Моя Москва. Досуг для детей старшего дошкольного возраста

Ж.И. Хворова, музыкальный руководитель, ГБОУ города Москвы «Школа № 1028», СП-3

 

Цель. Вызвать интерес детей к своему родному городу, столице России Москве. Познакомить с некоторыми достопримечательностями города. Научить детей ориентироваться в Москве с помощью карты, находить на ней свой район. Развивать речь детей.

Задачи. Закрепить знания детей о достопримечательностях Москвы.

Подготовительная работа. Чтение детям рассказов, проведение бесед, разучивание с детьми стихов, пословиц, песенно-танцевального материала по теме праздника. Знакомство с символами города – флагом, гербом, гимном.

Оформление зала к празднику. Подбор аудиозаписей. Составление презентации. Подготовка необходимого технического оснащения.

 

Ход праздника

 

Под «Гимн Москвы» (муз. И. Дунаевского, сл. М. Лисянского) дети заходят в музыкальный зал и садятся на стулья.

Ведущая. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный досуг: мы с вами совершим путешествие по Москве и увидим много достопримечательностей. Скажите: как называется наша Родина?

Дети. Россия.

Ведущая. А как называется столица нашей Родины?

Дети. Столица нашей Родины – город Москва.

Ведущая. Правильно, Москва! А почему Москва называется столицей?

Дети. Потому что в столице любого государства находится президент.

Ведущая. А вы знаете, как зовут президента России?

Дети. Президент России – Владимир Владимирович Путин.

Ведущая. А как называют жителей Москвы?

Дети. Жителей Москвы называют москвичами.

Ведущий. Давайте вспомним пословицы о Москве.

Дети (по очереди).

Москвой-столицей весь народ гордится.

Видна из Кремля вся российская земля.

Москва веками строилась.

Кто в Москве не бывал, красоты не видал.

Все дороги в Москву ведут.

Ведущая. Ребята, у каждого города есть свой флаг, герб и гимн.

А что такое гимн?

Дети. Главная песня страны или города.

Ведущая. Верно, мы с вами слушали Гимны России и Москвы.

Ведущая. Посмотрите на флаг Москвы – что на нём изображено?

Дети. Георгий Победоносец в синем плаще на белом коне, на фоне красного щита.

Ведущая. А что означают эти цвета?

Дети. Это цвета российского флага.

Исполняется песня «Белый, синий, красный» С. Смирновой.

Ведущая. Молодцы ребята, вы правильно ответили на мои вопросы, и сейчас нам пора отправляться в путешествие.

Славен город наших дедов,

В жизни многое изведав.

Много войн и много бед,

Много радостных побед!

И над всеми временами

Древний Кремль, хранимый нами,

Нас хранит из года в год –

Наша гордость и оплот!

(Н. Кончаловская)

Исполняется песня о Москве по выбору музыкального руководителя.

Дальнейший рассказ ведущей сопровождается показом слайдов.

Ведущая. Пока мы исполняли песню, оказались около Красной площади. Посмотрите, какая она красивая! В старину слово «красная» означало красивая. Красная площадь, красна девица, красный молодец…

На Красной площади всегда очень много людей – как россиян, так и гостей из других стран. Всем хочется посмотреть, где проходят парады, услышать бой курантов, по которым сверяет время вся наша страна.

А вот собор Василия Блаженного – за резные купола его прозвали «каменным цветком». Рядом памятник Минину и Пожарскому – они воевали с польскими захватчиками. А вот и Кремль. Слово Кремль означает крепость. Кремль – это сердце нашей Родины. Посмотрите, какие красивые, величественные башни у Кремля, и у каждой – своё название, своя история. По названию башни можно было понять, для чего она предназначалась. Например: Арсенальная – в ней был склад оружия; Боровицкая – неподалёку находился зелёный бор; Тайницкая башня хранит тайну: когда-то в ней находился «секретный колодец» с питьевой водой; Спасская башня знаменита тем, что на ней висят часы-куранты, в этой башне расположены главные ворота Кремля. Над Никольской, Спасской, Боровицкой, Троицкой, Водовзводной башнями красуются рубиновые звёзды.

