Мама, мне страшно! Детские страхи: первая помощь родителей

Мама, мне страшно! Детские страхи: первая помощь родителей

А.И. Бучкова, детский психолог, кандидат социологических наук, Москва 

«Ой, боюсь», «мамочка, не оставляй меня одного, мне страшно», «папа, не выключай свет, когда темно, приходят чудовища» – подобные фразы родители нередко слышат от своих маленьких детей. Со временем меняется предмет страха, его интенсивность и частота, но постоянными остаются ключевые слова «боюсь» и «страшно».

Нередко и мы, взрослые, испытываем тревогу, опасение, а порой даже фобии (иррациональные и неконтролируемые страхи), связанные с различными ситуациями. Признайтесь себе: наверняка и у вас есть то, что заставляет сердце биться чаще, душу – уходить в пятки, а ноги – подкашиваться. Но в противовес этому вы обладаете знаниями, опытом и способностью рационально анализировать ситуацию, что нередко снижает интенсивность страха. Малыш пока всего этого лишен. Нередко он оказывается один на один со своими тревожными переживаниями.

Вы не встретите ни одного ребенка, который бы ничего не боялся. Кого-то пугает темнота, кого-то уколы и врачи, кто-то замирает при встрече с собаками или пауками, а может, боится сказочных злодеев. Несмотря на то, что детские страхи – это норма, естественный механизм защиты от всего неизвестного и пугающего, тем не менее игнорировать их не стоит. Ребенку в подобных ситуациях нужны поддержка и понимание родителей, а не их безразличие и тем более упреки. Иначе возрастает риск развития тревожности, раздражительности, а также закрепления страхов, превращения их в фобии и переноса этого «багажа» во взрослую жизнь.

Какова природа детских страхов и как вести себя родителям? Эти вопросы затронем сегодня в рамках статьи.

 

Для начала давайте разберемся: что такое страх, какова его физиологическая основа?

Страх – одна из эмоций человека, имеющая интенсивную отрицательную окраску. Она возникает в ответ на действие реальной или воображаемой опасности.

Поскольку страх – одна из древнейших эмоций, то и мозговые структуры, активизирующие его механизм, находятся в одной из старых, центральных областей головного мозга – лимбической системе. Речь идет о так называемых миндалинах. При этом ученые утверждают, что эмоция страха формируется в основном в правом полушарии.

В результате активизируется симпатическая нервная система. Она мобилизует энергию организма и настраивает все его структуры на активную физическую деятельность. Учащается сердцебиение, расширяются зрачки, затормаживается работа пищеварения. Одновременно с этим к реакции подключается эндокринная система, происходит выброс адреналина в кровь, за счет чего улучшается снабжение мышц кислородом и питательными веществами и сужаются сосуды кожи.

В тех случаях, когда источник страха представляет реальную опасность, эта реакция помогает нам убежать или предпринять другие действия для защиты нашей жизни. Но зачем она нужна в случае боязни страшных снов или опоздания в детский сад? И представьте, ведь каждый раз, когда ребенок испытывает эту эмоцию, в его организме происходят подобные мощные мобилизационные процессы, наш мозг одинаково реагирует на любую пугающую нас ситуацию.

Страх в далекие древние времена помогал нашим предкам выживать, в процессе эволюции дольше жили именно те люди, у которых эта отрицательная эмоция была достаточно сильна, что было одним из механизмов защиты от многочисленных опасностей первобытного мира. Однако в дальнейшем, когда человек создал более безопасную техногенную и социальную среду обитания, реакция страха не всегда стала адекватной реальной ситуации. Это в ряде случаев атавизм, справиться с которым нам позволяет только наш разум. Детям, у которых еще недостаточно развита логика, но хорошо сформировано воображение, труднее всего самостоятельно преодолеть ряд таких опасений, не всегда связанных с реальной угрозой.

Страх, несмотря на то, что является отрицательной и очень неприятной эмоцией, тем не менее выполняет ряд положительных функций. Он мобилизует наш организм, содействует лучшему запоминанию опасных и неприятных событий, а значит, избеганию их в дальнейшем. Кроме того, боязнь возникает в условиях недостатка информации, активизируя нашу деятельность с целью избежать неизвестности. В результате мы познаем, что приятно, а что – страшно!

