Грибы и ягоды в лесу

С.В. Котова, педагог-психолог, Г.Р. Магдазимова, учитель-логопед, ГБОУ Школа № 1321 «Ковчег», Дошкольное отделение 1, г. Москва 

Конспект организованной образовательной деятельности по логоритмике в старшей группе с использованием нейропсихологического подхода. Занятие проводится в соответствии с календарно-тематическим планом и дополнительной образовательной программой «Логоритмика».

Актуальность.

В последнее время увеличилось количество детей, имеющих нарушения в развитии. Трудности при освоении программного материала возникают не из-за детской лени, а вследствие особенностей развития головного мозга современных детей. Чтобы помочь детям скорректировать имеющиеся нарушения, оправдано применение нейропсихологических методик.

Нейропсихологические методики представляют собой совокупность специальных методов, направленных на компенсацию поврежденных функций головного мозга. Нейропсихологическая коррекция актуальна для детей любого возраста и её применение дает положительную динамику при дизонтогенезе различного вида. Она является отличным дополнением к основной коррекционной программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней. Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину этого нарушения и выстроить грамотную программу сопровождения. У детей, имеющих сложности в обучении, прослеживается слабость высших психических функций и межсистемного взаимодействия. Нейропсихология же помогает сформировать эти базовые функции для дальнейшего успешного обучения.

В ходе занятия «Грибы и ягоды в лесу» используется пальчиковая игра, улучшающая координацию и мелкую моторику, а также кинезиологическое упражнение, снимающее напряжение кисти и плечевого пояса – все это  усиливает межполушарное взаимодействие, активизирует структуры мозга, отвечающие за память и устойчивость внимания.При выполнении упражнений развивается тактильное восприятие, мелкая моторика и зрительно-моторная координация, а также умение концентрировать внимание детей.

Интеграция образовательных областей: «речевое развитие», «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «художественно- эстетическое развитие», «физическое развитие»

Цель: коррекция, профилактика и преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения у дошкольников путем развития двигательной сферы с помощью музыкально-ритмических упражнений, сопровождающих их речь.

Задачи
оздоровительные:

-укрепление костно-мышечного аппарата, развитие речевого дыхания, моторных функций, нормализация мышечного тонуса, формирование двигательных навыков и умений, развитие ловкости, силы, выносливости, координации движений;

образовательные:

— совершенствование звуковой культуры речи, активизация словаря по теме занятия;

развивающие:

— развитие слухового внимания, памяти, фантазии, творческих способностей, развитие мимической и артикуляционной моторики, интонационной выразительности речи;

воспитательные:

— воспитание и развитие чувства музыкального ритма,умения слушать и слышать задания; воспитание личностных качеств,чувства коллективизма;

коррекционные:

— обусловлены поэтапностью логопедической работы по устранению различных нарушений речи, моторики и общей двигательной сферы.

Методы и приемы:

наглядные: показ картинок, использование ТСО;

словесные: беседа и вопросы к детям, двигательное упражнение с речевым сопровождением, создание проблемной ситуации;

практические: планирование выполнения задания, контроль и регулирование.

Предварительная работа воспитателя:

беседы о грибах и ягодах, чтение стихов и сказок о них, рассматривание иллюстраций.

Ход занятия

Дети заходят в зал и садятся в круг. Дети вместе с педагогом выполняют упражнение «Приветствие».

Педагог-психолог: Давайте поприветствуем друг друга! Будем передавать мяч по кругу и здороваться.

Дети передают друг другу мяч: Здравствуй, Петя, здравствуй, Лена, здравствуй, Миша и т.д.

Учитель-логопед: Сейчас мы отправимся на прогулку в лес. А что можно увидеть в лесу? Отвечаем полным предложением.

Дети: В лесу можно увидеть грибы, ягоды, деревья…

Учитель-логопед: Молодцы ребята, все верно сказали. Теперь давайте немного разомнемся и покажем грибы при помощи движений.

Выполняют двигательные упражнения «Грибы».

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных,

Издали заметных.

И.п. – основная стойка, руки на поясе. Дети наклоняют голову вправо-влево.
Собирай не мешкай,

это… (сыроежки).

Под осинкой

Стоит мальчик-с-пальчик,

На нем сер кафтанчик,

А шапка – красненькая. (Подосиновик).

И.п. – основная стойка. Поворачивают корпус право-влево.
А вот кто-то важный –

На беленькой ножке,

Стоит у дорожки.

Он в шапочке красной,

На шапке – горошки. (Мухомор)

И.п. – основная стойка.

Педагог считает: на счет «1» дети наклоняются вперед, прикасаясь ладонями к голове; на «2» — возвращаются в и.п.

Что за ребятки на пеньках

Столпились тесной кучкой?

И держат зонтики в руках,

Застигнутые тучкой? (Опята)

 

 

 

Приседают с хлопком над головой.

Посмотрите-ка, ребята,

Тут – лисички, там опята,

Ну, а это на полянке

Ядовитые… (поганки).

Прыгают на двух ногах.

Педагог-психолог: Сейчас мы с вами поиграем. Представьте себе, что грибы строем стоят на полянке. А под листочками спрятались ягоды. Заметили  их грибы и стали перед ними важничать: «Мы такие большие и такие красивые! А вы…» И стали их дразнить. Конечно,  дразнить других – это плохо. Но мы сейчас с вами просто поиграем в «дразнилки».

Учитель-логопед: Ребята, а вы, умеете дразнить и передразнивать? Мы сейчас будем показывать вам картинки, а вы станете мимикой изображать то, что увидели.