В Кремле работает президент.

Во дворе Кремля мы видим два памятника:  «Царь-пушку» и «Царь-колокол».

Москва имеет звание – «город-герой».

Ребёнок.

Наша столица – город герой.

Красные звёзды горят над тобой!

Город родной – город герой.

Красные звёзды горят над тобой!

 

Вся страна хранит память о страшных днях, когда шла Великая Отечественная война. Очень много москвичей ушли на фронт и не вернулись – им воздвигли памятники, обелиски.

Ведущая. Дети, скажите мне, пожалуйста, а что это за монумент у Кремлёвской стены?

Дети. Это Могила Неизвестного Солдата.

Ребёнок.

У кремлёвской стены,

Где раскинулся парк,

Люди молча, сняв шапки, стоят.

Там пылает огонь,

И в земле рядом спит

Вечным сном Неизвестный Солдат.

(А. Ильина)

Ведущая. Здесь всегда, в любую погоду горит огонь – в знак благодарности и памяти погибшим солдатам.

Звучит песня «Золотая звёздочка Москвы» (муз. Р. Бойко, сл. М. Пляцковского) – дети исполняют танцевальную композицию.

Ведущая.

Как устроено хитро

Это быстрое метро!

Под землёю, но светло!

Поезда так скоро мчатся!

Быстро можем мы добраться

Кто-то в гости, кто домой!

Любим транспорт мы такой!

(Н. Игнатова)

Дети слушают песню о метро.

Ведущая. Вот мы с вами и приехали!

Ребёнок.

Мы пошли с подругой Любой.

Мы в театре сняли шубы,

Сняли тёплые платки.

Нам в театре, в раздевалке

Дали в руки номерки.

 

Наконец-то я в балете –

Я забыла всё на свете!

(А. Барто)

Ведущая. Ребята, кто узнал этот театр? Как он называется?

Дети. Это Большой театр.

Ведущая. А вы знаете, почему он так называется?

Дети (по очереди).

Потому что в старину этот театр был одним из самых больших в России. Этот театр считается одним из самых значительных в мире театром оперы и балета.

Ведущая. Правильно, в этот театр люди приходят послушать оперу, посмотреть балет.

(Проводится небольшая беседа об опере и балете.)

А вот улица Тверская – центральная улица Москвы. На этой улице находится памятник великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину, поэтому площадь, на которой установлен памятник, так и называется – Пушкинская.

Дети, вспомните произведения Пушкина! (Дети перечисляют знакомые произведения.)

В Замоскворечье дивный терем,

А в нём картинам счёту нет.

Здесь жил купец, душой эстет,

Искусству русскому был верен.

 

Предельно точным был в делах,

Мануфактурой ловко правил,

Перед собою цель поставил,

Создать музей, чтоб жил в веках.

 

Всю жизнь полотна собирал,

Имея безупречный вкус,

Художников он знал искус,

Им благородно помогал.

 

Построил чудо-галерею,

Её Москве он завещал,

В ней бесподобен каждый зал,

Коль не был там, иди скорее…

Её Москве он завещал.

(Любовь 10; http://www.stihi.ru/2014/08/13/4170)

Как называется этот терем?

Дети. Третьяковская галерея – она названа так в честь её основателя Павла Михайловича Третьякова.

Ведущая. Дети, вы молодцы: так много знаете о Москве! Когда вы подрастёте и пойдёте в школу, вы получите ещё больше знаний! И тогда многие из вас наверняка поступят вот в этот университет, который называется МГУ имени Ломоносова – Московский государственный университет. Он также носит имя своего основателя Михаила Васильевича Ломоносова – великого российского учёного, естествоиспытателя, поэта, философа…

Ребёнок.

Городов не перечесть:

И Париж, и Лондон есть,

Рим, Венеция, Берлин

Вена, Токио, Пекин –

Городов великих, славных

Людных, шумных, ярких самых,

Удивительных… И всё же

Есть один – всего дороже,

Город близкий и родной,

Тот, что нарекли Москвой!

(С. Маршак)

Дети исполняют танцевальную композицию с султанчиками (музыка и движения по выбору музыкального руководителя).

PageLines