Shul_ish_2

О педагогике сотрудничества, ровесничестве и о многом другом

В первом и втором номерах журнала «Ребёнок в детском саду» была опубликована статья педагога-психолога Н.М. Бариновой «Как помочь детям научиться слушать и слышать друг друга» (рубрика «Практикум: психолог – воспитателю»). Автор обращается к педагогике отечественного учёного, психолога Евгения Евгеньевича Шулешко (1931-2006), создателя системы ровеснического образования.

Несколько лет назад редакторы нашего журнала вместе с Е.Е. Шулешко посетили Центр развития ребёнка — детский сад №69 (Москва), в котором одна из групп работала по его системе. Нас поразило поведение детей, их искренняя радость при встрече с Евгением Евгеньевичем. Они торопились рассказать ему, что произошло в их группе за последнюю неделю (оказалось, встречи были регулярными), показать свои рисунки, советовались с ним. Создавалось впечатление, что возрастные рамки между учёным и дошкольниками как бы стёрлись – это было общение единомышленников.

Мы попросили педагогов группы рассказать нашим читателям об особенностях работы по этой программе, о сути системы ровеснического образования. К сожалению, в тот период статья не была опубликована – в дошкольном образовании начиналась «перестройка».

Предлагаем познакомиться с основными положениями не опубликованного ранее материала, который и в настоящее время не утратил своей актуальности.

Юлия Андреевна Гладкова,

 кандидат педагогических наук,

методист ДО ГБОУ Школа №896, Москва

Описанная выше встреча проходила в рамках гостевого обмена опытом участников Городской экспериментальной площадки, тема которой «Становление ровеснических отношений старших дошкольников как основа готовности к школьному обучению». Дошкольные учреждения Южного округа (детские сады №69, 1398 и др.) занимались экспериментальным внедрением методики Е.Е. Шулешко под его научным руководством.

Многие педагоги скромно называли его методику «авторской методикой обучения письму и чтению», тогда как учёный говорил о полном пересмотре стиля взаимоотношений педагога с ребёнком, о переходе к педагогике сотрудничества, которую он описывал как систему равноправных взаимоотношений всех участников педагогического процесса: детей друг с другом, педагогов с детьми, педагогов друг с другом, педагогов с родителями воспитанников.

Важно отметить, что Е.Е. Шулешко был учеником А.В. Запорожца, под его научным руководством делал первые шаги в своей научной деятельности. Безусловно, методологическую основу его разработок составили идеи А.В. Запорожца о том, что социальная среда – это не просто необходимое внешнее условие, а подлинный источник развития личности ребёнка, поскольку именно общение открывает перед ребёнком всё новые возможности для усвоения умений и знаний и, конечно, для саморазвития.

Единомышленником Е.Е. Шулешко была Т. В. Тарунтаева, кандидат педагогических наук, научный сотрудник НИИ «Дошкольное детство» имени А.В. Запорожца. Роль Татьяны Владимировны во внедрении идей Е.Е.Шулешко трудно переоценить. Она была своеобразным «переводчиком» учёного, помогая нам, практикам-экспериментаторам, понять и применить на практике его инновационные идеи. По словам Т.В. Тарунтаевой, Евгений Евгеньевич «родился лет на двадцать раньше, чем нужно было бы, поскольку его методика – методика будущего, методика воспитания и развития ребёнка XXI века». Интерес, возрождающийся сегодня к идеям Е.Е. Шулешко, подтверждает эти слова.

Принципиальное отличие методики Е.Е. Шулешко – ориентация педагога не на « формирование, развитие» и т.п., а на сохранение самобытности дошкольного детства. Учёный подчеркивал, что во всех видах деятельности нужно «идти от возможностей детей; открыть широкий путь к игре; не навязывать детям на занятиях свои представления, а создавать условия для высказывания воспитанниками своих представлений…». Ведь, по мнению учёного, детям интереснее не узнать, а догадаться, не получить готовый ответ, а использовать возникший вопрос как повод для содержательного общения со сверстниками и педагогом. Отсюда и специфические формы организации и приёмы взаимодействия детей между собой, педагога с детьми.

Формы работы с детьми разных возрастных групп подбираются в соответствии с поставленными задачами. Покажем это на примере старшей группы.

Задача. Освоение пространства.

Драматизация стихов, сказок.

Ряжение. Игры «костюм – превращение».

Игра-пантомима (показ пословиц, поговорок, сказок и др.).

Игра (в парах, тройках) «Превратись в букву (цифру)».

Работа в компаниях (договорённость между детьми о перемещении в пространстве).

Игры в кругу (хороводные и др.).