Но эти положительные моменты нередко оборачиваются появлением нерациональных и совершенно необоснованных опасений и даже фобий. Ведь наряду со страхами, связанными с инстинктами самосохранения, в нашу повседневную жизнь прочно вошли так называемые социальные страхи, опосредованные жизнью в обществе. Мы боимся ответственности, опоздания, экзаменов, публичных выступлений. Всего этого с определенного возраста может опасаться и ребенок.

 

Возрастные проявления страхов до семи лет

Кстати говоря, о проявлениях страха у малыша можно говорить не ранее полугода. До этого он обнаруживает беспокойство, поскольку его восприятие и мыслительные процессы еще недостаточно развиты. Первые наши страхи в основном связаны с боязнью незнакомых, чужих людей, врачей, одиночества и глубины в процессе купания. В два года одними из самых распространенных фобий являются страх темноты и наказания. Также дети опасаются сказочных злодеев и животных, боли, различных видов транспорта. Боязнь темноты будет достаточно сильной у большинства детей вплоть до четырех лет, поэтому в этот период лучше помочь ребенку, оставляя на ночь включенным светильник в его комнате. В три года допустимым числом страхов у мальчиков считается девять, а у девочек – семь. Но уже в четыре года ситуация становится противоположной и вплоть до пятнадцати лет девочки в норме боятся больше, чем мальчики. Возрастом наибольшей выраженности страхов считается дошкольный возраст, особенно шесть–семь лет. В норме число фобий может доходить до двенадцати у девочек и до девяти у мальчиков. Это связано с развитием эмоций, мышления, с ростом степени понимания опасности. В этот период значительно расширяется перечень страхов, превышая 30 самых типичных, в том числе страх смерти, смерти родителей, глубины, высоты, страшных снов, животных, воды и огня, пожара, нападения, болезни, наказания, сказочных персонажей, опоздания в детский сад, стихии.

 

Причины детских страхов

Эти причины весьма разнообразны. Многие из них носят возрастной характер и у взрослых людей, как правило, к опасениям и боязни уже не приводят. Рассмотрим основные причины детских страхов:

  • Родители и стиль воспитания. Как это ни парадоксально, но нередко именно мамы и папы становятся источником боязни собственных детей. Своими предостережениями, тревогой по поводу благополучия ребенка, запугиванием или насмешливым и грубым отношением к проявлениям его страхов они способны провоцировать и усиливать последние. Чрезмерная опека и авторитарный стиль воспитания также будут провоцировать боязнь у малыша.
  • Детская фантазия.Ребенку бывает довольно сложно разграничить реальный мир и воображаемый, возникающий в его сознании. Нередко он «дорисовывает» мир вокруг себя, и пол между креслом и кроватью превращается в пылающую лаву, а шкаф – в страшный дом монстров. Фантазия особенно бурно развивается в возрасте пяти–шести лет. Особенность воображения детей состоит в том, что оно еще не соединено с логическим мышлением, поэтому бурные реки фантазии могут уносить его очень далеко и строить ужасающие картины несуществующей реальности. И никто, кроме взрослых, не сможет ему спокойно объяснить, где граница между истинными событиями и воображаемыми.
  • Конкретный случай.Ребенка укусила собака, неудачный поход к врачу, малыш стал участником дорожно-транспортного происшествия. Перечислять можно долго, но страхи, возникшие в результате травмировавшей ребенка ситуации, довольно интенсивны и устойчивы во времени.
  • Страхи, тревожность самих родителей.Скрыть от малыша свое эмоциональное состояние достаточно сложно, и именно оно может стать источником дополнительного беспокойства ребенка. Так что важно работать не только с малышом, но и со своим собственным состоянием.
  • Конфликты в семье. Ребенок часто чувствует себя виновным в происходящем, что усиливает проявление уже существующих страхов и добавляет новые.
  • Отношения со сверстниками. В том случае, когда ребенок становится объектом насмешек и даже оскорблений, это может не только усугублять уже существующие опасения, но и становиться причиной дополнительных страхов, например при общении.
  • Условия жизни ребенка. Как это ни парадоксально, но учеными отмечена прямая зависимость между числом страхов и жизнью в городе, а также обратная. При этом провоцировать увеличение их количества будет недостаток общения и даже полноценной физической нагрузки.

