На выставке шкатулок

Е.Н. Берденгалиева, старший воспитатель, МКОУ «Валуевская СШ», дошкольная группа, с. Валуевка, Старополтавский р-н, Волгоградская обл.

 

Занятие в средней группе

Цель. Знакомить с историей возникновения шкатулок, с их разнообразием. Учить делать шкатулку из бросового материала.

Предварительная работа. Оформление выставки «В мире шкатулок».

Материал и оборудование. Мультимедийное оборудование.

Шкатулки разных видов (с пуговицами, с украшениями, с игрушками, с фотографиями сказочных персонажей). Музыкальная шкатулка. Поднос.

Цветной картон. Картинки, вырезанные из журналов. Ножницы. Кисти. Клей ПВА. Пустые спичечные коробки с пришитыми бусинками – на каждого ребёнка.

 

Дети входят в зал, подходят к выставке, рассматривают экспонаты.

Воспитатель. Здравствуйте, дети. Сегодня мы побываем на выставке, которая называется «В мире шкатулок».

С незапамятных времён люди использовали для хранения разных предметов сундуки, ларцы и шкатулки. Посмотрите на картинки (указывает) и скажите, что могли хранить в этих огромных сундуках. (Предположения детей.) Да, в стародавние времена одежду и ткани, меха и посуду, даже оружие – мечи и кинжалы – укладывали в деревянные сундуки. А что могли складывать в небольшие, богато украшенные ларцы? (Предположения детей.) Ларцы использовали для хранения небольших по размеру предметов: украшений, пряжи, ниток, важных бумаг.

Мастера делали шкатулки из дерева, камня, слоновой и моржовой кости, из серебра, золота, бронзы. В музеях можно увидеть старинные шкатулки разной формы и размера: большие и маленькие, круглые и овальные, прямоугольные и квадратные. Их расписывали затейливыми узорами, украшали резьбой и драгоценными камнями, обивали металлом, кожей и красивыми тканями. Часто мастера, чтобы спрятать содержимое шкатулки от посторонних, делали секретные замки, потайные ящички.

Открыть такую шкатулку мог только мастер и её владелец.

На нашей выставке представлены шкатулки, сделанные из дерева, бересты, камня, чугуна, глины. Назовите русские народные промыслы, где они были сделаны.

Воспитатель указывает на шкатулки. Дети называют промысел и объясняют, по каким признакам они определили, где была сделана шкатулка. Например.

Первый ребёнок. Это хохломская шкатулка. Она деревянная и украшена яркой росписью: красными ягодами, золотыми листьями и травинками.

Второй ребёнок. Шкатулка, расписанная сине-белыми цветами, сделана в Гжели. Она из белой глины.

Воспитатель. Удивительные старинные шкатулки можно увидеть в музеях. Есть шкатулки-часы, шкатулки с сюрпризом, музыкальные шкатулки.

Демонстрирует музыкальную шкатулку.

Воспитатель. Почти в каждом доме есть ларцы и шкатулки. Хранят в них разные мелочи, документы, украшения. Вот эту шкатулку я принесла из дома. (Показывает.) В ней хранятся пуговицы. Поднимите руки, у кого дома есть шкатулка. Расскажите, как она выглядит. Что в ней хранится? Из чего она сделана?

Дети (по желанию) рассказывают о шкатулках. Затем смотрят презентацию «В мире шкатулок».

Презентация

Воспитатель. На нашей выставке можно не только рассмотреть шкатулки, но и поиграть с ними.

Проводятся игры.

«Шкатулка с пуговицами».

Воспитатель высыпает из шкатулки на поднос пуговицы, берёт любую пуговицу и говорит: «Раз, два, три, пуговице пару подбери!»

Три-четыре ребёнка находят такие же пуговицы. Побеждает тот, кто сделает это первым. При повторе игры в ней участвуют другие дети.

«Шкатулка с украшениями».

Воспитатель показывает шкатулку, в которой лежат бусы, браслеты, кольца, красивые заколки для волос и т.п.

В игре участвуют две девочки. Под аудиозапись весёлой музыки по команде воспитателя они стараются надеть на себя как можно больше украшений. Побеждает та, на которой украшений оказалось больше. При повторе игры в ней участвуют другие дети.

«Шкатулка с игрушками».

Воспитатель вынимает из шкатулки и выставляет в ряд мелкие игрушки, предлагает детям их рассмотреть, затем произносит: «Закрывайте глаза, начинается игра!» Дети закрывают глаза, воспитатель прячет одну из игрушек в шкатулку.

Дети открывают глаза и называют игрушку, которой не стало. В игре побеждает тот, кто сделает это быстрее других. Игра повторится 2-3 раза.

«Шкатулка для ста мелочей».

Воспитатель выставляет шкатулку, заполненную различными мелкими предметами (шишка, ластик, карандаш, пуговица, кольцо, теннисный шарик, чайная ложка, ключ, конфета и т.п.). Игроки по очереди опускают руку в шкатулку, на ощупь определяют выбранный предмет, называют его, затем показывают всем детям. (Чтобы ребёнок не подглядывал, шкатулку можно прикрыть платком).

Разминка «Музыкальная шкатулка».

Дети исполняют импровизированный танец под мелодию музыкальной шкатулки.

Воспитатель. Выполните задания, которые спрятаны в шкатулках.

Вынимает из шкатулки фотографии и картинки с изображением сказочных персонажей (Снежной Королевы, Шапокляк, Бабы-яги, Белоснежки, Мальвины, домовёнка Кузи и др.). Дети называют персонажей и соответствующие сказки (мультфильмы).

Воспитатель. А теперь попробуйте найти спрятанные сокровища.

(Показывает бусы.)

Водящий (ребёнок) отворачивается. Воспитатель кладёт бусы в одну из шкатулок. Ребёнок поворачивается, начинает медленно водить рукой над шкатулками, стараясь определить, где спрятаны бусы. Остальные дети направляют его движения словами «холодно, теплее, горячо, жарко». При повторе игры выбирают нового водящего.

Воспитатель. Вам понравилась наша выставка? (Да.) А вы хотели бы сделать шкатулку своими руками? (Да.) Давайте смастерим их из пустых спичечных коробков. Посмотрите, как может выглядеть шкатулка. (Демонстрирует готовую шкатулку.)

Дети садятся за столы, на которых разложены материалы для конструирования.

Воспитатель. Я заранее пришила к каждому коробку бусину. Это будут ручки ящиков шкатулки. Наклейте коробки на картонную основу. Каждый ряд должен состоять из четырёх коробков. Затем обклейте шкатулку цветной бумагой, украсьте яркими картинками.

Звучит аудиозапись спокойной музыки. Дети приступают к работе. Готовые шкатулки выставляют на стол.

Воспитатель. Наша выставка пополнилась новыми шкатулками. Какие они яркие! Сколько в них ящиков! Что вы будете хранить в них? (Ответы детей.)

Давайте назовём их шкатулками желаний. Откройте один из ящичков и прошепчите в него своё заветное желание. Я тоже это сделаю. (Открывает коробок, шепчет.) Хочу, чтобы все были счастливы!

Дети по очереди говорят о своих желаниях.

Воспитатель. Нам пора возвращаться в группу. Что вам больше всего понравилось на занятии?

Дети по очереди отвечают на вопрос, строятся и выходят из зала.

 

PageLines