Задача. Обращённость детей друг на друга: дети учатся оказывать поддержку, помощь сверстнику в игре, на занятиях, в повседневной жизни.

Игры в кругу «Назови соседа справа (слева)».

Игры малой подвижности: «Передай предмет», «Назови предмет» и др.

Объединения в компании для работы по лепке, аппликации, рисованию.

Игры дидактического и развивающего характера («Найди глазами» и др.).

Чтение с доски (парами, тройками).

Дорисовывание контурного изображения.

Угадывание слова, состоящего из трёх и более звуков (из набора картинок).

Задача. Ориентировка на плоскости.

Рисование ритмических узоров.

Работа с картой города.

Составление узоров из геометрических форм.

Математический и графический диктанты.

Упражнения в ориентировке на листе (справа, слева, вверху, внизу).

Подписывание своей работы значком-буквой в верхнем правом углу листа.

Задача. Овладение координацией рук («работа двуручных»).

Игра «Шнуровки».

Игра «Ловля звуков».

Обрисовывание формы листочка и составление узоров.

Игры малой подвижности: «Руки – ноги», «Летает – не летает».

Запуск волчка из разных положений (сидя на корточках, стоя на коленях, стоя у стола).

Пользование ножом и вилкой во время еды.

Согласование действий руки и голоса.

Представление своей компании (название).

Считалки с движением руки.

Рисование с приговариванием.

Рисование «почтовых» цифр с проговариванием.

Ровеснические отношения проходят непростой путь в своём развитии и становлении. В разные годы жизни доминируют различные формы объединения детей по интересам: от парного сближения (5 – 6 лет) до общегруппового (к 7 – 8 годам). Способность действовать организованно – одно из свойств ровесничества – формируется к семи годам, то есть формируется умение одновременно и слышать, и видеть, и говорить, и действовать.

В таком продвижении по этапам ровесничества и заключается становление ребёнка как учащегося, но не учащегося, зачисленного в школу по документам, а личностно признаваемого таковым педагогами, родителями и другими детьми.

Из дневника воспитателя Центра развития ребёнка детского сада №69

Татьяны Михайловны Исаевой

Задачу обращённости детей друг на друга позволяет решать игра «Разгадывание картин».

Дети делятся на две компании, каждая придумывает себе название (например, «Белки» и «Львы»). Внутри каждой компании распределяются обязанности: одни дети придумывают вопросы, другие их задают, третьи собирают ответы.

Содержание игры. Участники игры выспрашивают друг у друга про свою картину, которую они не видят (важная роль отводится собирающим ответы). Затем все вместе выясняют, что за картина у каждой компании, и рассказывают о ней. В конце игры картину выставляют.

Правила игры. Задавать вопросы адресно, обращаясь к сверснику по имени; сохранять полученные сведения в тайне; задавать вопросы не одному и тому же ребёнку, а разным детям.

Итоги игры. «Белки» быстро разгадали свою картину, а «Львы» ошиблись, так как неудачно распределили обязанности внутри компании.

Для решения задачи освоения пространства провели игру «Сколько нас в кругу».

Дети образуют круг. Воспитатель просит их посчитать, сколько детей сегодня утром пришло в группу. Затем усложняет игру: надо не посчитать, а назвать предполагаемое количество детей, стоящих в кругу. Рассматриваются все предложения. Дети выбирают ответ, и тот, кто его назвал, начинает считать.

***

Результатом научных трудов и практических исследований Е.Е. Шулешко стала его книга «Понимание грамотности», а также методические пособия к ней – «Аквариум» и «Забавные росчерки».

Идеи Е.Е. Шулешко и практический опыт их внедрения публиковались с 2000 по 2006 годы в газете «Детский сад со всех сторон» (рубрика «Ручной уголок»).

Формы и методы работы, предложенные Е.Е. Шулешко, отразили в своих публикациях педагоги-практики В.М. Букатов, А.П. Ершова, М.В. Ганькина, Л.Ф. Нагорная, Е.Г. Самсонова, А.С. Русаков и др.

Благодаря единомышленникам и последователям учёного весь накопленный им опыт работы по становлению ровеснических отношений у дошкольников, по подготовке их к усвоению письма и чтения был собран и обобщён. В результате его книга «Понимание грамотности» в 2011 году была переиздана в виде двухтомника (Образовательный центр «Участие», Санкт-Петербург).

В качестве практического сопровождения научных изысканий Е.Е. Шулешко также был издан двухтомник «Ручной уголок» – педагогические комментарии к книге «Понимание грамотности», куда вошёл практический опыт педагогов, внедрявших методику учёного (Образовательный центр «Участие», Санкт-Петербург).

PageLines