Дети вместе с учителем-логопедом выполняют упражнение «Ну-ка, повтори», развивающее мимические мышцы. В процессе игры дети меняют выражение лица по пиктограммам, изображающим различные эмоции: грусть, радость, злость, усмешку и т.д. 

Педагог-психолог: Ягодки тоже расхвастались:

Мы хотя и маленькие,

Но зато удаленькие.

Всех мы любим угостить.

Всем мы любим угодить.

Дети, я буду вам показывать картинки, а вы угадайте, какие ягоды на них изображены.

Педагог-психолог показывает изображения ягод, дети их называют.

Педагог-психолог: Есть и сладкие ягоды – земляника, ежевика. Есть и кислые – клюква, брусника, черника. Но все они очень полезные. Сейчас мы будем собирать ягоды, складывать их в ладошку и одновременно проговаривать слова. Повторяйте за мной.

Вместе с педагогом дошкольники выполняют упражнение  «По ягоды» на развитие внимания.

Мы шли, шли, шли, Дети идут по кругу друг за другом.
Землянику нашли.

Раз, два, три, четыре, пять!

 

Приседают и «собирают ягоды» в ладошку.

Мы идём искать опять.

(В. Волина)

Встают.

Игра повторяется с названием других ягод- черника, голубика, малина и т.д.

Учитель-логопед: Присели ребята отдохнуть, поели немного ягод. Дети, давайте покажем, как мы едим ягоды.

Все садятся на ковер и вместе с педагогами выполняют логопедическую гимнастику.

1.           Имитация жевания- на выработку энергичного сокращения мускулов гортани, глотки;
2.           Движение нижней челюстью вправо, дышать через нос, язык пассивен;
3.           Движение нижней челюстью вправо, язык с силой упирается  в челюсть, помогая движению;
4.           Движение нижней челюстью влево (так же, как и вправо упражнение 2,3);
5.           Круговое движение нижней челюстью — рисовать подбородком букву «О» с открытым и закрытым ртом.

Педагог-психолог: Ягод мы с вами набрали, а теперь будем собирать грибы. Ребята, помогите нам.

Дети собирают грибы, разложенные по разным местам, и складывают  их в корзинку.

Педагог-психолог: А теперь подойдите ко мне и встаньте в круг. Я буду по очереди доставать грибы из корзинки, и передавать его вам. Кто держит гриб в руках, тот должен сказать, как он называется полным предложением.

Грибы дети передают по кругу.

Дети: Это гриб подосиновик, это гриб подберезовик, это белый гриб, это опята, это лисички. (Педагог показывает детям изображения этих грибов).

Учитель-логопед: Ребята, какие вы молодцы, угадали все названия грибов!Ой, кажется, начинается небольшой дождь! Давайте вместе покажем, как капает дождь. Вы должны встать друг за другом в круг и на спинах своих друзей руками изобразить дождь.

Дети выполняют массаж спины «Дождик».

Одновременно проговаривают стихотворение (2 раза):

Дождик бегает по крыше — Дети встают друг за другом «паровозиком» и похлопывают ладонями по спине друг друга.
Бом-бом-бом!

По весело звонкой крыше –

Бом-бом-бом!

 

Постукивают пальчиками.

— Дома, дома посидите, —

Бом-бом-бом!

Поколачивают кулачками.
Никуда не выходите, —

Бом-бом-бом!

Растирают ребрами ладоней.
Почитайте, поиграйте — Кладут ладони на плечи и большими пальцами растирают плечи круговыми движениями.
Бом-бом-бом!
А уйду — тогда гуляйте…

Бом…бом…бом…

Поглаживают ладонями.

Учитель-логопед: Дождик закончился и теперь можно погулять и поиграть. Представьте, что вы гуляете на поляне.  Когда вы услышите хлопок в ладоши один раз, вы должны присесть. Когда два хлопка, ускорить шаг. На три хлопка, вы должны замереть.

Дети вместе с педагогами играют в коммуникативную игру.

Цель игры: развить произвольное внимание.

Ход игры: дети ходят врассыпную, на 1 хлопок – приседают, на 2 – ускоряют шаг, на 3 — замирают.

Педагог-психолог: Теперь давайтерасположимся на этой полянке. Закроем глаза и послушаем, как шумит лес.

Дети ложатся и слушают шум леса (аудиозапись).

Учитель-логопед: Ребята,теперь нам пора возвращаться в детский сад!

Присядьте в круг и давайте попрощаемся.

Дети говорят слова и хлопают в ладоши

До свиданья, до свиданья,

Возвращайтесь поскорей.

Провожаем, провожаем

В нашу группу мы детей.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.
  2. Мухина А. Я. Речедвигательная ритмика. — М.: АСТ, 2010
  3. Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М., 2005.
  4. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. — М.: Генезис, 2008.
  5. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение. М., 2003.
  6. Краузе Е. Н. Логопедия. — СПб.: Корона. Век, 2012.
  7. Рашкова Т. Гимнастика мозга или обычная зарядка [Электронный ресурс]: Дети Будущего.
  8. Подготовка к обучению. Гимнастика мозга / BrainGym [Электронный ресурс]: СПбГМТУ Среднетехнический факультет.
  9. Упражнения Гимнастики Мозга [Электронный ресурс]: Образовательная кинезиология.
  10. «Гимнастика мозга» для детей дошкольного возраста Турова И. В. ассистент кафедры педагогики детства КГПУ им. В.П. Астафьева, 2015
PageLines