klepikova

Как дети Кузю играть учили

Конспект музыкального развлечения с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель: развитие музыкальных способностей детей с использованием  народных и современных музыкальных игр.

Программное содержание:

— познакомить детей со старинными русскими народными и современными играми;

— способствовать укреплению устойчивых детских объединений;

— развивать внимание, память, воображение;

— совершенствовать речевое общение детей в игровой деятельности;

— формировать чувство партнерства в совместной двигательно-игровой деятельности;

— развивать ловкость, смелость, быстроту движений;

— прививать элементарные правила общения, умение ориентироваться в игровом пространстве;

— воспитывать чувства коллективизма;

— способствовать формированию у детей положительных эмоций (чувство восторга, радости) в процессе игры;

— воспитывать уважение, интерес к культуре русского народа.

Доминирующая образовательная область: художественно-эстетическое развитие.

Интегрируемые образовательные области: речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Форма организации детей: групповая.

Форма проведения: беседа, игровая деятельность.

Предварительная работа:

— знакомство с играми, которые ещё не знакомы детям;

— беседа с детьми «О правилах игры».

Роль домового Кузи играет воспитатель (он держит в руках куклу и озвучивает ее) или ребенок из подготовительной группы.

 

Ход развлечения

Дети заходят в музыкальный зал. Из кладовки слышится плач.

Дети вместе с музыкальным руководителем открывают дверь кладовки, к ним выходит домовой Кузя. Он плачет.

М. Р. Ребята, кто же это?

Дети предлагают варианты ответов. Домовой слышит своё имя.

Кузя. Всё верно, я – домовой Кузя, уже давно живу в вашем детском саду.

М. Р. А почему ты плачешь? Кто тебя обидел?

Кузя. Да вот заснул я, и проспал, наверно, очень долго. Здесь всё изменилось (рассматривает зал), стало совсем по-другому. А какой сейчас год?

Дети. 2016!

Кузя ещё громче заплакал.

Кузя. Как много лет я проспал! Целых полвека! Совсем от жизни отстал, столько всего интересного пропустил… (плачет) А я так любил раньше играть с ребятишками в разные игры. Те дети, конечно, стали давно взрослыми. Да, я, наверное, и все игры забыл. А новых и тем более не знаю…

М. Р. Ребята, нужно помочь Кузе, успокоить его. А как мы ему можем помочь?

Дети предлагают рассказать Кузе про их любимые игры – «старые», в которые играли очень давно, и «новые», которые придумали в наше время.

М. Р. Не расстраивайся, Кузя! Наши ребята тебе помогут вспомнить старые игры и новым научат.

Кузя. (перестаёт плакать): Правда? Я очень рад!

М. Р. Тогда давайте сначала вспомним игры, в которые играли много-много лет назад ваши прабабушки и прадедушки, когда были ещё совсем маленькими, такими же, как вы.

Дети называют народные игры.

Кузя. (грустно) Что-то знакомое для меня вы называете, а как играть – совсем не помню…

М. Р. Ребята, что же делать?

Дети предлагают поиграть.

 

Игра «Гори, гори ясно»

Дети, держась за руки, образовали круг. В центре стоит ребёнок (водящий) с платочком в руке. Все идут вправо по кругу, а водящий – влево, платочек держит в вытянутой руке перед остальными детьми. Дети поют:

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло,

Глянь на небо: птички летят, колокольчики звенят.»

Дети останавливаются. И продолжают речитативом: «Раз, два, три – беги»!

После этих слов двое детей, между которым оказался платочек водящего, бегут в разные стороны вдоль круга. Выигрывает тот, кто быстрее пробежит круг и возьмёт у водящего платочек. Теперь он становится водящим. Игра продолжается.

 

Игра «Золотые ворота»

Двое детей (водящие) берутся за руки и поднимают их вверх «воротиками». Остальные дети тоже берутся за руки и проходят цепочкой друг за другом через эти «воротики». Водящие поют слова:

«В золотые ворота проходите детвора.

Первый раз прощается, второй раз запрещается,

А на третий раз не пропустим вас.»

