Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников

Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально — ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед нами задачу поиска универсальных средств экологического воспитания детей до школы в современных условиях. Одним из таких средств может стать  метод проектов.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он зародился в конце XIXвека в США. Его называли так же методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом  Дж. Дьюи, а так же его учеником В. Х. Кильпатриком. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через сознательную активную деятельность ученика. Кильпатрик охарактеризовал метод проектов как деятельность, выполненную, от всего сердца с высокой степенью самостоятельности детей, объединённых общим интересом.

Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром, педагогическое воздействие  осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей и опирается на их личный опыт. Работая в логопедической группе, я заметила, что для детей, речь которых развита недостаточно хорошо, характерна инертность, стереотипность мышления, что не всегда позволяет полностью решить вопросы своевременного формирования речевого развития .

Проблемное обучение —  прием,  позволивший мне разрешить возникшее противоречие, а способом введения его в педагогический процесс стал метод проектов. При проблемном обучении ребенок систематически включается в поиск решения новых для него вопросов и ситуаций, вызывающих интеллектуальное затруднение, происходит активизация мыслительной деятельности, формирование подвижности и вариативности мышления. Проблемная ситуация служит также  и мотивационным условием, и эмоциональным средством воздействия на личность ребенка. Активное включение детей в исследовательский и творческий виды деятельности побуждают к  сотрудничеству, поддерживают их стремление контактировать с педагогом. Особое значение имеет создание доверительной обстановки, внимание со стороны взрослого к любым познавательным проявлениям детей. Дошкольник получает удовольствие от интеллектуальных усилий, у него появляется уверенность в собственной  компетентности. Дети активно соучаствуют  в процессе отбора информации, поиска путей решения проблемы, при этом внутри проекта, на каких-то этапах могут осуществлять исследовательскую, продуктивную,  игровую деятельности, но все они являются связанными между собой компонентами единого плана, исполнение которого ведет к созданию общегопродукта. Появление материального социально значимого продукта является обязательным условием проектной деятельности с детьми.Такой комплексный подход является более продуктивным и времясберегающим, нежели отдельное развитие ЗУНов на занятиях, а личностных качеств на психологических тренингах. В процессе грамотно организованного проектирования  личность ребенка формируется как бы исподволь, незаметно для дошкольника, увлеченного решением актуальной проблемы, положенной в основу проекта.

Проект «Загадки народных

Проект «Зеленая аптека»

Проект «Летопись моей семьи»

Проект «Осеннее настроение»

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x