 

Помощь силами родителей

Прежде всего необходимо понять, достаточно ли будет внимания и помощи родителей или все-таки понадобится дополнительная квалифицированная помощь.

Особое внимание нужно обращать на наличие социальных страхов, в первую очередь на страх опоздать, сделать что-то не так и не успеть. Их появление в возрасте до восьми лет говорит о социальной тревожности и повышенном фоне беспокойства. В данном случае лучше очень спокойно и с пониманием  относиться к их наличию и, по возможности, обратиться к психологу. Равно как и в том случае, если число страхов превышает возрастные нормы или они достаточно интенсивны.

Во всех остальных ситуациях каждый родитель способен самостоятельно прийти на помощь своему ребенку. Для начала выясняем, чего же боится наш малыш. Иногда достаточно наблюдения, но можно и поговорить с ним об этом. «Расскажи мне, чего ты боишься» – эта фраза не только позволит получить необходимую информацию, но и расположит к вам ребенка, ведь вы уважительно относитесь к его боязни и интересуетесь ею. А это хорошее начало для дальнейших действий. Кстати, лучше, чтобы страхи с ребенком прорабатывал отец, тогда результат будет более эффективным. Главное, чтобы он был настроен на внимание и уважение к ребенку, иначе обойдемся и материнской помощью.

Родителям при этом необходимо вести себя уверенно и спокойно, тем более что теперь вы знаете, что детские страхи – это норма, через которую проходит большинство детей. Недопустимы осуждающие и высмеивающие фразы, таким образом можно только усилить тревогу малыша, а к страху добавить еще и ощущение своей слабости и «ненормальности». При этом важны тактильные прикосновения, поглаживания и объятья. Это дает детям дополнительное ощущение спокойствия и безопасности. Папины и мамины тактильные прикосновения будут полезны на протяжении всех этапов работы со страхами.

Следующий шаг – ищем способы победить боязнь. Иногда интересные способы предлагают сами дети, да и у родителей достаточно вариантов. Главное – включить воображение. Мы придумываем целый ритуал по изгнанию чудовища из-под кровати или Бармалея– из шкафа, превращаем злую собаку в добрую, а огромную машину – в игрушечную.

В отношении ряда страхов можно использовать такой метод, как «проигрывание ситуации». Мы с помощью игрушек воссоздаем поход к врачу и просим ребенка подбодрить мишку, который боится идти на осмотр. Или же помогаем зайке справиться со страхом перед полетом. Чем взрослее ребенок, тем меньше он нуждается в дополнительных предметах для инсценировки. Со старшим дошкольником ситуации можно разыгрывать, только он обязательно должен выступать в роли утешителя родителя, который чего-то боится. Достаточно эффективны театрализованные представления на эти темы.Большое значение в преодолении страхов имеют и другие творческие приемы: рисование, лепка, чтение и сочинение сказок.

Самое распространенное занятие, которое с успехом применяется и в случаях боязни у взрослых, – это рисование страхов. Начинать можно с трех лет, но наибольший эффект этот прием дает для детей старше четырех. В первую очередь удается таким образом устранить страхи, порожденные воображением, т.е. не связанные с травмирующими ситуациями. Также мы помним, что не все допустимо рисовать. Например, не следует просить ребенка изобразить страх своей смерти или смерти родителей. Эти страхи, как правило, связаны с другими и вытекают из них.

Иногда ребенку достаточно изобразить свой страх, чтобы перестать бояться. В случае,когда этого недостаточно, придумываем ритуал по уничтожению рисунка: рвем, сжигаем, навсегда запираем в ящик. Если и это не помогает, тогда просим ребенка нарисовать себя не боящимся.

