и очень продуктивными занятия детским оркестром: дети с лёгкостью воспроизводят в нём большое количество музыкальных произведений.

Кроме того, в игре на детских музыкальных инструментах по слуху создаются исключительно благоприятные условия для формирования детского творчества, инструментальной импровизации.

Игра-драматизация – это маленький спектакль и, в то же время, переходная форма от игры к искусству театра. Это первая элементарная форма синтетического искусства, которая доступна детям.

Объединение в этом виде синтетической деятельности нескольких видов искусства, основанное на наличии универсальных компонентов художественного языка, создаёт уникальные возможности для художественного развития детей. Музыкальные игры-драматизации объединяют в себе музыкальное движение, пение, художественное слово, мимику и пантомиму, подчиняя эти виды творчества главной задаче – созданию художественного образа.

В методике организации этого вида деятельности, ориентированного в основном на творчество детей, предусмотрено самостоятельное решение и исполнение каждым ребёнком всех имеющихся ролей и последующий выбор самими детьми лучших исполнителей. Предусмотрены также совместная со взрослыми и самостоятельная организация детьми сценического пространства и мизансцен. Педагог-режиссёр ведёт детей от исполнения роли всей группой (в младшем возрасте) к исполнению её малой группой и, наконец, к индивидуальному творческому воплощению.

Над игрой-драматизацией не следует работать долго, стремясь довести её до идеального исполнения. В этом случае дети теряют к ней интерес, прекращается их творческий поиск.

В программе «Гармония» предлагаются по три игры-драматизации в каждой возрастной группе. Естественной подготовкой к ним являются образные этюды, входящие в раздел «Музыкальное движение».

Программы «Гармония» и «Малыш» составили содержание музыкального раздела общеразвивающей программы «Истоки». Эти программы и программа «Синтез» используются в практике как парциальные и в системе дополнительного образования.

PageLines