Игры наших предков

Е.В. Шишкина, педагог, Москва

 

«Участвующие в игре выбирают по жребию строителя или архитектора, который становится посередине комнаты. Вокруг архитектора становятся остальные играющие. Архитектор, подходя по очереди к каждому, говорит:

– Ты будешь кирпичом.

– Ты будешь камнем.

– Ты будешь глиной.

– Ты будешь извёсткой.

– Ты будешь деревянной балкой. И т.д.

Участвующие должны хорошо запомнить, что они будут изображать. Когда все получили название своего предмета, нужного при постройке, архитектор произносит громко:

– Я строю дом, и мне нужен кирпич.

Тот, кто называется кирпичом, должен тотчас присесть на корточки и оставаться в таком положении до тех пор, пока архитектор не назовёт другой предмет, например: «Я строю дом, и мне нужна извёстка». При этих словах кирпич встаёт, а извёстка приседает на корточки. Кто забудет присесть, тот платит фант. Когда архитектор скажет: «Дом рушится!» – все должны присесть, а при словах: «Дом готов!» – быстро вскочить на ноги. Кто забудет присесть или опоздает вскочить, тоже платит фант.

Если играющих много, то можно назначить несколько предметов одного рода, то есть несколько играющих могут быть камнями, извёсткой, водой и т.п., и как скоро архитектор назовёт один предмет, то все, называющиеся этим именем, должны в одно время присесть».

Эта игра называется «Постройка дома». Она была опубликована в одном из выпусков журнала для детей «Задушевное слово», который издавался в России в конце XIX – начале XX века.

В нашем, XXI веке, эту игру с успехом используют педагоги и психологи, когда предлагают детям исполнить роль без слов в пластических этюдах или театрализованных представлениях, например изобразить дерево, кресло, плюшевого мишку.

Вообще многие современные игры заимствованы из игр прошлого.

Англичанин Семьюэл Пепиз в своём дневнике записал, что 26 декабря 1664 года он пошёл спать, оставив жену и домочадцев «за их играми и игрой в жмурки, которые закончились только к четырём часам утра».

В жмурки играли многочисленные поколения детей и взрослых. Существует классический вариант этой игры и многочисленные варианты с дополнениями. Во всех вариантах водящему завязывают глаза.

  • Игроки ходят по кругу, в центре которого стоит водящий. Когда водящий три раза хлопнет в ладоши, игроки останавливаются. Тогда водящий указывает на круг. Игрок, на которого указал водящий, входит в круг, и в течение двух минут его пытается поймать водящий. Если его поймают, он водит.
  • Водящий берёт палку, а игроки ходят вокруг него в пределах досягаемости палки. Когда водящий укажет палкой на игроков, все останавливаются, и ближайший к палке берётся за её конец. Водящий спрашивает: «Кто это?». Игрок изменённым голосом отвечает: «Это я». Если водящий узнал голос, игрок меняется с ним местами. Если водящий ошибся, он делает новую попытку.
  • Все, кроме водящего, садятся на стулья, поставленные в кружок. Водящий садится на колени одного из игроков и пытается угадать, кто это, не прикасаясь руками к игроку. Обычно тот, к кому сели на колени, начинает хихикать. Если водящий узнаёт игрока, тот занимает его место, если нет, водящий садится на колени другого игрока.

Популярностью пользовались прятки – игры, в которых нужно найти спрятанный предмет или спрятавшихся игроков. Одна из таких игр называется «Сардины».

Вначале тянут жребий, чтобы решить, кому идти прятаться, – иногда проще выбрать для этой цели наиболее усталого или ленивого игрока. Тот, кого выбрали, выходит из комнаты и ищет подходящее место. Через несколько минут остальные игроки расходятся, чтобы искать спрятавшегося.

Первый, кто его найдёт, ждёт, когда другие игроки скроются из вида, и залезает в то же укромное место. Вдвоём они поджидают, когда их найдёт следующий игрок. И так до тех пор, пока все игроки, за исключением одного, не окажутся в укромном месте, как сардины в банке, – отсюда название игры. Последний игрок, который обнаружит прячущихся, будет первой сардиной при повторе игры.