После этих слов «водящие» опускают руки вниз. «Пойманный» ребёнок встаёт сзади одного из ведущих. Игра повторяется до тех пор, пока все дети не будут пойманы и не окажутся за спинами водящих

 

Игра «У бабушки Маланьи»

Все дети встали в круг. В центре круга – ребёнок, изображающий старушку Маланью. Дети, взявшись за руки, идут по кругу вправо. Маланья пританцовывает на месте. Дети поют:

У Маланьи, у старушки,

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей, семь дочерей,

Все без бровей (останавливаются).

С такими ушами, с такими глазами,

(дети показывают большие уши и глаза)

С такими носами, с такими усами,

(показывают длинный нос и усы)

С такой головой, с такой бородой

(показывают большую голову и бороду)

Ничего не ели, на неё глядели, делали вот так!

(Маланья пляшет, дети повторяют за ней плясовые движения)

 

Кузя. (радостно) Вспомнил! Вспомнил! Это же была моя самая любимая игра! А вы, ребята, тоже любите эту игру?

Дети отвечают.

М. Р. Кузенька, а я ведь тоже когда-то была маленькая и ходила в детский сад.

Кузя. Правда? А сейчас вы совсем взрослая! И в игры вы тоже играли?

М. Р. Конечно, играла. У меня тоже была в детстве любимая игра, и я научила в неё играть ребят.

Кузя. Вот здорово! А меня научите?

Дети отвечают.

 

Игра «Ворон»

Дети снова встали в круг. Заранее выбирается «ворон» — он стоит в центре круга. Все поют:

«Ой, ребята, та-ра-ра! Все дробным шагом идут к центру,
На горе стоит гора,  сужая круг.
А на той горе дубок, Тем же шагом идут назад, расширяя круг.
А на дубе воронок. «Ворон» остаётся в центре круга.
Ворон в красных сапогах, «Ворон» кружится, раскрыв руки в стороны.
В позолоченных серьгах.
Чёрный ворон на дубу, «Ворон» изображает игру на трубе, остальные-
Он играет во трубу. поочерёдно выставляют ногу на носок и пятку
Труба точеная, позолоченная, Все хлопают, «ворон» пляшет.
Труба ладная, песня складная.»

С окончанием песни «ворон» выбегает из круга и, обегая его, незаметно дотрагивается до кого-нибудь, после чего встаёт в общий круг. Кто будет «вороном» — становится известно лишь в тот момент, когда все, сойдясь в круг, начнут из него снова расходиться: новый «ворон» останется в центре.

 

Кузя. Очень интересная игра! Мне она тоже понравилась! Ребята, а какие игры у вас самые любимые?

Дети отвечают.

Кузя. Дразнилка? Я тоже такую игру знаю! Это надо всех вокруг дразнить, вот так (начинает корчить рожицы и дразнить детей).

М. Р. Ребята, в такую «Дразнилку» вы хотите Кузю научить играть? (Дети отвечают).

Кузя. Нет? А в какую? Я больше никак дразниться не умею…

М. Р. Сейчас ребята тебе расскажут и покажут «новую» Дразнилку.

 

Проводится игра С.Г.Насауленко «Дразнилка» — дети стоят в две шеренги на противоположных сторонах зала, напротив друг кдруга (в одной шеренге девочки, в другой мальчики). Между шеренгами в центре зала канатом выложен круг.

Девочки поют:

Вы мальчишки – забияки, шеренга девочек подходит к шеренге мальчиков
Вы не можете без драки!
Вам бы целый день толкаться, отходят назад
Бегать с палками и драться!

Мальчики:

А мы ваших слов не понимаем, шеренга мальчиков подходит к шеренге девочек
Захотим – и вас сейчас поймаем!
А мы ваших слов не понимаем, отходят назад
Захотим – поймаем! девочки  бегут в круг, и встают так, чтобы мальчики их не смогли достать, стоя за кругом

По сигналу м. р. дети снова строятся в шеренги.

Мальчики поют:

Вы, девчонки – сладкоежки, шеренга мальчиков подходит к шеренге девочек
Вам бы грызть одни орешки,
И конфетки, и тянучки, отходят назад
К маме проситесь на ручки.

Девочки поют те же слова, что и мальчики в первой игре.

По окончании слов мальчики бегут в круг, а девочки пытаются их достать.

 

Кузя. Вот здорово! Какой замечательной игре вы меня научили!

Подходит к стоящему на столике ноутбуку, рассматривает его.