Достаточно эффективной может быть и лепка: воплощаем страхи в фигурках из пластилина, а после выбрасываем их, разрываем на части или лепим из них другие – добрые и веселые.

Хороший эффект может дать и сказкотерапия. До пяти лет мы читаем детям сказки или придумываем их самостоятельно. Важно, чтобы сказка касалась страхов ребенка и рассказывала о том, как герои справляются с ними. Например, название сказки «Тимошка и темнота» уже говорит о том, какую боязнь она помогает преодолеть. С пяти лет можно привлекать детей к сочинению: придумывать вместе с ними или предлагать закончить начатую вами сказку. Главное, чтобы в финале герой побеждал свою боязнь тем или иным способом.

Что касается страхов, связанных с явлениями природы, то здесь можно объяснить малышу на понятном для него языке их суть: почему идет дождь, гремит гром, горит огонь. Это в ряде случаев помогает спокойнее относиться к подобному. Главное, чтобы рассказ был спокойным и ласковым. Угрожающие и зловещие рассказы о землетрясениях и ураганах не подойдут.

Также важно проанализировать, какие мультфильмы смотрит ребенок, в какие игры играет. Необходимо ограничить просмотр тех, которые могут провоцировать опасения и страхи.

Большую пользу принесут успокаивающие занятия, снижающие беспокойство и тревожность ребенка: работа с песком, крупой, мукой и другими сыпучими материалами, опять же лепка, а также спокойная музыка со звуками природы или расслабляющая ванна.

Очень важный момент: если в жизни ребенка произошла травмирующая ситуация и в результате он начал чего-то бояться, то не следует сразу же пытаться это преодолеть. Лучше окружите своего малыша дополнительным вниманием и заботой – побольше тактильных прикосновений, объятий. Когда события немного позабудутся,  можно аккуратно переходить к творческим приемам работы со страхами.

 

Итак, мы выяснили, что в детских страхах нет ничего сверхъестественного или пугающего. Это один из защитных механизмов, который сопровождает взросление ребенка. И основная задача родителей – это поддержка малыша. Он должен чувствовать, что рядом с ним уверенные и спокойные мама и папа. В результате он будет ощущать себя в безопасности, сам станет более уравновешенным. Вы можете воспользоваться одним или несколькими приемами помощи, рассмотренными в рамках статьи. Но помните: если страхи усиливаются, увеличивается их число, несмотря ни на что растут беспокойство и раздражительность ребенка, то самое время обратиться за помощью к квалифицированному психологу.

 

Вопросы для самопроверки и размышления

  1. В каком возрасте появился первый страх вашего ребенка? Чего он боится сейчас?
  2. Что такое детский страх? Какова его физиологическая основа?
  3. Перечислите отрицательные и положительные стороны проявления страха в детском возрасте.
  4. Каковы возрастные проявления страхов от рождения до семи лет?
  5. К основным причинам детских страхов относятся:

— отсутствие жизненного опыта;

— фантазия;

— условия жизни;

— особенности семейного воспитания;

— капризность;

— раздражительность;

— особенности питания;

— травмирующая ситуация;

— недостаточное развитие ребенка;

— страхи и тревожность родителей;

— страхи и тревожность воспитателя в детском саду;

— отношения со сверстниками;

— семейные конфликты.

  1. На ваш взгляд, какие из этих причин чаще всего приводят к возникновению и усилению детских страхов?
  2. Какие приемы помощи силами родителей вы считаете самыми действенными? Возможно, вы бы расширили перечень доступной родителям помощи?
  3. На ваш взгляд, кто из родителей может помочь ребенку в преодолении страхов: мама или папа? Почему?
  4. В каком случае родителям необходимо обращаться за помощью к квалифицированному психологу?
  5. Мы выяснили, что с детскими страхами помогают справиться различные творческие задания. О развитии креативности с ранних лет сегодня много говорят. Какие преимущества эта способность даст ребенку? Как ее развивать, и с какого возраста это лучше делать? Эту актуальную тему рассмотрим в следующем месяце!

 

А в заключение ответы на актуальные вопросы по теме «Пора в школу! Современная психологическая подготовка к школе».