На протяжении столетий и взрослые, и дети с удовольствием играли в игры, в которых игроки соревнуются в передаче предметов друг другу разными способами. Чтобы победить в играх «Эстафета с коробком» и «Передай апельсин», участникам приходится находить баланс между скоростью и ловкостью.

«Эстафета с коробком» – одна из простейших игр, но она обычно вызывает бурю эмоций.

Ведущий делит игроков на две команды, предлагает членам каждой команды встать друг за другом и соединить руки за спиной.

Первый игрок в колонне надевает на нос внешнюю часть спичечного коробка и по команде ведущего «Старт» передаёт её носом следующему игроку. И так до конца колонны.

Если кто-то из игроков роняет внешнюю часть коробка, то её возвращают первому игроку в колонне, и всё начинается сначала.

Побеждает команда, в которой внешняя часть коробка быстрее доходит до конца колонны.

Апельсины – традиционное угощение на Рождество, поэтому неудивительно, что игра «Передай апельсин» всегда была частью рождественских празднований.

Ведущий делит игроков на две команды, предлагает каждой команде сесть на пол в ряд боком друг к другу; команды должны расположиться напротив друг друга.

Первому игроку каждой команды дают апельсин. По сигналу ведущего «Старт» этот игрок зажимает апельсин между ступнями и передаёт его следующему игроку. Таким же образом апельсин передаётся до конца ряда и затем возвращается назад первому игроку.

Игрок, уронивший апельсин, должен его поднять при помощи ног независимо от того, куда он закатился (по полу можно перемещаться только сидя). Упавший апельсин возвращается первому игроку, и всё начинается сначала.

Выигрывает команда, в которой апельсин быстрее «пройдёт» до конца ряда и вернётся обратно.

В другой версии этой игры игроки держат апельсин не между ног, а между подбородком и шеей, и передают его без помощи рук.

Неправда ли, эти две игры очень хороши не только для развития моторики, но и для формирования коммуникативных навыков!

Для актёрских игр от их участников требуется живое воображение и некоторые актёрские способности. Игра в шарады-пантомимы, которая была чрезвычайно популярна в XIX веке, явилась прототипом таких игр, как шарады и «В духе слова». В актёрских играх одна команда (или член команды) изображает слово, а другая команда его отгадывает.

Шарады – классическая семейная игра. Она особенно нравится детям, потому что в ней используются костюмы и театральные реквизиты, хотя взрослые тоже поучают от неё удовольствие. И конечно, есть люди, которые сохраняют преданность этой игре. Среди них – члены Британской королевской семьи.

Игроки делятся на две команды, и каждая выбирает двух- или трёхсложное слово, которое слог за слогом «показывается» команде соперника. В конце слово изображается целиком. Например, слово «радуга». Слог «ра-» представляет игрок в костюме ракушки, ведь в словах «радуга» и «ракушка» первые слоги одинаковы. Слог «-ду-» является первым слогом в слове «дудочка», поэтому этот слог представляет игрок, играющий на этом музыкальном инструменте. Слог «-га» является первым в слове «гараж», поэтому члены команды изображают въезжающие в гараж автомобили.

Считается, что игра «В духе слова» возникла в XIX веке. Она построена на наречиях (естественно, знакомит детей с наречиями) и направлена на развитие пантомимики.

Из комнаты выходят два игрока и загадывают наречие, например «устало». Когда они возвращаются, остальные должны угадать его, предлагая этой паре разыграть ситуацию «в духе слова», например дирижировать оркестром или помыть посуду. Загадавшие наречие должны изобразить действия, которые выполняет уставший человек, помогая себе мимикой.

Перечисленные игры – лишь малая толика игрового наследия, передававшегося из поколения в поколение в течение многих столетий. Очень не хотелось бы, чтобы современные компьютерные игры заменили и полностью вытеснили проверенные временем старинные игры. Не забывайте игры наших предков и играйте с детьми!

 

Литература

Задушевное слово. – СПб.: Гектор, 1992.

Энциклопедия игр. Пер. с англ. – М: АСТ, Астрель, 2002.

 

PageLines