Кузя. А это что ещё за чемоданчик? До того как я заснул, полвека назад, таких в детском саду не было.

М. Р. Конечно не было, Кузенька! Это – ноутбук, и появился он в детском саду совсем недавно.

Кузя. А для чего он вам нужен?

М. Р. Ребята, а вы знаете, для чего нам нужен ноутбук на музыкальных занятиях?

Дети отвечают.

Кузя. А мне расскажите, пожалуйста, а то я совсем от жизни отстал (грустно).

Дети рассказывают, как и для чего используется ноутбук на музыкальных занятиях. Кузя, слышит слово «игры».

Кузя. И с этим чемоданчиком вы играете в игры? А как же с ним играть? Не понимаю!

М. Р. Сейчас мы тебе все объясним. Я включаю ноутбук и показываю детям игры. Они в ноутбуке особым образом записаны. Объяснить, как они записаны, очень сложно. Поэтому мы тебе просто покажем интересную игру.

 

Игра «У оленя дом большой»

Дети встают в кругу и по тексту песни показывают движения.

У оленя дом большой, делают «крышу» над головой
Он глядит в своё окошко, показывают «окно» руками
Зайка по лесу бежит, перебирают «лапками» перед грудью
В дверь к нему стучится,
Тук, тук, дверь открой, стучит кулаком в воздухе
Там в лесу охотник злой, имитация стрельбы из ружья
Зайка, зайка – забегай, машут руками на себя — зазывают
Лапу мне давай. руки вперёд   

Игра повторяется несколько раз с ускорением.

Кузя. Ух, какая весёлая и замечательная игра! Правда, я не совсем успеваю за ребятами (грустно).

М. Р. Не переживай, Кузенька, у ребят тоже не сразу стало получаться, со временем и ты научишься.

Кузя подходит к проектору, внимательно оглядывает его, обходит со всех сторон. Потом смотрит на экран.

Кузя. А это что такое? Простыню какую то повесили…

М. Р. Это, Кузенька, не простыня, это – экран. А этот аппарат называется проектор.

Кузя. Какое слово интересное, я и не слыхивал такого! А зачем он вам нужен? Неужели с ним тоже можно играть? (дети отвечают)

М. Р. Ребята, а зачем нам нужен в играх проектор? Как мы его используем?

Дети отвечают.

Кузя. Картинки на нём показываете? Это как? Откуда они там появляются?

М. Р. Да. Так устроен проектор. Это современная техника — и проектор, и ноутбук.

Кузя. Покажите мне, пожалуйста, какую-нибудь игру с помощью проектора!

Дети предлагают, в какие игры можно поиграть с использованием проектора.

 

Игра «О чём они поют?»

На экран выводится кадр из известного мультфильма. Задача детей  вспомнить, какую песню поют герои этого мультфильма и напеть её. (Например: Крошка Енот – песня «Улыбка»; Крокодил Гена – песня «Пусть бегут неуклюже…»; Кот Леопольд – песня «Если добрый ты» и т.д.) После этого включается запись песни, дети подпевают. Кто отгадает как можно больше песен, тот и выигрывает.

Кузя. Здорово! Удивительная, замечательная техника! Очень долго я проспал. Столько всего появилось интересного. Спасибо вам, ребята за то, что показали мне много новых интересных игр. И мне было приятно, что вы знаете и старинные игры. За это я вас угощу орешками и конфетами.

Кузя угощает детей орешками и конфетами.

Кузя. До свидания, ребята. Я возвращаюсь в кладовку. Когда вы еще будете играть, пригласите меня! Вместе поиграем.

Домовой Кузя уходит.

 

М. Р. Ребята, мы помогли домовёнку Кузе? (Дети отвечают.) А как мы ему помогли? (Дети отвечают.) Те дети, которые считают, что справились со всеми заданиями, возьмут снежинки и повесят их на самую верхушку ёлочки, а те ребята, которым было сегодня трудно – повесят снежинки чуть пониже. (Дети повесили снежинки на деревянный макет ёлочки). Молодцы! Теперь пойдём обратно в группу и попробуем орешки и конфеты, которыми нас угостил Кузя.

Все возвращаются в группу.

 

О. Клепикова, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №13» г. Красавино

 

PageLines