Кукольный театр - детям. Театр марионеток

Кукольный театр — детям. Театр марионеток

Н.Ф. Сорокина, заслуженный учитель РФ

 

Кукольный театр! Когда дети слышат эти слова, в их глазах загораются озорные искорки, слышится весёлый смех, и детское сердце переполняется радостью, предвкушением чуда. Ведь «ожившая» кукла в руках кукловода – это действительно маленькое чудо, которое происходит на наших глазах. Кукольный театр никого не может оставить равнодушным, будь то малыш или взрослый.

Когда воспитатель или родитель общается с ребёнком с помощью игрушки-куклы, детское сердце, как губка, впитывает каждое слово. Ребёнок верит «ожившей» игрушке, начинает общаться с ней и стремится сделать то, что кукла его «просит». Поэтому  кукла в руках педагогов и родителей может стать незаменимым помощником в деле воспитания и обучения детей.

Кукольный театр можно использовать на любых занятиях в детском саду. Он как оригинальная форма работы поможет в формировании речи дошкольника, его памяти, воображения, предметного восприятия окружающего мира. Театрализованная деятельность будет способствовать развитию детской изобразительной деятельности в самых разных ее проявлениях.

Мы используем различные виды кукольных театров и кукол разных систем:

  • перчаточный театр для детей от 1 до 3 лет;
  • пальчиковый театр для детей от 1 до 3 лет;
  • театр рукавичек для детей от 1 до 3 лет;
  • театр кружек для детей от 1 до 3 лет.
  • настольный театр для детей от 3 до 4 лет;
  • верховые куклы на театральной ширме для детей от 4 до 5 лет;
  • куклы с «живой рукой» для детей от 5 до 7 лет;
  • куклы – марионетки для детей от 5 до 6 лет;
  • тростевые куклы для детей от 6 до 7 лет;
  • «люди – куклы» для детей от 6 до 7 лет;

И еще много других необычных видов театральной деятельности.

Сегодня я расскажу о способах изготовления и управления куклами-марионетками.

Кукольный театр - детям. Театр марионеток

Марионетки относятся к напольным куклам, ребенок управляет ими на виду у зрителей. Марионетка находится рядом с ребенком на полу и приводится в движение с помощью ваги – это крестовина, к которой на нитях крепится кукла. Чаще всего используют горизонтальные или вертикальные ваги. Горизонтальные ваги применяются для вождения кукол – животных. Изготовляют их из тонких деревянных реек в виде крестовины с несколькими поперечными перекладинами.

Если использовать три перекладины, то к первой прикрепляется голова куклы, ко второй – передние ноги к третьей – задние. На ваге с двумя поперечными перекладинами водят кукол-птиц. К первой крепятся голова куклы, ко второй – лапки.

 

Кукольный театр - детям. Театр марионеток

Горизонтальная вага

 

Вертикальные ваги используют для кукол людей, а также и для кукол – животных, если они передвигаются на задних лапах.

Вертикальные ваги используют для кукол людей, а также и для кукол – животных, если они передвигаются на задних лапах.

Кукольный театр - детям. Театр марионеток

Вертикальная вага

К основному стержню ваги крепятся две или три поперечные перекладины. Чаще всего верхнею перекладину делают подвижной (она соединяется с основным стержнем винтом) и прикрепляют к ней ноги куклы. Вторая перекладина – неподвижная, к ней крепятся руки куклы, а к третьей — голова.

Для крепления используют суровые или капроновые нити, или тонкую леску. Для того чтобы продеть в куклу нити, в туловище куклы вбивают металлические скобы.

Марионеток можно изготовить из папье-маше, поролона или пенопласта, затем оклеив тканью и расписав красками. Отдельные детали можно сшить из ткани, меха — по принципу изготовления мягкой игрушки. Издавна прочных и надежных кукол-марионеток мастерили также из мягких пород дерева.

Простейшую игрушку можно сделать из шариков для пинг-понга, крученых веревок, кусочков меха и фетра. А еще подойдут для этой цели спичечные коробки, и пустые катушки, и другие бытовые предметы: пластмассовые бутылочки, флаконы, пробки, коробочки.

Подвешивают куклу к ваге два человека.

Прежде всего необходимо определить длину нитей. Она зависит от роста кукловода и высоты самой куклы. Рука ребенка, управляющая куклой-марионеткой, должна быть примерно на уровне согнутого локтя.

Подвешивать начинают с нитей, на которые падает основной вес. Если кукла — человек, то с головы. Если кукла — животное, то с туловища.

 

Способы управления куклами-марионетками

Чтобы привести в движение марионетку с горизонтальной вагой, нужно держать вагу за середину, покачивая ею из стороны в сторону.

Чтобы заставить «пойти» куклу с вертикальной вагой, следует приподнять один конец верхней подвижной перекладины, затем опустить его вниз. Игрушка сделает первый шаг. Если потянуть вверх нить, прикрепленную к руке марионетки, то задвигаются ее верхние конечности.

Одной рукой кукловод держит вагу, а другой поднимает ту или иную нить.

 

В журнале «Музыкальный руководитель» была опубликована серия статей о кукольном театре. Большой практический материал, ярко и красочно иллюстрированный, поможет провести с детьми театрально-кукольные занятия, изготовить по нашим шаблонам театральных кукол, которыми с удовольствием смогут управлять ваши воспитанники.

Пройдут годы. Ваши воспитанники станут взрослыми. У них будут свои собственные дети, но в их душе останется тот яркий свет, который вы смогли зажечь. Ту любовь, которую вы подарили им, они обязательно передадут своим детям, а те – своим. Только тот человек, который был воспитан в среде, где царит любовь и взаимное уважение друг к другу, может быть духовно богатым, щедрым к близким и незнакомым людям.

Мы желаем коллегам и родителям успехов в приобщении детей к искусству кукольного театра. Надеемся, что все наши методические материалы, помогут приобщить детей к удивительному и прекрасному искусству кукольного  театра.


Список статей Н.Ф. Сорокиной, опубликованных в журнале «Музыкальный руководитель»

 «Музей театральной куклы в детском саду». 2004 – № 4.

«Кукольный театр в вариативных формах дошкольного образования (ГКП, ЦИПР и др.). 2015 – № 6.

«Кукольный театр детям. Развитие творческих способностей: с первых дней жизни до трёх лет». 2005 – № 3, №5, №6; 2006 – №1.

«Кукольный театр – малышам. Программа по развитию творческих способностей детей средствами театрального искусства». 2006 – № 4.

«Театральные занятия с куклами для детей от 1 года до 3 лет». 2007 – №6, №7, №8; 2008 – № 1, №2, №3, № 4, №5.

«Кукольный театр – детям. От трёх до четырёх лет». 2007 – №1, №2, №3, №4, №5.

«Кукольный театр для взрослых и детей. Дети от четырёх до пяти лет». 2009 – №5; 2010 – №1, №6.

 

Заказать статью из архива можно в нашем интернет-магазине.

«Статья из архива»

В комментарии к заказу укажите:

— автора и название статьи,

— номер и год выхода журнала.
 

Также предлагаем вам видеозаписи вебинаров, посвященных кукольному театру.

Н.Ф. Сорокина. Развитие творческих способностей детей от 1 года до 5 лет средствами кукольного театра. Заказать

Н.Ф. Сорокина. Развитие творческих способностей детей от 5 до 7 лет средствами кукольного театра. Заказать

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x