 

Готовим младшего ребенка в школу, а старший сын 12 лет потерял интерес к учебе и все время рассказывает младшему про то, как это ужасно – ходить в школу. Что делать в такой ситуации?

Старшие дети-школьники, особенно подростки, могут стать дополнительным источником тревоги для младшего ребенка. В этом возрасте наблюдается основная волна падения интереса к учебе, причем границы ее все время снижаются. Если раньше потеря желания учиться отмечалась в 14–15 лет, то теперь это нередко происходит уже в 9–11 лет, практически с переходом в среднюю школу. Для подросткового возраста это естественно, ведь основной интерес смещается в сторону общения со сверстниками. Кстати, сформированная внутренняя мотивация к учебе не приводит к полной потере интереса даже в этот период. Но если это все-таки произошло, подросток может повлиять на дошкольника, выработав у него отрицательные установки еще до поступления в школу. Поэтому важно поговорить со старшим ребенком «как со взрослым», объяснить ему все и попросить быть сдержанным в комментариях или вовсе отказаться от них. Возможно, в результате беседы сын или дочь поймет, что и для него в школе осталось достаточно интересного. Важно обратить его внимание на то, что он сосредоточился на негативных сторонах и совсем не замечает позитива. Положительными моментами он может смело делиться с «младшеньким». Но ни в коем случае не просите старшего ребенка рассказывать о хороших сторонах учебы, если он их не видит. Неискренность только усилит тревогу дошкольника. Принцип здесь один: либо хорошо, либо никак.

 

Необходимо ли заранее приучать ребенка к школьному режиму?

Если мы заранее готовим ребенка к распорядку дня, который ему предстоит в школе, то тем самым частично снижаем тревогу, связанную с предстоящей неизвестностью, и создаемдополнительные условия для лучшей последующей адаптации к обучению. Летом важно постепенно приблизить ежедневный режим к школьному и особенно строго соблюдать его в августе.

Предлагаем примерный режим дня с учетом подъема в 07.30, который легко можно адаптировать под режим работы вашей школы и индивидуальные особенности ребенка:

— подъем в одно и то же время (соответствует времени подъема в школу);

— завтрак (08.00);

— небольшая прогулка (соответствует дороге в школу);

— развивающие занятия и занятия по подготовке к школе, не более двух часов (дома или в группе, длительность одного занятия не должна превышать 15 – максимум 20 минут с обязательными перерывами);

— свободное время, которое можно занять трудовой деятельностью и помощью по дому;

— обед (13.00);

— прогулка и отдых (не более двух с половиной часов);

— полдник (около 15.30);

— занятия в кружках и секциях (не более двух часов; соответствует времени приготовления уроков. Во время школьного обучения кружки и секции лучше посещать после обеда);

— ужин (18.00);

— свободная деятельность (не более двух часов);

— подготовка ко сну (20.30);

— сон (не позднее 21.00).

 

Когда лучше отдавать ребенка в школу? В шесть или семь лет?

Важно, чтобы родители в процессе принятия решения о времени начала обучения для своего ребенка ориентировались не на его биологический возраст, свой собственный опыт, мнение родственников и друзей или другие внешние факторы. Дошкольник должен быть готов к школе, в первую очередь психологически. Вы можете обратиться к детскому психологу и выяснить, какие аспекты психологической готовности у ребенка сформированы к шести годам, а какие нет. Если окажется, что отсутствует или недостаточно развита мотивационная, познавательная и социальная готовность, тогда лучше повременить с поступлением в школу. Не следует допускать и обратной ситуации, когда дошкольник «рвется в бой» и полностью готов к обучению, а вы все равно оставляете его на год в детском саду, так как «мал еще». Помните, что интерес ребенка может со временем стать менее интенсивным, его познавательная активность должна быть удовлетворена в срок. Иначе ему может быть просто неинтересно в первом классе, поскольку он уже все это знает,  отлично считает, пишет и читает.

 

Ждем ваших писем с предложениями, вопросами, комментариями.

Адрес прежний: info@dovosp.ru

Тема письма: Рубрика «Актуальный разговор».

 

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x